Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия)» (Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования
1.2. Методы формирования ассортимента товаров предприятия торговли
1.3. Проблемы формирования ассортимента товаров на предприятии торговли и пути их решения
2.1. Краткая характеристика предприятия розничной торговли ООО «Ария Групп»
3. Совершенствование формирования ассортимента товара на предприятии торговли ООО «Ария Групп»
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента товаров на исследуемом предприятии
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий на предприятии ООО «Ария Групп»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях наиболее актуальной задачей для торговых предприятий является формирование ассортимента. Выбор наиболее привлекающих потребителя товарных позиций позволяет предприятию устойчиво функционировать в динамично развивающихся рыночных условиях. Но формирование ассортимента происходит на этапе становления предприятия. Соответствие же условиям хозяйствования предполагает необходимость непрерывного анализа и исследования ассортимента и на их основе разработку и внедрение мер по его совершенствованию.
Сущность формирования ассортимента заключается в том, чтобы торговое предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Работа по формированию товарного ассортимента проводится на основе учета особенностей психологии восприятия, финансовой привлекательности и рыночных перспектив ассортиментных позиций.
Оптимально подобранный ассортиментный портфель предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей чистой прибыли в выручке предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.
Актуальность темы исследования несомненна, поскольку любому торговому предприятию, для того чтобы развиваться и преуспевать, необходимо правильно проанализировать предлагаемый потребителям ассортимент продукции и принять решение либо о продолжении продажи товара, либо о снятии его с реализации и исключении из номенклатуры.
Целью темы исследования является изучение направлений, методов и особенностей формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучены теоретические аспекты формирования ассортимента предприятия торговли;
2. Проведен анализ деятельности ООО «Ария Групп» и оценка направлений формирования ассортимента товара;
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента ООО «Ария Групп».
Объектом исследования является предприятие розничной торговли ООО «Ария Групп».
Предметом исследования выступает формирование ассортимента товаров предприятия торговли.
Научной основой исследования послужили работы следующих авторов: Панкратов Ф.Г., Половцева Ф.П., Петрище Ф.А., Кравченко Л.И, Чернов В.А. и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Так же имеются приложения.
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Ассортимент товаров предприятия торговли: характеристика, структура, процесс формирования
Ассортимент является одной из важнейших характеристик деятельности торгового предприятия. Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, сырью, способу производства и т.п.). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы. [6, С. 85]
В таблице 1 систематизированы точки зрения различных авторов на определение категории «товарный ассортимент».
Ассортимент имеет ряд характеристик: ширину; глубину; полноту; степень обновления; структуру. [20, С. 142]
Широта характеризуется количеством изделий того или иного назначения.
Глубина – определенное количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.
Полнота – отношение фактического количества разновидностей товара к количеству, предусмотренному соответствующей спецификацией или прейскурантом.
Степень обновления ассортимента – удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.
Структура ассортимента – это удельный вес товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в общей сумме выручки от продаж. Структура позволяет определить наиболее рациональный ассортимент для предприятия, что дает возможность сократить затраты труда, времени, ускорить реализацию, увеличить скорость выручки от продаж. [15, С. 98]
Таблица 1
Дефиниции категории «товарный ассортимент»
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
Ф.Г. Панкратов [14, С. 129] |
Товарный ассортимент – номенклатура товаров, реализуемых в магазинах |
Определение рассматривается как совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям |
Не учитываются признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент |
ГОСТ Р 51303-2013 [2, С. 18] |
Товарный ассортимент - набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. |
Определение рассматривается с позиции признаков, объединяющих товары в ассортимент. |
Отсутствует акцент на необходимость оценки потребительских предпочтений. |
Г.А. Васильева [9, С. 105] |
Товарный ассортимент - виды товаров, перечень видов товаров, представленных в магазине, на рынке, в торговой сети. |
Определение рассматривается с точки зрения совокупности товарных групп, реализуемых в различных местах продаж. |
Не учитываются признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент. |
В.С. Теплицкий [13, С. 63] |
Товарный ассортимент - группа однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности. |
Определение рассматривается с точки зрения направленности на удовлетворение определенных покупательских потребностей. |
Определение не учитывает другие признаки объединения совокупности товаров в ассортимент. |
М.В. Артемова [22, С. 147] |
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же клиентам, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен |
Определение рассматривается с различных позиций взаимосвязи товаров |
Не акцентируется внимание на важности и необходимости анализа потребительских предпочтений |
Существуют два основных вида ассортимента: производственный и торговый. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. [5, С. 208] Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
Формирование ассортимента – это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение. [10, С. 113] Его цель создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным. Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса. Устойчивость определяется таким показателем как коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости – это отношение фактического ассортимента к обязательному. По видам товаров коэффициент определяет степень устойчивости ассортимента товаров, не заменяемых в потребительском спросе, а по разновидностям – степень устойчивости взаимозаменяемых товаров. [4, С. 101]
В таблице 2 приведены определения различных авторов термина «формирование товарного ассортимента».
Анализ предложенных дефиниций исследуемой категории позволяет сформулировать определение термина «формирование товарного ассортимента».
Таблица 2
Систематизация точек зрения различных авторов на категорию «формирование товарного ассортимента»
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
Ф.Г. Панкратов [15, С. 254] |
Процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей |
Прослеживается ориентация на актуальность исследования предпочтений потребителей в процессе формирования ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования ассортимента |
М.С. Клочкова [11, С. 39] |
Процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам |
Формирование ассортимента рассматривается как процесс, самостоятельно исполняющийся каждым торговым предприятием |
Не учитывается влияние на формирование ассортимента факторов внешней среды и временной диапазон |
А.С. Якорева [16, С. 219] |
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов |
Определение рассматривается с учетом действия различных факторов, влияющих на формирование ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования товарного ассортимента |
Ф.П. Половцева [17, С. 185] |
Установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли |
Определение рассматривает формирование ассортимента с позиции необходимости установления конкретного ассортиментного перечня |
Не учитывается воздействие факторов внутренней и внешней среды |
И.В. Захаров [12, С. 137] |
Непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы |
Определение рассматривается, как непрерывный процесс, учитывается временной фактор |
Не делается акцент на особенностях формирования ассортимента в процессе реализации товарной программы |
Формирование ассортимента товаров – процесс подбора, установления и корректировки номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. [16, С. 254]
Процесс формирования ассортимента товаров на предприятии представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Процесс формирования ассортимента товаров на предприятии розничной торговли [32, С. 105]
Формирование торгового ассортимента - серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого торговым предприятием, потребностей, его покупательной способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. [45, С. 52] Формирование ассортимента может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики реализуемой продукции, целей и задач, стоящих перед торговым предприятием.
1.2. Методы формирования ассортимента товаров предприятия торговли
Среди основных методов формирования товарного ассортимента следует выделить теории, предложенные Ф. Котлером, Е. Дихтль и X. Хершген, П. С. Завьяловым. Этапы формирования товарного ассортимента, с точки зрения Ф. Котлера, освещены на рисунке 2.
Рис. 2. Формирование товарного ассортимента с точки зрения Ф. Котлера [25, С. 358]
Основываясь на предложенной Ф. Котлером схеме можно отметить, что первый этап, предложенный им методики важен для формирования ассортимента, так как именно анализ является основой дальнейших действий и решений в этом процессе. [35, С. 24] А второй этап недостаточно полон для процесса полного формирования ассортимента, помимо расширения товарной линии, ассортимент необходимо обновлять, гармонизировать, балансировать и т.д.
Е. Дихтль и X. Хершген предлагают формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли и увеличения объема сбыта. Предложенная ими методика приведена на рисунок 3.
Рис. 3. Формирование товарного ассортимента с точки зрения Е. Дихтль и Х. Хершгена [28, С. 201]
Основываясь на предложенной Е. Дихтль и Х. Хершгеном схеме можно отметить, что основным достоинством является учет влияния внешней среды и необходимость исследования рыночного восприятия ассортимента предприятия, что предполагает аналитическую работу не только в сфере внутренней деятельности предприятия, но и внешних параметров. [33, С. 20] Недостатком является отсутствие необходимости непрерывного исследования восприятия потребителями ассортимента на всей продолжительности жизненного цикла образующих его товаров.