Файл: Механизм развития и инвестирования сферы физической культуры и спорта региона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повышение эффективности работы и оптимизация использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта будет способствовать улучшению общего социального климата в Нижегородской области и повышению качества жизни.
3.2.Реализация мероприятий по развитию сферы физической культуры и спорта Нижегородской области
В настоящее время в отрасли физической культуры и спорта Нижегородской области имеется ряд проблем, одна из которых – недостаточное развитие материально-технической базы и финансирования спорта. В области отсутствуют современные технически оснащенные базы для подготовки спортсменов для выступлений на международных соревнованиях, олимпийских играх (за исключением Нижегородского биатлонного комплекса), слабо развита база спортсооружений по месту жительства для проведения спортивно-массовых мероприятий и привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом. Основной проблемой школ является нехватка спортивного инвентаря, оборудования и спортивной экипировки, а так же финансирования поездок на соревнования. Как и в предыдущие годы, происходит большая «текучесть» кадров из-за низкой заработной платы и отсутствия жилья. Тренеры-преподаватели с физкультурным образованием переходят на выше оплачиваемую работу, не связанную с профессиональной деятельностью.

В настоящее время в Нижегородской области функционирует около 3690 объектов спорта. Обеспеченность спортивными залами от существующего норматива составляет 61,2%, бассейнами - менее 6,3%, плоскостными сооружениями - около 24,1%. Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задаче обеспечения сферы физической культуры и спорта, не может удовлетворить потребность и растущий спрос различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом.

Одним из основных направлений является формирование инфраструктуры спорта, создание соответствующей материально-технической базы, необходимой для ее развития, и конкретно — формирование сети физкультурно-спортивных объектов и сооружений путем реконструкции, модернизации имеющихся и строительства новых.

Несмотря на то, что материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными объектами и спортивными сооружениями, в целом она остается недостаточной.


Для эффективного контроля за совершенствованием материально-технической базы физической культуры и спорта, необходимо создать единую базу перечня спортивных сооружений, находящихся в эксплуатации Нижегородской области . В единой базе должна содержаться следующая информация о спортивных объектах:

— количественный перечень объектов физической культуры и спорта, находящихся как в эксплуатации, так и в не рабочем состоянии;

— степень качественного и технологического состояния спортивных объектов (степень физического износа);

— выделение структуры объектов спорта по категориям (массовый и профессиональный спорт), видам спорта и региональному размещению.

Также необходимо разработать и реализовать систему маркетинговых исследований по выявлению потребностей населения в обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями, в рамках которой:

— выявить структуру потребностей по занятиям различными видами спорта в региональном разрезе;

— определить оптимальную структуру основных, дополнительных и сопутствующих услуг спортивных центров;

— разработать схему типового размещения спортивных сооружений на территории региона;

— сформулировать рекомендации по расчету цен и формированию ценовой политики для спортивных центров, организованных в структуре государственной корпорации.

Финансирование физической культуры и спорта в Нижегородской области происходит в основном за счет консолидированного бюджета субъекта РФ, т.е. из бюджета Нижегородской области и бюджетов муниципальных образований. Федеральным бюджетом финансируется только часть затрат (в размере 30%) на строительство новых спортивных сооружений и проведение всероссийских спортивных мероприятий на территории Нижегородской области (например такие, как «Кросс наций», «Лыжня России», «Всероссийский день бега» и т.д.) В настоящее время область финансового обеспечения отрасли физической культуры и спорта имеет низкий уровень инвестиционной привлекательности, учитывая это, необходимо разработать единую государственную политику по эффективному использованию материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, рассмотреть и выработать действенные механизмы финансирования и софинансирования строительства объектов спорта не только средствами федеральных (региональных и муниципальных) образований, но и привлечение частного капитала, с последующей передачей объектов физической культуры и спорта в доверительное управление, в том числе и частному бизнесу, в соответствии с нормативами и отраслевыми (ключевыми) показателями, в которых также будут предусмотрены принципы распределения ответственности эксплуатирующих организаций, а также санкции в случае использования указанных объектов не по целевому назначению (возможно, установить, что в процессе эксплуатации вышеуказанных объектов спорта частными организациями и извлечения прибыли в ходе их коммерческой эксплуатации эксплуатирующая организация будет обязана направлять фиксированную часть прибыли на

содержание эксплуатируемого объекта, совершенствование и развитие материально-технической базы данных объектов).

Так же необходимо провести разработку современных социальных нормативов, отраслевых ключевых показателей эффективности использования материально-технической базы сферы, на основе которых должны определяться условия инвестиционного участия и ответственности любых субъектов в указанной деятельности, законодательно установить налоговые преференции инвесторам (управляющим организациям) в случае соблюдения всех установленных обязательств и постоянного увеличения положительного эффекта (по вышеуказанным отраслевым и ключевым показателям) от использования объектов спорта.

В области развития материально-технической базы физической культуры и спорта можно определить следующие приоритеты:

— развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях;

— развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом по месту работы и жительства;

— развитие спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки, для подготовки спортсменов высокого класса (включая паралимпийские и сурдлимпийские виды спорта).

Для того чтобы претворить в жизнь выше указанные направления необходимо провести модернизацию материально-технической базы физической культуры и спорта. С этой целью необходимо:

— разработать новые областные нормативы обеспеченности населения объектами спорта;

— создать информационный банк и реестр объектов спорта, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и осуществлять контроль за целевым использованием этих объектов;

— создать единый Интернет-ресурс «Реестр объектов спорта Нижегородской области » с основными данными по всем спортивным объектам;

— создать паспорта объектов спорта, полномочия по оформлению и ведению паспортов возложить на собственников спортивных сооружений, регистрацию паспортов и предоставление сводных данных в «Реестр объектов спорта Нижегородской области » возложить на органы исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта;

— обеспечить, в соответствии с санитарными правилами и нормами, образовательные учреждения объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и учебных занятий путем создания многофункциональных спортивных залов на основе трансформирующихся конструкций и оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, организации на прилегающих территориях дополнительных спортплощадок для различных видов спорта;


— разработать программу по оказанию поддержки по модернизации и реконструкции объектов спорта и их эксплуатацию физкультурно-спортивными объединениями;

— разработать типовой проект дворовых спортивных площадок с последующим их применением при обустройстве и строительстве спортивных площадок и их комплексов в Нижегородской области;

— создать стандарты обеспеченности территориальных единиц (муниципалитетов) объектами спорта и обеспечить круглогодичное функционирование спортивных сооружений и секций;

— при строительстве новых образовательных учреждений (школ, техникумов, ВУЗов) необходимо включать в их состав комплексы и отдельные объекты спорта, отвечающие современным требованиям и нормативам по объектам спорта для образовательных учреждений;

— разработать рекомендации и проекты положения по новым типам объектов спорта, отвечающих запросам различных групп населения для занятий избранными видами спорта;

— создавать материально-техническую базу для зимних олимпийских видов спорта путем строительства специализированных спортивных сооружений (лыжных трамплинов, уникальных сооружений для бобслея, санного спорта, фристайла, сноуборда), оборудования трасс и склонов для горных лыж;

— организовать регулярное проведение мониторинга социально-экономической эффективности использования объектов спорта.

Укрепление материально-технической базы в сфере физической культуры и спорта, а также улучшение системы финансирования позволит повысить эффективность развития области физической культуры и спорта, столь значимой для повышения качества человеческого потенциала и развития социально-экономического состояния Нижегородской области .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Одной из основополагающих задач региональной политики, проводимой администрацией Нижегородской области, является формирование системы комплексной многопрофильной базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья жителей области. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Решением этих вопросов занимается сфера физической культуры и спорта, которая является одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, развития физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.

Социально-экономическое развитие Нижегородской области в настоящее время день находится на достаточно очень высоком уровне. Анализ показал, что географическое положение, климатические условия, природные запасы, а также человеческий потенциал, положительно способствуют этому развитию. Немаловажным фактором в социально-экономическом развитии области имеет и развитая инфраструктура сферы физической культуры и спорта. Поэтому одним из приоритетных направлений Администрацией Нижегородской области , в тесном сотрудничестве с Управлением физической культуры и спорта, выбрано направление развития сферы физической культуры и спорта, расширение инфраструктуры и укрепление материально-технической базы.

Анализ динамики физической культуры и спорта в Нижегородской области показал достаточно хорошие результаты по развитию сферы физической культуры и спорта в Нижегородской области . В области культивируется около 80-ти видов спорта, идет активное строительство новых и реконструкция старых спортивных сооружений.Но даже при том, что материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными объектами и спортивными сооружениями в целом она остается недостаточной. Существенным образом сказывается недостаток спортивных сооружений в муниципальных районах области, что сдерживает привлечение широких слоев и групп населения к занятиям физической культурой и спортом. Недостаток двигательной активности ведет к снижению уровня физической подготовленности различных групп населения, росту ряда заболеваний. Наблюдается низкий уровень готовности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе, в том числе и по показателям физического здоровья. Серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы наркомании, токсикомании, табакокурения. Наиболее остро проявляется тенденция распространения этих явлений в среде молодежи.