Файл: Анализ закупочного процесса в сфере здравоохранения города Москвы текущее состояние, проблемы и пути их преодоления 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 13. Партнеры ГКУ АЗ ДЗМ
Все лекарственные препараты до начала применения подвергаются экспертизе качества и экспертизе ожидаемой пользы к возможному риску его применения. Эксперты созданного при ДМЗ Центра лекарственного обеспечения и контроля качества, а также НПЦ клинических исследований оценивают заявки на препараты на эффективность каждого наименования и перспективность их применения в практическом здравоохранении [31].
Динамика объема закупок представлена на рисунках 14 и 15 [31].
Рисунок 14. Количество закупок
Рисунок – Начальная максимальная цена контрактов, млрд. руб.
Основные показатели, характеризующие закупки лекарственных препаратов для государственных нужд в 2021 году представлены в таблице 1 [32].
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие закупки лекарственных препаратов для государственных нужд в 2020 году и в 2021 году
Параметр | 2020 год | 2021 год |
Кол-во организаций, заключивших контракты | 5 730 | 5 358 |
Всего контрактов | 320 365 | 325 623 |
Кол-во строк | 970 456 | 934 978 |
Кол-во МНН лекарственных препаратов | 2 175 | 2 328 |
Суммарная стоимость ЛП, включенных в контракты (тыс. руб.) | 536 793 411,7 | 635 790 660,0 |
входят в перечень ЖНВЛП (тыс. руб.) | 468 778 907 | 541 278 087,0 |
не входят в перечень ЖНВЛП (тыс. руб.) | 68 014 505 | 94 512 760,0 |
% | 12,7% | 14,9% |
входят в стандарты медицинской помощи (тыс. руб.) | 348 060 045 | 321 572 561,8 |
не входят в стандарты медицинской помощи (тыс. руб.) | 188 733 367 | 314 302 201,9 |
% | 35,2% | 48,4% |
входят в Программу госгарантий (без дополнений) (тыс. руб.) | 331 806 285 | 302 949 898,5 |
всего не входят (тыс. руб.) | 204 987 127 | 332 840 948,5 |
% | 38,2% | 52,4% |
входят в Программу госгарантий с учетом орфанных ЛП и дополнений, внесенных постановлениями Правительства РФ (тыс. руб.) | 363 476 524,3 | 541 278 087,0 |
не входят (тыс. руб.) | 173 316 887,4 | 256 401 343,2 |
Удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий | 32,3% | 40,3% |
в т.ч. включенных в контракты без решения врачебной комиссии (тыс. руб.) | 169 287 730 | 231 325 718,0 |
% | 31,5% | 36,4% |
из них по несостоявшимся аукционам (единственная заявка) (тыс. руб.) | 147 090 161 | 209 166 147,6 |
Суммарная стоимость ЛП, не имеющих регистрации в Государственном реестре лекарственных средств (тыс. руб.) | 1 406 905,3 | 7 280 413,9 |
% от стоимости ЛП, включенных в контракты | 0,26% | 1,1% |
Удельный вес стоимости лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, внесенных постановлениями Правительства РФ, составил в 2021 году 40,3% от общей стоимости лекарственных препаратов, включенных в контракты. В 2020 году этот показатель составлял 32,4% от общей стоимости лекарственных препаратов [31].
Стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, увеличилась на 83 261 377,5 тыс. рублей (с 173 316 887,4 тыс. рублей в 2020 году до 256 578 264,9 тыс. рублей в 2021 году) [31].
Действующими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность приобретения и назначения по решению врачебных комиссий медицинских организаций лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий. Вместе с тем стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы государственных гарантий, но включенных в контракты без решения врачебной комиссии, увеличилась на 36,6%, с 169 287 730 тыс. рублей в 2020 году до 231 325 718,0 тыс. рублей в 2021 году [31].
При этом стоимость таких лекарственных препаратов, включенных в контракты, заключенные по несостоявшимся аукционам из-за поступления единственной заявки на участие в аукционе, увеличилась на 42,2% (с 147 090 161 тыс. рублей до 209 166 147 тыс. рублей) [31].
Можно отметить существенное (в 5,2 раза) увеличение расходов на приобретение лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств с 1 406 905,3 тыс. рублей в 2020 году до 7 280 413,9 тыс. рублей в 2021 году. При ежеквартальном наблюдении отмечается рост расходов на приобретение незарегистрированных в России лекарственных препаратов в 3-ем и в 4-ом квартале 2021 года (таблица 2) [31].
Таблица 2. Данные о стоимости включенных в контракты лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий или не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств
Период | Стоимость лекарственных препаратов, не входящих в программы госгарантий (тыс. руб.) | Стоимость ЛП, не имеющих регистрации в Государственном реестре лекарственных средств (тыс. руб.) | |||
абс. | % | абс. | % | ||
2020 год | 173 316 887,4 | 32,3% | 1 406 905,3 | 0,26% | |
1 кв. 2020 года | 40 929 156,9 | 26,4% | 274 559,9 | 0,18% | |
2 кв. 2020 года | 48 209 709,7 | 36,4% | 360 554,9 | 0,27% | |
3 кв. 2020 года | 28 415 460,7 | 28,5% | 471 690 | 0,47% | |
4 кв. 2020 года | 55 762 560,1 | 37,2% | 300 100,7 | 0,20% | |
2021 год | 256 578 264,9 | 40,3% | 7 305 822,9 | 1,1% | |
1 кв. 2021 года | 53 024 910,4 | 31,6% | 337 137,3 | 0,20% | |
2 кв. 2021 года | 50 773 450,3 | 43,0% | 471 115,4 | 0,40% | |
3 кв. 2021 года | 49 697 010,9 | 43,4% | 669 747,4 | 0,59% | |
4 кв. 2021 года | 102 905 971,6 | 43,7% | 5 827 822,9 | 2,5% |
Приобретение лекарственных препаратов, не включенных в ГРЛС, регламентируется статьей 47 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», постановлениями Правительства РФ от и от 05.03.2020 г. N 230 [2]
При наличии выданного фармацевтической организации Минздравом России разрешения на ввоз этих лекарственных препаратов на территорию России в количестве, необходимом для проведения курса лечения конкретному пациенту, не требуется проведения процедуры закупок в соответствии с законом N 44-ФЗ [1].
В этих случаях не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика. Закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, т.е. доставкой фармацевтической организацией лекарственного препарата по указанному в контракте адресу в количестве, необходимом для проведения курса лечения конкретного пациента, и проведением оплаты представленных счетов.
Однако в 2021 году количество контрактов на поставку того, чего не может быть, т.е. не зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, увеличилось почти в 2 раза [31].
Если в 2020 года было заключено 412 контрактов на поставку незарегистрированных лекарственных препаратов с использованием процедур, предусмотренных законом N 44-ФЗ и без ссылки на статью 47 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010, то в 2021 году было заключен 781 контракт на поставку этих лекарственных препаратов [31].
Вместе с тем в 2021 году отмечается увеличение расходов в 2,4 раза по сравнению с расходами в 2020 году, на приобретение лекарственных препаратов, возможных к назначению и применению для лечения новой коронавирусной инфекции, а также уменьшение в 2,8 раза расходов на приобретение антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С [31].
Общий ассортимент лекарственных препаратов, включенных в контракты в 2021 году, составил 2 328 международных непатентованных названий [31]. В таблице 3 представлены результаты рейтингового анализа, проведенного по стоимости лекарственных препаратов с использованием кодов II уровня Анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендуемой ВОЗ [31].
Таблица 3. Рейтинговый анализ (ТОР-20) по стоимости лекарственных препаратов, включенных в контракты в 2021 году
Рейтинговый номер | Названия лекарственных средств (уровень II АТХ классификации) | Стоимость лекарственных препаратов, млн. руб. | |
абс. | % | ||
Общий итог | 635 967,8 | 100% | |
1 | Противоопухолевые препараты | 161 260,0 | 25,4% |
2 | Иммунодепрессанты | 80 709,3 | 12,7% |
3 | Противовирусные препараты для системного применения | 51 332,2 | 8,1% |
4 | Антикоагулянты | 45 125,6 | 7,1% |
5 | Гемостатики | 35 854,7 | 5,6% |
6 | Средства для лечения сахарного диабета | 34 816,5 | 5,5% |
7 | Вакцины | 29 366,4 | 4,6% |
8 | Антибактериальные препараты для системного использования | 22 317,6 | 3,5% |
9 | Препараты для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата другие | 21 265,4 | 3,3% |
10 | Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ | 15 056,0 | 2,4% |
11 | Противоопухолевые гормональные препараты | 13 493,1 | 2,1% |
12 | Иммуномодуляторы | 12 930,5 | 2,0% |
13 | Плазмозамещающие и перфузионные растворы | 9 991,0 | 1,6% |
14 | Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей | 8 937,8 | 1,4% |
15 | Другие терапевтические продукты | 7 649,2 | 1,2% |
16 | Стимуляторы гемопоэза (антианемические препараты) | 4 590,1 | 0,7% |
17 | Психотропные препараты | 4 454,9 | 0,7% |
18 | Контрастные вещества | 4 435,7 | 0,7% |
19 | Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги | 4 321,5 | 0,7% |
20 | Анестетики | 3 581,1 | 0,6% |
Представленные в таблице группы лекарственных средств обусловили 90% от стоимости лекарственных препаратов, включенных в 2021 году в государственные контракты. Лидирующее положение занимают противоопухолевые препараты, стоимость которых составила 161 260,0 млн. рублей (25,4% от стоимости всех лекарственных препаратов), в том числе стоимость лекарственных препаратов на основе моноклональных антител составила 93 232,0 млн. рублей [31].
Руководством Департамента последовательно проводится работа по переводу всех конкурентных процедур на совместную основу, благодаря чему стоимость закупаемой продукции уменьшается по сравнению с теми закупками, которые проводят отдельные медучреждения.
Совместная работа над типизацией технического задания Департаментов здравоохранения [31], экономической политики и развития г. Москвы [29], Тендерного комитета [30], Главконтроля [33] значительно упростила процесс торгов лекарственными препаратами.
В условиях страховой модели финансирования здравоохранения объем финансового обеспечения отрасли формируется за счет двух основных источников:
- средств бюджета города Москвы,
- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающей в бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
На 2021 г. уточненный объем консолидированного бюджета Москвы с учетом средств ОМС составляет 366,2 млрд рублей, или на 43,1 млрд рублей (13,3%) выше уточненного объема в 2020 г. Также и в последующий плановый период не планируется сокращение бюджетных ассигнований на здравоохранение [28].
Структура расходов бюджета Москвы включает:
- бюджет развития – 50,1 млрд рублей (в том числе расходы на Адресную инвестиционную программу – 27,6 млрд рублей;
- капитальный ремонт объектов здравоохранения – 8,8 млрд рублей;
- текущий ремонт – 0,9 млрд рублей;
- приобретение оборудования и основных средств – 12,7 млрд рублей);
- расходы на социальную поддержку – 30,6 млрд рублей;
- текущие расходы отрасли – 121,2 млрд рублей;
- средства ОМС – 164,3 млрд рублей [28].
Одними из основных расходов отрасли являются расходы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием по перечню заболеваний и других категорий граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению города Москвы [28].