Файл: Методические указания для подготовки к практическим занятиям, планы семинарских занятий, перечень необходимых источников и литературы для каждого занятия, перечень вопросов для подготовки к экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.
Различают функции внутренние и внешние.
Внутренние (основные) функции - это такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика по экономическим, идеологическим, экологическим, культурным и другим аспектам жизни гражданского общества.
Виды внутренних функций:
а) регулятивная – состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;
б) охранительная – состоит в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни; государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени;
в) налогообложение и взимание налогов – для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счёт налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий;
г) экономическая - осуществление в пределах, предусмотренных законодательством регулирующего влияния на экономическую сферу (создание социальной рыночной экономики и т.д.);
д) социальная – вид регулятивной функции, который заключается в создании условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, материнству, инвалидам, пожилым и т.д.;
е) охрана природы и окружающей среды – в связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция относится к основным.
Также к функциям государства можно отнести информационно-коммуникативную (создание и обеспечение функционирование систем связи и информатизации, демократических условий деятельности электронных и печатных средств массовой информации) и культурную (развитие образования, науки, культуры; государственной и языков национальных меньшинств; обеспечение и охрана культурного наследства, памяток архитектуры; содействие развития народного творчества, самобытности народов).
Внешние функции - это основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировыми общественными организациями и мировым обществом в целом.
Внешними функциями являются:
а) оборона страны (или политическая) – поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, который делает бессмысленным нападение на неё; развитие межгосударственных договорных отношений; обеспечение суверенитета и обороноспособности страны; участие в ненасильственном обеспечении мира во всем мире; участие в борьбе с международными правонарушениями и лицами, виновными в их совершении; постепенная консолидация здоровых сил мира на обеспечение дальнейшего решения глобальных проблем всемирного значения;
б) международное сотрудничество (экономическая) – культурное, научное сотрудничество, обмен специалистами, активное участие в международных рынках, участие в создании на основе международной кооперации и интеграции производства и работы мировой экономической системы; решение глобальных хозяйственных проблем и научное их обоснование и т.п.; международное обеспечение прав человека и гражданина; помощь народам других стран в случае стихийного бедствия и других кризисных ситуаций; обеспечение чистоты окружающей среды, эффективного использования природных ресурсов.
Важнейшим вопросом, определяющим назначение государства, является вопрос о том, должно ли государство заниматься проблемами общества в целом или оно должно заботиться также об отдельных гражданах. Государство может находиться в таком состоянии, когда общество в целом процветает, его рейтинг среди государств мира повышается, но в то же время многие граждане имеют доходы ниже прожиточного уровня. Такое состояние не может получить поддержку большинства населения.
3. Формы государства (формы правления, формы государственного устройства, формы государственно-правового режима). Тип государств.
Организация государственной власти большой мерой зависит от формы государства. Форма государства - это образ организации и реализации государственной власти. В состав формы государства как ее обязательные элементы входят:
- форма правления;
- форма государственного устройства (порядка);
- форма государственно-правового режима.
Форма государственного правления - это организация верховной государственной власти: структура ее органов, порядок их образования, взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании). Известны две формы правления:
- монархия;
- республика.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо, принадлежащее к правящей династии. По объёму ограничения монархия бывает абсолютной и конституционной.
Абсолютная монархия
- это форма правления, при которой верховная власть единолично сосредоточена в руках главы государства (монарха) На данный момент абсолютная монархия в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Каире. Признаками абсолютной монархии является:
- вся власть (законодательная, исполнительная и судебная) принадлежит монарху;
- в государстве, как правило, отсутствуют органы политической власти, которые бы формально были независимы от власти монарха;
- представительские органы, если они существуют, имеют консультативный характер;
- в зависимости от вида абсолютной монархии могут быть разные режимы.
Конституционная монархия – это монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписанным правом или традициями.
Для конституционной монархии характерные такие признаки:
- монарх является главой государства и имеет преимущественно представительские полномочия;
- представительским органом является парламент, который избирается общим собранием и его существование закреплено законодательно;
- в конституции закрепляются полномочия монарха;
- правительство формируется либо только парламентом, либо парламентом и монархом.
Различают две разновидности конституционной монархии:
а) парламентарную – монархия, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительскую функцию, правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства;
б) дуалистическую – монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Республика - это такая форма правления, где верховная власть в государстве принадлежит представительским выборным органам и осуществляется ими. Существуют такие республики: парламентская, президентская и смешанная.
В парламентских республиках :
а) президент избирается парламентом и подотчетен ему;
б) президент имеет право досрочно прекращать полномочие парламента;
в) правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте;
г) правительство подотчетно парламенту;
д) парламент может выразить правительству недоверие, что влечет за собой его отставку.
В президентской республике:
а) президент избирается всенародно, или по особой процедуре;
б) президент является главой государства и главой исполнительной власти;
в) президент формирует правительство единолично или при определенном парламентском контроле и руководит им;
г) за свою деятельность правительство несет ответственность перед президентом;
д) законодательная власть принадлежит представительскому органу (парламенту);
е) президент имеет право вето на законы парламента.
В смешанной форме правления есть элементы как президентской, так и парламентской форм правления. Смешанные республики могут быть двух видов: президентско-парламентские и парламентско-президентские.
Признаками смешанной республики являются:
а) президент и парламент избираются гражданами страны;
б) президент и парламент делят свои полномочия по контролю и ответственности по отношению к правительству;
в) кандидатуры в правительство подбирает президент, а назначает правительство парламент, либо парламент дает только согласие на назначение членов правительства или его главы (премьер-министра);
г) правительство возглавляет премьер-министр, а президент осуществляет общее руководство правительством;
д) правительство ответственно перед президентом, подотчетно и подконтрольно парламенту;
е) при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, президент имеет право досрочно прекратить полномочие парламента, а парламент - применить процедуру импичмента к президенту.
Форма государственного устройства (порядка) - это административно- территориальная организация государства, распределение государства на составные части и распределение власти между ними и руководящим центром, характер взаимоотношений между центральными и местными органами.
Теория государства и права различает простую (унитарную) или сложную (федерация, конфедерация) формы государственного устройства.
Унитарное государство – это государство, имеющее преимущественно (или полностью) в своём составе такие части, которые не имеют признаком государственности и являются только административно-территориальными единицами, т.е. области, департаменты, воеводства (например, Украина, Франция, Польша).
Для унитарного государства характерно распределение на административно-территориальные единицы и наличие единых, общих для всей страны вышестоящих органов власти и управление и одна конституция. В состав унитарного государства могут входить автономные образования. В отличие от административно-территориальных единиц автономия, как правило, является особой формой административно-территориального образования, которое выражается в предоставлении ей внутреннего самоуправления не только в административной сфере, но и в сфере законодательства. В автономии рядом с общегосударственными законами действуют и законы, принятые парламентом автономии по вопросам, принадлежащих к ее компетенции. В унитарном государстве действует единая система государственных органов, единое законодательство; единая территория; единое гражданство; единая общегосударственная символика и т.п.
Сложным государством является федерация и конфедерация.
Федерация - суверенное государственное образование (союз государств). Для федерации характерно наличие вышестоящих органов власти и управления, общих для государств- членов федерации при сохранении ими у себя аналогичных органов, своего законодательства, гражданства и налоговой системы. Примером федерации являются Россия, США, Германия.
Признаки федерации:
- наличие единой территории, которая в политико-административном смысле не является единицей целого;
- наличие конституции федерации и конституции ее субъектов, наделение субъектов основательной властью;
- наличие системы законодательства всей федерации и системы законодательства ее субъектов, принятие локальных актов;
- может быть двойное гражданство;
- возможность иметь собственную правовую и судебную систему;
- наличие общефедеральной налоговой и денежной системы;
- субъекты федерации не владеют суверенитетом и не являются субъектами международного права.
Конфедерация - союз государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие органы для решения каких-либо конкретных вопросов. Конфедерация редко существуют долго и образовывается на договорной основе. Это неустойчивая форма объединения, которая со временем либо распадается, либо превращается в федерацию. Например, Северо-Американские Соединённые Штаты после 11-летнего конфедеративного устройства объединились в 1787 году в федерацию.
Форма государственного (политического) режима - это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Основные виды политических режимов:
1) демократический – характеризуется осуществлением прав человека, высокой степенью политической свободы, обеспечением легальных возможностей свободного волеизъявления и учёта интересов всех групп населения через демократические институты (референдумы, выборы) и деятельностью разнообразных общественных объединений, гражданских инициатив. Демократический режим проявляется в виде либерализма, радикализма, консерватизма.
2) недемократический (или антидемократический) - характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, несоблюдением основных прав человека. Недемократический режим проявляется в виде тоталитарного режима, диктатуры, расизма, фашизма.