Файл: Анализ закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы текущее состояние, проблемы и пути их преодоления 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 13. Партнеры ГКУ АЗ ДЗМ
Все лекарственные препараты до начала применения подвергаются экспертизе качества и экспертизе ожидаемой пользы к возможному риску его применения. Эксперты созданного при ДМЗ Центра лекарственного обеспечения и контроля качества, а также НПЦ клинических исследований оценивают заявки на препараты на эффективность каждого наименования и перспективность их применения в практическом здравоохранении [31].

Динамика объема закупок представлена на рисунках 14 и 15 [31].


Рисунок 14. Количество закупок


Рисунок – Начальная максимальная цена контрактов, млрд. руб.
Основные показатели, характеризующие закупки лекарственных препаратов для государственных нужд в 2021 году представлены в таблице 1 [32].
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие закупки лекарственных препаратов для государственных нужд в 2020 году и в 2021 году

Параметр

2020 год

2021 год

Кол-во организаций, заключивших контракты

5 730

5 358

Всего контрактов

320 365

325 623

Кол-во строк

970 456

934 978

Кол-во МНН лекарственных препаратов

2 175

2 328

Суммарная стоимость ЛП, включенных в контракты (тыс. руб.)

536 793 411,7

635 790 660,0

входят в перечень ЖНВЛП (тыс. руб.)

468 778 907

541 278 087,0

не входят в перечень ЖНВЛП (тыс. руб.)

68 014 505

94 512 760,0

%

12,7%

14,9%

входят в стандарты медицинской помощи (тыс. руб.)

348 060 045

321 572 561,8

не входят в стандарты медицинской помощи (тыс. руб.)

188 733 367

314 302 201,9

%

35,2%

48,4%

входят в Программу госгарантий (без дополнений) (тыс. руб.)

331 806 285

302 949 898,5

всего не входят  (тыс. руб.)

204 987 127

332 840 948,5

%

38,2%

52,4%

входят в Программу госгарантий с учетом орфанных ЛП и дополнений, внесенных постановлениями Правительства РФ (тыс. руб.)

363 476 524,3

541 278 087,0

не входят (тыс. руб.)

173 316 887,4

256 401 343,2

Удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий

32,3%

40,3%

в т.ч. включенных в контракты без решения врачебной комиссии (тыс. руб.)

169 287 730

231 325 718,0

%

31,5%

36,4%

из них по несостоявшимся аукционам (единственная заявка) (тыс. руб.)

147 090 161

209 166 147,6

Суммарная стоимость ЛП, не имеющих регистрации в Государственном реестре лекарственных средств (тыс. руб.)

1 406 905,3

7 280 413,9

% от стоимости ЛП, включенных в контракты

0,26%

1,1%




Удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, внесенных постановлениями Правительства РФ, составил в 2021 году 40,3% от общей стоимости лекарственных препаратов, включенных в контракты. В 2020 году этот показатель составлял 32,4% от общей стоимости лекарственных препаратов [31].

Стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, увеличилась на 83 261 377,5 тыс. рублей (с 173 316 887,4 тыс. рублей в 2020 году до 256 578 264,9 тыс. рублей в 2021 году) [31].

Действующими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность приобретения и назначения по решению врачебных комиссий медицинских организаций лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий. Вместе с тем стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, но включенных в контракты без решения врачебной комиссии, увеличилась на 36,6%, с 169 287 730 тыс. рублей в 2020 году до 231 325 718,0 тыс. рублей в 2021 году [31].

При этом стоимость таких лекарственных препаратов, включенных в контракты, заключенные по несостоявшимся аукционам из-за поступления единственной заявки на участие в аукционе, увеличилась на 42,2% (с 147 090 161 тыс. рублей до 209 166 147 тыс. рублей) [31].

Можно отметить существенное (в 5,2 раза) увеличение расходов на приобретение лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств с 1 406 905,3 тыс. рублей в 2020 году до 7 280 413,9 тыс. рублей в 2021 году. При ежеквартальном наблюдении отмечается рост расходов на приобретение незарегистрированных в России лекарственных препаратов в 3-ем и в 4-ом квартале 2021 года (таблица 2) [31].
Таблица 2. Данные о стоимости включенных в контракты лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий или не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств


Период

Стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий (тыс. руб.)

Стоимость ЛП, не имеющих регистрации в Государственном реестре лекарственных средств (тыс. руб.)

абс.

%

абс.

%

2020 год

173 316 887,4

32,3%

1 406 905,3

0,26%

1 кв. 2020 года

40 929 156,9

26,4%

274 559,9

0,18%

2 кв. 2020 года

48 209 709,7

36,4%

360 554,9

0,27%

3 кв. 2020 года

28 415 460,7

28,5%

471 690

0,47%

4 кв. 2020 года

55 762 560,1

37,2%

300 100,7

0,20%

2021 год

256 578 264,9

40,3%

7 305 822,9

1,1%

1 кв. 2021 года

53 024 910,4

31,6%

337 137,3

0,20%

2 кв. 2021 года

50 773 450,3

43,0%

471 115,4

0,40%

3 кв. 2021 года

49 697 010,9

43,4%

669 747,4

0,59%

4 кв. 2021 года

102 905 971,6

43,7%

5 827 822,9

2,5%



Приобретение лекарственных препаратов, не включенных в ГРЛС, регламентируется статьей 47 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», постановлениями Правительства РФ от и от 05.03.2020 г. N 230 [2]

При наличии выданного фармацевтической организации Минздравом России разрешения на ввоз этих лекарственных препаратов на территорию России в количестве, необходимом для проведения курса лечения конкретному пациенту, не требуется проведения процедуры закупок в соответствии с законом N 44-ФЗ [1].

В этих случаях не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика. Закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, т.е. доставкой фармацевтической организацией лекарственного препарата по указанному в контракте адресу в количестве, необходимом для проведения курса лечения конкретного пациента, и проведением оплаты представленных счетов.

Однако в 2021 году количество контрактов на поставку того, чего не может быть, т.е. не зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, увеличилось почти в 2 раза [31].

Если в  2020 года было заключено 412 контрактов на поставку незарегистрированных лекарственных препаратов с использованием процедур, предусмотренных законом N 44-ФЗ и без ссылки на статью 47 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010, то в 2021 году было заключен 781 контракт на поставку этих лекарственных препаратов [31].

Вместе с тем в 2021 году отмечается увеличение расходов в 2,4 раза по сравнению с расходами в 2020 году, на приобретение лекарственных препаратов, возможных к назначению и применению для лечения новой коронавирусной инфекции, а также уменьшение в 2,8 раза расходов на приобретение антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С [31].

Общий ассортимент лекарственных препаратов, включенных в контракты в 2021 году, составил 2 328 международных непатентованных названий [31]. В таблице 3 представлены результаты рейтингового анализа, проведенного по стоимости лекарственных препаратов с использованием кодов II уровня Анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендуемой ВОЗ [31].
Таблица 3. Рейтинговый анализ (ТОР-20) по стоимости лекарственных препаратов, включенных в контракты в 2021 году


Рейтинговый номер 

Названия лекарственных средств (уровень II АТХ классификации)

Стоимость лекарственных препаратов, млн. руб.

абс.

%

Общий итог

635 967,8

100%

1

Противоопухолевые препараты

161 260,0

25,4%

2

Иммунодепрессанты

80 709,3

12,7%

3

Противовирусные препараты для системного применения

51 332,2

8,1%

4

Антикоагулянты

45 125,6

7,1%

5

Гемостатики

35 854,7

5,6%

6

Средства для лечения сахарного диабета

34 816,5

5,5%

7

Вакцины

29 366,4

4,6%

8

Антибактериальные препараты для системного использования

22 317,6

3,5%

9

Препараты для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата другие

21 265,4

3,3%

10

Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ

15 056,0

2,4%

11

Противоопухолевые гормональные препараты

13 493,1

2,1%

12

Иммуномодуляторы

12 930,5

2,0%

13

Плазмозамещающие и перфузионные растворы

9 991,0

1,6%

14

Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей

8 937,8

1,4%

15

Другие терапевтические продукты

7 649,2

1,2%

16

Стимуляторы гемопоэза (антианемические препараты)

4 590,1

0,7%

17

Психотропные препараты

4 454,9

0,7%

18

Контрастные вещества

4 435,7

0,7%

19

Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги

4 321,5

0,7%

20

Анестетики

3 581,1

0,6%




Представленные в таблице группы лекарственных средств обусловили 90% от стоимости лекарственных препаратов, включенных в 2021 году в государственные контракты. Лидирующее положение занимают противоопухолевые препараты, стоимость которых составила 161 260,0 млн. рублей (25,4% от стоимости всех лекарственных препаратов), в том числе стоимость лекарственных препаратов на основе моноклональных антител составила 93 232,0 млн. рублей [31].

Руководством Департамента последовательно проводится работа по переводу всех конкурентных процедур на совместную основу, благодаря чему стоимость закупаемой продукции уменьшается по сравнению с теми закупками, которые проводят отдельные медучреждения.

Совместная работа над типизацией технического задания Департаментов здравоохранения [31], экономической политики и развития г. Москвы [29], Тендерного комитета [30], Главконтроля [33] значительно упростила процесс торгов лекарственными препаратами.

В условиях страховой модели финансирования здравоохранения объем финансового обеспечения отрасли формируется за счет двух основных источников:

- средств бюджета города Москвы,

- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающей в бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

На 2021 г. уточненный объем консолидированного бюджета Москвы с учетом средств ОМС составляет 366,2 млрд рублей, или на 43,1 млрд рублей (13,3%) выше уточненного объема в 2020 г. Также и в последующий плановый период не планируется сокращение бюджетных ассигнований на здравоохранение [28].

Структура расходов бюджета Москвы включает:

- бюджет развития – 50,1 млрд рублей (в том числе расходы на Адресную инвестиционную программу – 27,6 млрд рублей;

- капитальный ремонт объектов здравоохранения – 8,8 млрд рублей;

- текущий ремонт – 0,9 млрд рублей;

- приобретение оборудования и основных средств – 12,7 млрд рублей);

- расходы на социальную поддержку – 30,6 млрд рублей;

- текущие расходы отрасли – 121,2 млрд рублей;

- средства ОМС – 164,3 млрд рублей [28].

Одними из основных расходов отрасли являются расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием по перечню заболеваний и других категорий граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению города Москвы [28].