Файл: Группы и значимость. Формальные и неформальные группы.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты групп в менеджменте организации
1.1 Трудовой коллектив как социальная группа. Формальные и неформальные группы
1.2. Формирование групп и управление групповым поведением
2.1 Исследование взаимоотношений в рабочей группе (на примере бригады цеха 34-1)
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности рабочих групп в организации
Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами бригады достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных).
Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценки когнитивной компоненты отношений в бригаде[43]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что могли бы дать достаточно полную характеристику: Деловых качеств большинства членов коллектива? Личных качеств большинства членов коллектива? |
8,5 7,3 |
7,5 6,8 |
2,1 1,8 |
51,7 55,2 |
30,2 28,9 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? |
13,9 |
8,9 |
8,9 |
46,2 |
22,1 |
Анализ результатов исследования когнитивной компоненты межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).
Для целостной характеристики каждого компонента, полученные сочетания, обобщены следующим образом:
- положительная оценка (положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – положительные);
- отрицательная оценка (отрицательные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два – отрицательные);
- неопределенная, противоречивая оценка (на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответ на два вопроса неопределенный, один ответ – неопределенный, а два других имеют противоположные оценки).
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных компонентов отношения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты обобщения индивидуальных оценок отдельных
компонентов отношения в бригаде[44]
Характер оценки |
Процент ответов в общей выборке |
||
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент |
Когнитивный компонент |
|
Положительная |
63,7 |
68,8 |
78,1 |
Отрицательная |
33,6 |
25,8 |
17,6 |
Неопределенная |
2,7 |
5,4 |
4,3 |
Оценку компонента проводим с использованием формулы:
О = О (+) – О (-), (1)
где О (+) – процент положительных ответов,
О (-) – процент отрицательных ответов.
Для эмоционального компонента: Оэ = 63,7 – 33,6 = 30,1 >0.
Для поведенческого компонента: Оп = 68,8 – 25,8 = 43,0 > 0.
Для когнитивного компонента: Ок = 78,1 – 17,6 = 60,5 > 0.
Таким образом, с учетом знака каждого компонента, рассматриваемые отношения можно считать полностью положительными, а психологический климат в коллективе может трактоваться как весьма благоприятный.
Вместе с тем, следует отметить, что достаточно высокий процент опрошенных (около 40 % при оценке эмоционального компонента и около 10 % при оценке поведенческого компонента) не удовлетворен психологической атмосферой в своем трудовом коллективе.
2.2. Оценка трудовой ситуации
Проведем анализ оценки членами коллектива различных элементов трудовой ситуации: работы в целом, состояния оборудования, равномерности обеспечения работой, размером зарплаты, санитарно-гигиеническими условиями труда, отношениями с непосредственным руководителем, разнообразием работы, уровнем организации работы, степенью влияния руководителя на дела коллектива (табл. 5). Для проведения исследования использован диагностический опросник социально-психологического климата группы А. А. Крыловой и С. А. Маничевой.
Таблица 5
Анализ оценки элементов трудовой ситуации в бригаде[45]
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Нравится ли Вам Ваша работа? |
18,5 |
39,3 |
3,1 |
25,7 |
13,4 |
Удовлетворены ли Вы: Состоянием оборудования Равномерностью работы Размером заработной платы Санитарно-гигиеническими условиями труда Отношениями с непосредственным руководителем Разнообразием работы Организацией работы Влиянием руководителя на дела коллектива |
43,9 4,8 43,9 22,4 15,4 28,9 13,9 12,9 |
28,9 9,6 31,9 33,1 24,6 35,9 15,8 16,9 |
3,9 2,1 - - - 7,8 - 5,9 |
21,2 73,5 21,8 33,4 42,9 35,8 58,9 55,9 |
2,1 10,0 2,4 11,1 17,1 16,8 11,4 8,4 |
Анализ данных таблицы 5 показывает, что достаточно большой части анкетируемых нравится своя работа (39,1 %). Вместе с тем 18,5 % опрошенных однозначно не нравится выполняемая ими работа, еще 39,3 % не удовлетворены содержанием работы в полной мере. При этом большая часть респондентов не довольны размером своей зарплаты - 75,8 %. Относительно низкий процент удовлетворенности отмечается по фактору разнообразия работы (52,6 %).
Следует отметить, что лишь 23,3 % работников удовлетворены состоянием оборудования, а санитарно-гигиеническими условиями труда – лишь 44,5 %. Данные цифры свидетельствуют о необходимости решения проблем, связанных с организацией трудового процесса.
Анализ ответов на вопросы, связанных с отношением к руководству, позволяет сделать вывод, что при достаточно большой группе опрошенных, удовлетворенных отношениями, возникающими с непосредственными руководителями (60 % от всех опрошенных), достаточно высок процент работников (40,0 %), которые испытывают дискомфорт в процессе этих отношений. В связи с этим рационально проведение более подробного исследования отношений руководителей и подчиненных.
2.3. Исследование эффективности управления групповым поведением на основе оценки отношения подчиненных к руководителю
В качестве инструментария исследования была использована тестовая методика «Руководитель глазами подчиненных» Я. В. Подоляко. С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости:
1) компетентность руководителя (вопросы 1,4, 7, 10, 13, 16, 19);
2) эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
3) требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Сгруппированные и обработанные данные опроса представлены в таблице 6.
Как видно из приведенных в таблице 6 данных, большая часть опрошенных высоко оценивают профессиональные качества мастера: 65 % считают его отличным специалистом, 55 % опрошенных считают, что мастер может дать разумный совет. Однако при этом, работники считают, что мастер не может в полной мере поделиться своими знаниями и умениями с подчиненными ему работниками (лишь 30 % опрошенных считают, что мастер умело обучает профессиональным обязанностям; таков же процент опрошенных, считающих, что мастер умело организует работу коллектива. 70 % опрошенных сомневаются, что мастер достаточно хорошо знает их профессиональные способности и возможности, а соответственно и сомневаются в объективной оценке руководителем результатов их трудовой деятельности.
Таблица 6
Результаты оценки взаимоотношений руководителя
и подчиненных[46]
№ вопроса |
Содержание вопроса |
Процент ответов в общей выборке, % |
|
«Да» |
«Нет» |
||
Оценка компетентности мастера, его профессионального руководителя |
|||
1 |
Руководитель – отличный специалист |
65,0 |
35,0 |
4 |
Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям |
30,0 |
70,0 |
7 |
Руководитель умело организует мою деятельность |
30,0 |
70,0 |
10 |
Руководитель всегда умеет дать разумный совет |
55,0 |
45,0 |
13 |
Руководитель всегда инициативен и находчив |
55,0 |
45,0 |
16 |
Руководитель знает мои способности |
30,0 |
70,0 |
19 |
Руководитель зря не накажет |
30,0 |
70,0 |
Оценка эмоциональности руководителя, его умения проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность |
|||
2 |
У меня хорошие взаимоотношения с руководителем |
55,0 |
45,0 |
5 |
Руководитель – чуткий человек |
30,0 |
70,0 |
8 |
Я вполне доволен руководителем |
30,0 |
70,0 |
11 |
Я полностью доверяю руководителю |
30,0 |
70,0 |
14 |
Работать с руководителем – одно удовольствие |
30,0 |
70,0 |
17 |
Руководитель всегда понимает мое настроение |
30,0 |
70,0 |
20 |
Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами |
30,0 |
70,0 |
Оценка требовательности и справедливости руководителя, его умения взаимодействовать с подчиненными |
|||
3 |
Руководитель – справедливый человек |
45,0 |
55,0 |
6 |
Слово руководителя для меня – закон |
55,0 |
45,0 |
9 |
Руководитель достаточно требователен ко мне |
70,0 |
30,0 |
12 |
Оценка руководителя для меня очень важна |
55,0 |
45,0 |
15 |
Руководитель уделяет мне много внимания |
45,0 |
55,0 |
18 |
Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет |
45,0 |
55,0 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что эффективность руководителя складывается не столько из его способности самостоятельно выполнять работу, сколько из способности управлять деятельностью подчиненных. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что профессиональные способности мастера как менеджера являются недостаточно высокими.
Оценка руководителя с точки зрения его эмоциональных качеств показало, что большая часть работников считают отношения с данным руководителем хорошими. Однако по всем остальным характеристикам эмоциональные качества данного руководителя являются достаточно низкими (большая часть работников не считают возможным делиться с руководителем своими переживаниями, мыслями и заботами).
Оценка требовательности мастера показала достаточно высокие показатели этой стороны его деятельности. Однако, следует обратить внимание на тот факт, что 70 % опрошенных считают руководителя требовательным, но лишь 45 % - справедливым. Такая ситуация приводит к тому, что работник зачастую старается качественно выполнить свои обязанности лишь из-за страха быть наказанным, но не проявляя при этом инициативы и творчества.
Выводы
В работе исследован коллектив работников бригады 34-1 ООО «Специализированное производство автокомпонентов».
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1) большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе;
2) сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных);
3) большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).