Файл: Пояснительная записка Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципального дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144» г. Саратова

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

второй группы раннего возраста

(2-3 года)

Саратов 2019-2020

Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:


государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!



- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. воспитанника: ************************************

Группа 2 группа раннего возраста

Дата рождения ************************************

Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2019

Воспитатели: ***********************************

Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: речевое развитие;

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие




Начало года (сентябрь)

Конец года (май)

Речевое развитие

1




Познавательное развитие

1




Социально-коммуникативное развитие

1




Художественно-эстетическое развитие

1




 

Проблема ребенка:

- не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

- не общается в диалоге с воспитателем.

- не может подражать действиям сверстника и взрослого.

- не выполняет поручения, простейшие трудовые действия.

- не проявляет интерес к действиям воспитателя и сверстников.

- не рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.


- не следит за действиями героев кукольного театра.

- не слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

- не знает своё имя, имена членов семьи и воспитателей, не называет их.

- не называет предметы ближайшего окружения.

- не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.

- не узнаёт шар и куб.

- не называет размер (большой-маленький).

- не группирует однородные предметы, не выделяет один и много.

- не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру.

- не сопровождает речью игровые и бытовые действия.

- не отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

- не может рассказать о событии из личного опыта, об изображённом на картинке, об игрушке.

- не проявляет навыки опрятности.

- не пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком).

- не различает основные формы конструктора. Со взрослым не сооружает постройки.

- не создаёт простые предметы из разных материалов, не обыгрывает совместно со взрослым.

- уровень развития ниже показателей возрастной нормы.

Задачи:

- формирование элементарных математических представлений.

- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- развитие трудовой деятельности.

- развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

- формирование познавательных действий, становление сознания.

- развитие воображения и творческой активности.

Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю

Продолжительность  индивидуальных занятий: 36 недель

Работа с родителями : беседы, консультации, рекомендации.


Познавательное развитие



Дата

Название игры (упражнения)

Цель

Результаты работы (заполняются по мере проведения работы)




1

Сентябрь

04.09.19 г.



«Времена года»


Формировать пространственно-временные представления, обогащение словаря и формирование грамматических категорий.

Запомнил времена года.


2

11.09.19 г.


«Какой фигуры не стало»

Учить различать и называть геометрические фигуры.


Научился различать и называть геометрические фигуры.

3

18.09.19 г.

«Где спрятался зайчик!»

Учить находить растения по характерным признакам

Наблюдается положительная динамика в развитии.

Улучшилось внимание и память.

4

25.09.19 г.

Д/и «От какого дерева лист?»

Расширять представления о растениях.

Наблюдается положительная динамика в развитии.

5

Октябрь

02.10.19 г.

Д/И «Что изменилось?»

Формировать зрительное внимание.

Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения.

6

09.10.19 г.

Рассматривание иллюстраций об осени.

Развивать интерес к природе через рассматривание иллюстраций, закрепить знание осенних месяцев.

Наблюдается положительная динамика в развитии.

Улучшилось внимание и память.

7

16.10.19 г.

Опыты с водой.

Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность.


У ребенка сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

8

23.10.19 г.

«Такие разные листочки»

Учить сравнивать листья разных деревьев по цвету и величине.

Наблюдается положительная динамика в развитии.

9

30.10.19 г.

«Наши друзья»


Расширять представления об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним

У ребенка сформировался устойчивый интерес к познавательной, мыслительной деятельности.

10

Ноябрь

06.11.19 г.

«Какой игрушки не хватает»

Развивать умение сравнивать игрушки по цвету и форме. Воспитывать зрительное внимание

Наблюдается положительная динамика в развитии.

Улучшилось внимание и память.

11

13.11.19

«Соберем бусы»


Формировать умение группировать геометрические фигуры

Навык сформирован.


12

20.11.19 г.

Исследование «Когда прорастет лучок?».

Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность.

У ребенка сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

13

27.11.19 г.

«Выбери одежду для матрешек»


Развивать зрительное внимание. Закреплять названия цветов

Навык сформирован.


14

Декабрь

04.12.19 г.

«Кому какая форма»


Учить группировать геометрические фигуры по форме

Навык сформирован.


15

11.12.19 г.

«Неделька, стройся».


Закрепить дни недели.


Запомнил дни недели.


16

18.12.19 г.

Р/и «Путешествие»

Р/и «Куда бросим мяч?»

Изучить взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между.

Стал лучше ориентироваться в пространстве.

17

25.12.19 г.

«Составь узор».


Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, повторить геометрические фигуры.

Навык сформирован.


18

Январь

15.01.20 г.

Занимательные задачки.

Развивать логическое мышление.




19

22.01.20 г.

Д/и «Найди круг»

Развивать элементарные пространственные ориентировки ( вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.




20

29.01.20 г.

Опыты и эксперименты с воздухом.

Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность.





21

Февраль

05.02.20 г.

Д/и «Поездка»

Р/и «Живые числа»

Формировать представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств.




22

12.02.20г.

Игра с геометрическими фигурами «Соседи»

Различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Находить геометрические фигуры в знакомых предметах.




23

19.02.20 г.

Р/и «Назови пропущенное слово»

Д/и «Когда это бывает»

Уточнить представления о времени суток: утро – вечер, день – ночь.

знакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.




24

26.02.20 г.

Р/и «Разноцветные фигуры»

Р/и с блоками Дьенеша «Подбери подходящее»

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали). Группировать фигуры по форме, цвету, размеру.




25

Март

05.03.20 г.

«Наш день» 

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».




26

12.03.20 г.

«Птицы прилетели»

Лото «Животные»

Повторить перелётных птиц.

Закрепить знание диких и домашних животных.




27

19.03.20 г.

Опыты и эксперименты с камнями.

Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность.




28

26.03.20 г.

Д/и «Геометрическая мозаика»

Р/и «Сгруппируй фигуры»

Развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам.





29

Апрель

02.04.20 г.

Р/и «Путаница»

Д/и «Угадай, где спрятано»

Формировать представления о пространстве и времени.





30

09.04.20 г.

Занимательные задачки.

Развивать логическое мышление.




31

16.04.20 г.

Графический диктант.

Учить ориентироваться на плоскости листа в клеточку.





32

23.04.20 г.

«Не ошибись»


Учить составлять плоские и геометрические фигуры.





33

Май

07.05.20 г.

Р/и «Что шире, что уже»

Д/и «Длинное - короткое»

Учить сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.




34

14.05.20 г.

Р/и с блоками Дьенеша «Игра с тремя обручами»

Р/и «Найди парную картинку»

Учить различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Учить находить геометрические фигуры в знакомых предметах.




35

21.05.20 г.

Игра «Вчера, сегодня, завтра».

Закрепить название частей суток.




36

28.05.20 г.

Лото «В мире растений»


Закрепить слова-обобщения: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизировать словарь по данным темам.