ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Головина Юлия Александровна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
Задание 1.
Познакомьтесь с описанием результатов исследования:
В эксперименте Л. Н. Галигузовой участвовали три группы детей полутора лет, у которых еще не сложилась потребность в общении со сверстником.
В первой экспериментальной группе создавались благоприятные условия для совместной предметной деятельности детей. Двое малышей усаживались за столик, на котором лежали игрушки. Взрослый выступал в роли наблюдателя. Во второй экспериментальной группе взрослый налаживал личностные контакты между детьми. Предметная ситуация оставалась прежней, а роль взрослого менялась: он привлекал внимание детей друг к другу, называл их по имени, сосредоточивал их внимание на достоинствах и успехах ровесника, хвалил партнера, предлагал полюбоваться им, предлагал повторить его действия и пр. Формирующие занятия проводились с этими двумя группами в течение полутора месяцев. С детьми третьей группы взрослый не занимался — они составили контрольную группу.
По окончании экспериментов выяснялись изменения, произошедшие в общении детей во всех трех группах. Результаты заключительных, контрольных экспериментов показали, что наиболее значительные изменения в отношениях детей произошли во второй экспериментальной группе. В первой и третьей группах поведение детей, направленное на сверстников, почти не изменилось.
-
На основании результатов описания эксперимента сформулируйте вывод о роли взрослого в становлении общения со сверстником.
Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения
, которую может осуществить воспитатель детского сада. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у другого. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Игрушка как 6ы закрывает человеческие качества другого ребенка. Таким образом, эксперименты по формированию общения между детьми показали, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку самому «увидеть» сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка. Открыть их ребенок может только с помощью взрослого.
2) На основе результатов эксперимента разработайте рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий развития общения детей.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.
Стремитесь проявлять интерес к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием и т.п.
Поддерживайте стремление ребенка к общению с вами, все его проявления в этом направлении (улыбку, вопрос, высказывание, стремление к ласке и т.д.). Помогайте ему выразить мысль, сформулировать вопрос и т.д.
Соблюдайте принцип равенства в сотрудничестве с детьми. Ребенок имеет право на самостоятельное решение, право голоса в решении общей проблемы.
Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе взаимодействия с ним.
Замечайте успехи ребенка, радуйтесь вместе с ним
, проявляйте уверенность в его будущих успехах.
В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) его стороне, но и невербальной (неречевой).
Используйте жест, взгляд, мимику.
Для развития у ребёнка личностного общения со взрослым проявляйте любовь, заботу о ребенке, ласкайте его, улыбайтесь ему, разговаривайте с ним, называйте его по имени, хвалите.
Для развития делового общения у детей раннего возраста учите их обращению с предметом, наглядно демонстрируйте разные способы действия с предметом, сопровождайте словом все свои действия, побуждайте ребенка к словесному выражению действий, ставьте перед ним речевые задачи (назвать по нравившийся предмет, желаемое действие и т.п.).
Предлагайте ребенку сотрудничество («Давай вместе»).
Вселяйте уверенность в ребенка, создавайте эмоционально положительный фон общения.
Подкрепляйте похвалой всякий успех ребенка.
Для развития познавательного общения у детей среднего дошкольного возраста важно включать ребенка в беседы о животных, природе, машинах и др.
С этой целью можно использовать иллюстрации, рассказы познавательного содержания, наблюдения природных явлений (гроза, радуга, снег, ветер и д.р.прогулки в сад, в парк и др.
Старайтесь вызвать интерес к теме беседы, наблюдения.
Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, его любознательность.
Стимулируйте составление ребенком собственных вопросов,
воспроизведение собственного жизненного опыта.
Для развития личностного общения ребенка дошкольного возраста важно включать его в обсуждение нравственно-этических проблем. С этой целью можно использовать иллюстрации, рассказы, сказки нравственно-этического содержания, любые жизненные ситуации.
Акцентируйте внимание на нравственной стороне поступков детей, героев художественных произведений, на их нравственных качествах (добрый, смелый, честный и др.).
Стимулируйте оценочные высказывания детей, стремление проанализировать поступки окружающих.
Разговаривайте с детьми об их поступках, отношениях, давайте нравственные оценки их действиям
Задание 2.
Проанализируйте эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях с помощью «Дневника конфликтных ситуаций». Запишите конфликтные ситуации с детьми дошкольного возраста в дневник (не менее 5).
Пример ведения дневника:
Пример ведения дневника:
Дата | Суть конфликта | Действия ребенка, причины | Мои действия | Результат | Примечания |
00.00.00. | Илья мешал мне проводить занятие | Вскакивал с места, «выл», комментировал сказку, изображал персонажей. Цель: привлечь внимание. | Предложила детям разыграть прочитанную сказку. Роль волка предложила Илюше. | Илюша с энтузиазмом включился в совместную деятельность. | Роль волка позволила ребенку отреагировать свои эмоции, соотнести свое поведение с ролевыми рамками. |
12.10.2022 | Марина не может найти общий язык с ребятами. | Марина не могла поделить игрушки с ребятами, все, что брали те, ей так же нужно было. Цель: выражение своей лидерской позиции. | Предложила поиграть в совместную игру, где будут задействованы все предметы, которые нужны ребятам. | Марина стала играть с ребятами и уступать им. | Взаимодействие во время игры сплотило девочку с другими воспитанниками. |
15.10.2022 | Игорь кидался хлебом во время обеда. | Во время обеда Игорь стал кидаться хлебом в других ребят, к ним в тарелки, тем самым показывал, что не любит хлеб. Цель: протест еды. | После обеда была проведена беседа на тему: «Хлеб всему голова» и было задано домашнее задание: испечь хлеб совместно с родителями. | Данное мероприятие помогло Игорю полюбить хлеб, так как он дает силы, укрепляет здоровье. | Благодаря домашнему заданию так же были налажены детско – родительские взаимоотношения. |
10.10.2022 | Разбиение на группы. | Два лидера: Костя и Максим, разделил воспитанников на две группы и устроили бои подушками. Цель: выражение авторитета среди мальчиков. | Проведение психологического тренинга, направленного на сплочение коллектива. | В ходе тренинга другим ребятам были предназначены главные роли, а Максим и Костя выполняли второстепенные. | Данный метод способствовал приобщению ребят к общественной деятельности и показал значимость каждой роли ребенка в целом. |
24.10.2022 | Софья подралась с Машей. | Девочки не поделили куклу, в итоге Софья напала на Марию и нанесла ей увечья. Цель: доказать свою силу. | После произошедшего была проведена беседа с Софьей, ее родителями, а так же в игровой форме проведен час дружбы. Так же девочкам было поручено ухаживать за орхидеей СОВМЕСТНО. | В ходе данного мероприятия дети называли добрые черты дружбы, помогали друг другу в конкурсах, что их сплотило вместе. | После произошедшей ситуации Софья стала менее агрессивной, а общий труд сдружил девочек. |
27.10.2022 | Во время трудовой деятельности Иван протестовал и не хотел протирать листы цветка. | Иван разлил воду, порвал тряпку и сломал брызгалку. Цель: протест. | После часа трудовой деятельности была проведена игра, которая отражала важность трудовой деятельности. Ребята играли в кафе, где необходимо было убирать посуду и мыть ее за гостями. | После игры, Иван осознал важность чистоты и взаимопомощи. | Результатом данного мероприятия стало то, что Иван каждый день сам предлагает помощь в трудовой деятельности группы. |
Задание по теме 1.2. Развитие форм общения ребенка со взрослым в онтогенезе
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях общения дошкольников со взрослым, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 3. Заполните таблицу «Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика».
Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика
Форма общения | Время появления в онтогенезе | Основная потребность | Ведущий мотив | Средства общения |
Ситуативно-личностная (СЛ) | 1-6 мес. | Внимание и доброжелательность взрослого | Личностный | Экспрессивно- мимические |
Ситуативно-деловая (СД) | 3 мес.- 2 года | Сотрудничество со взрослыми | Деловой | Предметно-действеннык |
Внеситуативно-познавательная (ВП) | 3 года | Уважение взрослого | Познавательный | Речевые |
Внеситуативно-личностная (ВЛ | 6-7 лет | Сопереживание и взаимопонимание | Личностный | Речевые |