Файл: Определения, обозначения и сокращения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Адаптивная физическая культура в целом, и её структурные разделы (компоненты, виды, части) в частности, призваны удовлетворять широкий спектр потребностей людей с инвалидностью и общества, создавать условия для самоактуализации, личностного и творческого развития. При этом, по мнению Ирины Назимовны Тимошиной, целью адаптивной физической культуры является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение её новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [Тимошина, с. 6]

При этом каждый из компонентов либо обеспечивает что-то, либо способствует чему-то [Евсеев, с.51], решая узко-специфические задачи, например формирование высокого спортивного мастерства и достижение наивысших спортивных результатов, или удовлетворение потребности в риске и экстремальном напряжении, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ и иные средства искусства. Тогда как другие компоненты, помимо решения своих специфических задач, создают положительный образ АФК в целом и способны в своём развитии создавать синергию - комбинированный импульс в развитии остальных.

Одним из таких видов (компонентов) АФК является адаптивная двигательная рекреация, которая, как считает Сергей Петрович Евсеев, за счёт удовольствия от двигательной деятельности, преодоления стресса и доступности, может стать первым шагом к адаптивной физической культуре, (адаптивному физическому воспитанию, адаптивному спорту и др.) [1].

Первым, а может быть и главным шагом приобщения к адаптивной физической культуре
лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе проживающих в психоневрологических интернатах, которые в силу ограниченного реабилитационного потенциала и неблагоприятного прогноза течения болезни нуждаются в эффективных и доступных средствах поддержания здоровья.

Согласно последним данным, количество проживающих в ПНИ неуклонно растёт и составляет более 150 тысяч граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в долговременном постороннем уходе. Так же растёт количество самих психоневрологических интернатов, общее количество которых достигло 531 единицы, и где должны быть созданы соответствующие возрасту и состоянию здоровья условия жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, социального характера, питание и уход, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга [ГОСТР].

Однако, в силу особенности контингента ПНИ, мероприятия ограничены лечением симптоматики и созданием условий благоприятной обстановки психологического и социального обеспечения [3].

Люди проживающие в ПНИ институционально ограничены в социальных контактах и не могут вести активную социальную жизнь. Таким образом попадая в «замкнутый круг», когда схлопывающееся социальное пространство становится причиной снижения уровня двигательной и физической активности, дефицит которой неминуемо ведет к ухудшению физического состояния, что в свою очередь затормаживает социальную активность и ведёт еще к большему сужению социальных контактов. Такой «замкнутый круг» можно разорвать средствами АФК и рекреационного спорта, когда улучшение физического здоровья стимулирует социальную активность и наоборот, но при этом остро встает вопрос формирования мотивации и обучения медперсонала методам АФК [Пьянковой].

Все выше перечисленное подтверждает актуальность и создает потребность в поиске новых подходов, методов и средств оказания помощи людям с ментальными нарушениями, проживающим в психоневрологических интернатах, и одним из таких подходов является включение направленного взаимодействия с собакой (канистерапия) в процесс адаптивной двигательной рекреации.



добавить в раздел примерно следующий текст:

В настоящее время в России активно корректируется нормативно-правовая база оказания социальных услуг, сформированы стандарты социальных учреждений …

стандарт оказания социальных услуг проживающим в ПНИ отсутствует...;

...существует задача выявления среди проживающих в ПНИ людей, способных к самостоятельному (сопровождаемому) проживанию и трудоустройству…
Интерес к теме адаптивной двигательной рекреации при помощи направленной активности с собакой (канистерапия) вызван следующими причинами:

  • возможность применения метода в широком спектре патологий, поведенческих расстройствах, иных аномалий в процессе комплексной терапии и реабилитации, что обусловлено функциональным потенциалом собаки при минимуме противопоказаний к канистерапии;

  • исключительная роль собаки в качестве мотиватора и движущей силы направленного взаимодействия;

  • соответствие метода канистерапии условиям рекреации: доступность, посильность, деятельность с удовольствием или через удовольствие;

  • адекватное включение канистерапии в процесс рекреации способствует снижению стресса, что не только повышает его эффективность, но и способствует отложенной стабилизации психоэмоционального состояния пациента;

С другой стороны, в ходе изучения проблемы были выявлены институциональные факторы, снижающие эффективность адаптивной двигательной рекреации:

  • исключительный приоритет медицинским мероприятиям в осуществлении ухода, лечения и реабилитации проживающих в ПНИ инвалидов;

  • отсутствие в стандарте социальных услуг для проживающих в ПНИ методов адаптивной двигательной рекреации;

  • недостаточное использование в ПНИ методов адаптивной двигательной рекреации. Отсутствие в штатном расписании учреждения соответствующих должностей;


При этом следует отметить, что решение проблемы повышения эффективности адаптивной двигательной рекреации лиц с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната следует искать не только в сфере методов и средств воздействия на контингент ПНИ, но и в создании условий для включения адаптивной двигательной рекреации в перечень социальных услуг, оказываемых учреждением.

Степень научной разработанности темы исследования. Адаптивной физической культуре и её структурным разделам посвящено большое количество публикаций, при этом следует отметить, что преимущественно учебники и учебные пособия разработаны в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта Санкт-Петербург (Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192 с; Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. –М. : Спорт, 2016. – 616 с; Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов. спорт, 2013. - 388 с; Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебн. пособие / Под общ. ред. С.П. Евсеева – М: Советский спорт, 2014 – 298 с; Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л.В. Шапкова. СПб.: Изд-во СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999 - 82 с.; Шапкова Л.В; Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой – М.: Советский спорт, 2007 – 608 с. и др.).

Адаптивная двигательная рекреация — как структурный компонент АФК хорошо изучена, её специфические характеристики и роль в формировании позитивного образа АФК отражены во многих исследованиях, однако приоритет отдан детям с различными патологиями и студентам высших учебных заведений и совсем мало лицам среднего и старшего возраста, лицам проживающим в ПНИ (Бахарев Ю. А. Адаптивная двигательная рекреация. Учебное пособие. / Ю.А. Бахарев, М.В. Курникова, В.А. Оринчук – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017 . – 120 с; Евсеева О.Э. Адаптивная физическая культура в геронтологии: учебн. пособие / О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина, А.В. Антонова – М.: Советский спорт, 2010 – 164 с.; Ежеквартальный периодический журнал «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» № 1,2,3,4; Кирюхина И. А. Адаптивная двигательная рекреация как средство социальной и двигательной реабилитации детей и подростков с дезадаптивным поведением: учебно-методическое пособие. – Пенза, 2010. – 92 с; Ладыгина, Е.Б. Физическая реабилитация лиц пожилого и старшего возраста: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2010. - 118 с. : ил. - Библиогр.: с. 113-118; Соколов Н. Г., Овчинников В. П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. — СПб.:РГГМУ, 2016 — 44 с; Теория и практика адаптивной физической культуры (образование, наука, практика) : Всероссийская научно-практическая конференция : тезисы докл., ст., сообщения / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; С.-Петерб. научно-исслед. ин-т физ. культуры. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 176 с; Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. - 152 с; Шпитальная, О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: автореф. кан. пед. наук. – СПб., 2000 – 21 с. и др.).
Вышеуказанные материалы подтверждают эффективность и роль адаптивной двигательной рекреации в формировании позитивного образа АФК, вовлечении в посильную двигательную и физическую активность, преодолении стресса.

В теории и методике АФК, специальной педагогике и специальной психологии содержатся сведения о влиянии двигательной и физической активности людей с нарушением интеллекта на процесс социализации и ресоциализации, влиянии на их психоэмоциональное состояние, при этом в своей массе такие исследования нацелены на детей и подростков (Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей /Москва : Аграф, 1997. 115 с.; Бебриш, Э.П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э.П. Бебриш // Дефектология. – 1976. – № 4. – С. 29–32; Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Лань, 2003. – 654 с; Гудкова Т.В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29); Дмитриев, А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания: дис. ... д-ра пед. наук / Дмитриев Алексей Андреевич. – Красноярск, 1989. – 408 с; Ивинский Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Ивинский – Тамбов, 2007. – 166 с; Князев, М.В. Формирование двигательной и познавательной деятельности учащихся 12–14 лет с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Князев – Тамбов, 2012. – 26 с; Максимова, С.Ю. Оценка взаимосвязей между двигательными и психическими возможностями детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.В. Фролова, Н.А. Воронцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2 (132). – С. 118–122.; Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1987. – № 3. – С. 12–15 ; Никонов, Е.В. Коррекция психомоторного состояния учащихся 10–12 лет с отклонениями в умственном развитии средствами футбола: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Никонов – М., 2004. – 185 с; Умственная отсталость у детей : методическое пособие для студентов по курсу «Специальная педагогика и специальная психология» / Сост. О.П. Рожков. – Москва : Московский психолого-педагогический социальный инт ; Воронеж : МОДЭК, 2007. – 120 с. и др.)