Файл: Анализ закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы текущее состояние, проблемы и пути их преодоления 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Глава 2. Анализ закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы: текущее состояние, проблемы и пути их преодоления 2
2.2. Характеристика проблем реализации государственных закупок в сфере здравоохранения города Москва 19
2.3. Пути совершенствования закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы 29
Список источников 34
Глава 2. Анализ закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы: текущее состояние, проблемы и пути их преодоления
2.1. Анализ реализации процесса государственными закупками на примере Департамента здравоохранения г. Москва
Регулирование процедуры государственных закупок лекарственных средств и медикаментов в рамках развития современных социально-экономических систем осуществляется при активном участии государства как субъекта системы управления и как субъекта рыночных отношений, заинтересованного в эффективности и качестве закупаемых товаров, работ и услуг [13].
Вследствие этого в мировой практике используются основные принципы осуществления закупочной деятельности такие как прозрачность, предполагающая открытость и доступность информации о закупках, четкое следование процедурам под контролем государственных органов власти, конкуренция и равные возможности для всех участников закупок.
Формируемая государственная система регулирования закупок предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды, эффективного расходования бюджетных средств, развития добросовестных конкурентных отношений на рынке государственных закупок в сфере здравоохранения.
Создание централизованных структур предполагает системное разделение полномочий и функций по формированию и осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд между субъектами таких структур.
Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или учреждением, который наделяется рядом полномочий заказчика [24].
В рамках данной модели организации закупок создается уполномоченный орган, наделенный функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков. Она обеспечивает эффективное распределение функций между независимыми и профессиональными участниками контрактной системы, однако требует жесткой регламентации их взаимодействия.
Обязанности уполномоченных органов зависят от уровня централизации закупок (рисунок 9) [15]
Централизация | | Базовая | | На уровне публично-правового образования (региона, муниципалитета) |
| | | | |
| Ведомственная | | На уровне органа власти |
.
Рисунок 9. Уровни централизации
Обязанность органов власти относительно выбора порядка закупок прописана в ч. 5 ст. 26 44-ФЗ [1]. Можно одновременно выбрать частичную и полную централизацию. Например, определить закупки, по которым уполномоченный орган выбирает поставщика, и закупки, за которые отвечает полностью.
Уполномоченный орган самостоятельно проводит закупку, в том числе получает заявки от оператора электронной площадки, публикует сведения в ЕИС [15].
В связи с тем, что лекарственные препараты являются социально значимыми товарами, а их закупка считается одной из самых проблемных, на законодательном уровне этому вопросу отводится не только особое внимание, но и к порядку проведения их закупки установлены как дополнительные требования, так и ограничения к участникам закупок.
Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует статьей 26 44-ФЗ [1].
Уполномоченные органы и учреждения создаются с целью централизации закупок.
Для этого заказчики принимают решение о создании и наделении их полномочиями на:
- определение поставщиков (ч.1 статья 26) [1]
- планирование закупок, определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т.ч. приемку товаров, работ, услуг и обеспечение их оплаты (ч. 2-3 статья 26) [1]
Если уполномоченный орган или учреждение наделен полномочиями только на определение поставщика, то не допускается возлагать на него:
- обоснование закупок
- определение условий контракта
- определение начальной (максимальной) цены контракта
- подписание контракта
Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном [15].
Каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика, т.е. сам ли он осуществляет закупки в полном объеме или делегирует эти полномочия частично или полностью уполномоченному органу или учреждению.
Москва является самым крупным мегаполисом Российской Федерации, численность населения российской столицы составляет более 12 миллионов человек. Создание благоприятных социальных условий для жителей столицы, взаимодействие власти и бизнеса является одним из стратегических факторов устойчивого социально - экономического развития города.
Для оценки реализации описанных норм целесообразно рассмотреть подходы к выбору модели ведомственной централизации Департамента здравоохранения города Москвы [31].
Так, заместитель руководителя Департамента здравоохранения в своей статье «Формирование современных управленческих механизмов в сфере закупок для обеспечения нужд здравоохранения столичного мегаполиса» указывает, что модель закупочной деятельности Департамента здравоохранения города Москвы относится к смешанному типу, так как интегрирует децентрализованную и централизованные системы [31]. Основные функции проведения закупок ведет Департамент здравоохранения и профильные государственные организации столицы, что отвечает централизованной части модели закупочной деятельности.
Управленческие механизмы закупочного отдела Департамента здравоохранения реализуются следующим способом (рисунок 10) [31].
Управленческие механизмы закупочного отдела Департамента здравоохранения | ||||
| | | | |
Руководитель отвечает за профессиональное осуществление закупок всего отдела, за своевременное и профессиональное выполнение поставленных задач. | ||||
| | | | |
Руководитель отдела подчиняется первому заместителю руководителя Департамента здравоохранения. | ||||
| | | | |
Методическое и организационное руководство отдела осуществляет Департамент города Москвы по конкурентной политике | ||||
| | | | |
Структура управления состоит из трех отделов, отвечающих: | ||||
| | | | |
за подготовку и планирование размещения лотов | | за обеспечение специализированной профильной техникой и изделиями особого назначения | | за размещением заказа и контроля за полным выполнением взятых обязательств подрядчиком |
Рисунок 10. Управленческие механизмы закупочного отдела Департамента здравоохранения
Эффективность имеющейся модели государственных закупок Департамента здравоохранения подтверждается результатами работы отделов управленческой модели
Уполномоченный орган в Департаменте здравоохранения Москвы ГКУ города Москвы Агентство по закупкам (контрактная служба) ДМЗ [32]
Агентство по закупкам (контрактная служба) — государственное учреждение, подведомственное Департаменту здравоохранения города Москвы, созданное для формирования, функционирования и развития контрактной системы государственных закупок и конкурентной среды, организации проведения и учета торгов в государственном здравоохранении города Москвы [32].
Для удовлетворения потребности и обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения города Москвы, а также бесперебойного оказания медицинской помощи жителям города Москвы, Агентство реализовывает все централизованные и совместные закупки лекарственных препаратов, медицинского оборудования и расходных материалов.
Агентство проводит мониторинг изменений законодательства в части, касающейся действующего законодательства РФ контрактной системы, ориентируется на постоянное развитие, обучение и повышение уровня квалификации и компетенции сотрудников.
Основные виды деятельности (рисунок 11) [32]:
Основные виды деятельности Агентства по закупкам | | Организация и проведение совместных закупок в качестве государственного заказчика. |
| | |
| Организация и проведение торгов второго уровня, выполнение функций уполномоченного органа для подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы учреждений здравоохранения. | |
| | |
| Сбор, систематизация, анализ, обеспечение накопления и сохранности информации в необходимых формах учета и отчетности. | |
| | |
| Контроль за заключением государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг. | |
| | |
| Подготовка отчетных и справочных материалов в части установленной компетенции. |
Рисунок 11. Основные виды деятельности Агентства по закупкам
Агентство может осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности (рисунок 12) [32]:
Виды приносящей доходы деятельности Агентства по закупкам | | Оказание услуг по организации и проведению закупок товаров, работ услуг в качестве специализированной организации |
| | |
| Деятельность по предоставлению права владения и пользования имуществом за плату | |
| | |
| Оказание консультационных и юридических услуг в установленной сфере деятельности | |
| | |
| Оказание услуг по составлению и заключению договоров в соответствии с видами деятельности Агентства |
Рисунок 12. Виды приносящей доходы деятельности Агентства по закупкам
Доходы от указанных видов деятельности поступают в бюджет города Москвы.
Рассмотрим, как на практике ГКУ A3 (КС) ДЗМ осуществляет свои полномочия и участвует в процессе управления закупками в департаменте здравоохранения города Москвы [32].
ДЗМ в начале года собирает первичные потребности от подразделений, при этом каждое подразделение-получатель обязано заявлять материалы от своего имени и оперировать только количественными показателями, но не ценовыми. Департамент, просуммировав потребности, направляет их в
Партнерами Агентства являются (рисунок 13) [32]
Партнеры ГКУ АЗ ДЗМ | | Правительство Москвы |
| | |
| Центр лекарственного обеспечения | |
| | |
| Единая медицинская информационно-аналитическая система | |
| | |
| Гормедтехника | |
| | |
| Портал поставщиков | |
| | |
| НПЦ клинических исследований и оценки медтехнологий |