Файл: Определения, обозначения и сокращения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опыту применения и оценке эффективности средств адаптивной двигательной рекреации в условиях стационарных учреждений для лиц с ОВЗ и и инвалидностью посвящено много работ, в своём большинстве направленных на изучение проблемы физического воспитания и рекреации детей-сирот в учреждениях интернатного типа, при этом нужно отметить, что такие исследования носят фрагментарный характер и направлены на изучение процесса оптимизации психофизического состояния в институциональной среде. Исследований о влиянии адаптивной двигательной рекреации на процесс вовлечения в АФК людей проживающих в ПНИ, в пределах диссертационных требований не найдено (Беженцева Л.М. Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития: Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2006. – 236 с; Губарева Е.А. Реабилитация в условиях психоневрологического интерната / Е.А. Губарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый - 2016 - № 9 (113) - С. 988-991; Гудкова Т.В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29); Киселева Ж.И., Валетов М.Р., Шляпникова В.В. Настольный теннис как средство адаптивной двигательной рекреации лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27); Криворучко Ю.Д., Филаткина Н.В. Особенности контингента психоневрологического интерната // Российский психиатрический журнал. 2018. №6. С. 41-42.; Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Научный журнал КубГАУ. 2011. №74 и др.)

Процесс формирования мотивации имеет высокую степень научной разработанности, в том числе много исследований о формировании мотивации к двигательной и физической активности, что позволяет провести полноценное исследование по теме диссертации (Гранская, Ю.В. Эмоции и деятельность / Ю.В. Гранская // Психология: Учебник; под ред. A.A. Крылова. – М.: ПБОЮЛ, 2000. – С. 199–200; Изард, К.Э. Психология эмоций; пер. с англ. / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – С. 27–39, 58, 126–129; Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с; Мецлер А.В. Особенности вторичной социализации лиц с ментальными нарушениями в условиях стационарного учреждения: социологический анализ // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. №3; Пелих, Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: дис. … канд. пед. наук / Е.Ю. Пелих. – СПб., 2011. 165 с. и др.).


Терапевтическому взаимодействию с собакой (канистерапия) — как составной части анималотерапии посвящено много исследований, в том числе его видам и формам, каждая из которых или обеспечивает процесс либо ему способствует (Загайнова О.С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия - учеб. - метод. пособие / О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева; [под общ. ред. О. С. Загайновой] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. Ун-т; Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000. 176 с.; Данченко С. А., Носова И. Г. Канистерапия как метод социальной реабилитации детей, попавших в экстремальную жизненную ситуацию // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2014. № 4. С. 296–301; Данченко С. А. Механизм социально-коммуникативного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью метода канистерапии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2017. № 7. С. 234–237; Мальцева М. Н., Шмонин А. А. Канистерапия в абилитации детей с расстройствами аутистического спектра // Инновационные технологии в медицинском образовании и лечебно-реабилитационной практике: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, 22–23 нояб. 2017 г. СПб., 2017. С. 60–66; Непомнящих Т. А. Анималотерапия как вид медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сб. ст. VII междунар. науч.-практ. интернет-конф. Чита, 2016. С. 784–792; Соболева Ю. В. Социально-психологическая абилитация детей с диагнозами «аутизм» и ДЦП с помощью адаптивной физической культуры по методу канистерапии (опыт центра зоотерапии «Дверь в лето») // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта : материалы всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2017. С. 221–225; Субботин А. В. Лечебная кинология: Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. М., 2004. С. 23. С 96. и др.). Данные источники отмечают специфические характеристики канистерапии, соответствующие основным запросам рекреации, таким как: доступность, посильность, деятельность с удовольствием или через удовольствие, снижение стресса во время взаимодействия, что подтверждает актуальность исследований. Также необходимо отметить заинтересованность общества в гуманизации института психоневрологических интернатов, что создает потребность в поиске новых методов и средств повышения качества жизни людей с ментальной инвалидностью, в том числе в части адаптивной двигательной рекреации, которые могли бы войти в перечень социальных услуг стационарных учреждений.



Уникальность настоящей диссертационной работы заключается в том, что в ходе исследования получены абсолютно новые научные данные о влиянии направленного взаимодействия с собакой на процесс адаптивной двигательной рекреации лиц с ментальными нарушениями при отсутствии ранее проведенных и достоверных исследований.

Научная проблема исследования выражается в следующих противоречиях:

  • между высокой степенью изученности проблемы влияния адаптивной двигательной рекреации на процесс формирования позитивного образа АФК в целом и преодоления стресса и отсутствием научных исследований о влиянии направленного взаимодействия с собакой (канистерапия) в процессе адаптивной двигательной рекреации на его эффективность;

  • между практической необходимостью повышения эффективности адаптивной двигательной рекреации и отсутствием научно обоснованных разработок по включению элементов направленного взаимодействия с собакой (канистерапия) в процесс адаптивной двигательной рекреации лиц с ментальными нарушениями проживающих в ПНИ;

Цель исследований: разработать методику адаптивной двигательной рекреации лиц с ментальными нарушениями посредством направленного взаимодействия с собакой (канистерапия), которая в условиях психоневрологического интерната, за счёт получаемого в процессе удовольствия и преодоления стресса способствует формированию положительного образа и приобщению к адаптивной физической культуре в целом;

Объект исследований: адаптивная двигательная рекреация лиц с нарушением интеллекта;

Предмет исследований: направленное взаимодействие с собакой в процессе адаптивной двигательной рекреации лиц с нарушением интеллекта в условиях проживания в ПНИ;

Гипотеза исследований заключается в предположении о том, что направленное взаимодействие с собакой повышает эффективность адаптивной двигательной рекреации за счет получаемого в процессе удовольствия и преодоления стресса, что способствует формированию положительного образа и приобщению к адаптивной физической культуре в целом. Для успешной реализации этого необходимо создание специальных условий (повышение профессиональных компетенций персонала ПНИ в вопросах адаптивной двигательной рекреации и канистерапии, обеспечение контроля психоэмоционального состояния и уровня двигательной активности проживающих в ПНИ).


Задачи исследований:

  1. Провести анализ современных тенденций адаптивной двигательной рекреации лиц с нарушением интеллекта и определить целесообразность включения в её процесс направленное взаимодействие с собакой;

  2. Выявить особенности психофизического развития, текущего физического и психоэмоционального состояния лиц с нарушением интеллекта в условиях проживания в ПНИ;

  3. Научно обосновать и разработать методику адаптивной двигательной рекреации посредством направленного взаимодействия с собакой (далее — метод), в процессе которого, за счёт получаемого удовольствия и преодоления стресса происходит вовлечение в двигательную и физическую активность, приобщение к АФК в целом;

  4. Проверить экспериментально и оценить эффективность метода в условиях психоневрологического интерната;

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В ходе исследования была доказана востребованность методик адаптивной двигательной рекреации (посредством канистерапии), способствующих повышению двигательной и физической активности лиц с нарушением интеллекта и приобщения к АФК в целом. Определены актуальные виды и формы взаимодействия с собакой;

  1. Разработанный метод включает в себя взаимосвязанные компоненты:

2.1. теоретический раздел – разработанный план для проведения рекреационных мероприятий с элементами направленного взаимодействия с собакой; план просветительских и образовательных программ для сотрудников ПНИ в сфере адаптивной физической культуры и канистерапии;

2.2. практический раздел, осуществляемый в форме рекреационных мероприятий с элементами направленного взаимодействия с собакой с участием штатных специалистов ПНИ; разработанная схема контроля психоэмоционального состояния и уровня двигательной активности проживающих в ПНИ;

Совместная реализация вышеуказанных компонентов обеспечивает:


  • повышение профессиональных компетенцией штатных сотрудников ПНИ в вопросах АФК и канистерапии;

  • участие процессе с удовольствием или через удовольствие. Снижение уровня тревожности и стресса;

  • оптимизацию режима двигательной и физической активности проживающих в ПНИ;

  1. Метод подтвердил свою эффективность в ходе экспериментальной апробации на основании следующих показателей:

  • повышение уровня профессиональных компетенцией штатных сотрудников ПНИ в сфере АФК и канистерапии;

  • повышение уровня двигательной и физической активности лиц с нарушением интеллекта проживающих в ПНИ;

  • улучшение текущего физического и психоэмоционального состояния лиц с нарушением интеллекта проживающих в ПНИ;

  1. Введены в категориальный аппарат метода следующие определения:

  • направленное взаимодействие (с собакой);

  • направленная двигательная активность (с собакой);

  • направленная физическая активность (с собакой);

Научная новизна исследования:

  • получены новые данные о возможности повышения эффективности процесса адаптивной двигательной рекреации лиц с нарушением интеллекта посредством включения элементов направленного взаимодействия с собакой;

  • научно обоснован выбор видов и форм взаимодействия с собакой в процессе адаптивной двигательной рекреации лиц с нарушением интеллекта в условиях ПНИ;

  • разработан экспериментальный метод вовлечения целевой группы в рекреативные занятия с участием специально подготовленных собак;

  • научно обосновано содержание метода и эмпирическим путем подтверждена (оценена) его эффективность;

  • обоснованы и включены в категориальный аппарат новые понятия и определения;