Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия в экономике
1.1 Особенности конкуренции на современном рынке товаров и услуг
Глава 2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Глава 3 Анализ конкурентов и например определение конкурентоспособности производство ТД «Копейка»
3.1 Описание динамику исследуемого предприятия
3.2 Анализ конкурентной магазины среды и конкурентного наибольшей окружения компании всякий на рынке
Следует отметить также нечестную (недобросовестную) конкуренцию как ряд противоправных способов доведения конкурента до банкротства – распространение лживой информации о качестве товара, об опасности его использования. Может применяться неожиданное и резкое снижение цен на свои товары, блокирование поставщиков сырья конкурента, переманивание его кадров, промышленный шпионаж.
Недобросовестная конкуренция запрещена законами экономически развитых стран. Российский федеральный закон о защите конкуренции также предусматривает санкции против недобросовестного поведения конкурентов.
По характеру поведения хозяйствующих субъектов выделяют гарантирующую, приспособленческую и креативную конкуренцию. Гарантирующая (обеспечивающая) выражается в стремлении сохранить достигнутые позиции, повышая качество товаров, оказывая дополнительные услуги. Она характерна для товаропроизводителей, которые не имеют достаточно средств, чтобы модернизировать свое производство.
Приспособленческая копирует инновационные разработки соперников из-за ограниченности собственных возможностей модернизации производства.
Креативная предполагает создание новых товаров, применение новых технологий производства и сбыта продукции (например, широкое использование рекламы).
Глава 2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Как ни удивительно, не существует общепринятого определения категории "конкурентоспособность предприятия". Равно как не существует общепризнанных методик оценки конкурентоспособности предприятий. Более того, в подавляющем большинстве случаев не удается установить факторы, в силу которых в равной конкурентной борьбе одни предприятия процветают, а другие – терпят крах.
В широком смысле, конкуренция – (от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.[7]
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства.[8]
Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то - недорогая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Конкуренция - это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность - это конкурентоспособность во всех трех смыслах.
Глобализация ускоряет прогресс общества и в тоже время является следствием развития человечества, она представляет собой сложный процесс, потребность в приспосабливании к которому создает серьезные проблемы, связи с чем субъекты экономических отношений вынуждены конкурировать между собой.[9]
В настоящее время в экономической литературе не существует единого определения понятия «конкурентоспособности», в самом общем смысле, под ней понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Понятие «фактор» имеет значение «делающий, создающий» в переводе с латыни. В современной трактовке фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком - либо процессе, явлении. Применительно к какому-либо объекту фактор будет образующим элементом, характерной чертой.
Рассматривая конкурентоспособность как объект исследования, подразумевается, что ей присущи некоторые обязательные условия, которые объединяются в факторы. Конкурентоспособность любого субъекта обеспечивается за счет достижения определенных признаков или факторов.
Таким образом, под факторами конкурентоспособности можно понимать формальные признаки, определяющие ее характерные черты и влияющие на нее.
В экономической науке существует множество различных классификаций факторов конкурентоспособности.
Американский экономист М. Портер в своих исследованиях выделил четыре системы факторов конкурентоспособности экономики страны, которые получили название «конкурентного ромба Портера»: состояние факторов производства, состояние спроса, состояние смежных и вспомогательных отраслей, стратегия, структура и соперничество фирм.
При этом главным фактором роста конкурентоспособности Портер считает рост производительности труда. Но он предлагает рассматривать производительность конкретной отрасли, а не экономики в целом.
На методике «ромба» Портера базируется множество современных исследований, например в рамках Международного форума по развитию менеджмента указываются следующие факторы конкурентоспособности: фактор экономического развития, фактор эффективности правительства, фактор эффективности бизнеса, фактор развитость инфраструктуры.
Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик следующими показателями: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики.
По мнению Завьялова П.С., в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
− количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
− многослойность, относительность и конкретность, которые определяют уровень конкурентоспособности;
− сопоставление предприятий между собой, так же и их продуктов.
Современный авторы имеют более обширный взгляд на конкурентоспособность. Например, Алиев З.Т. в своих работах предлагает рассматривать такие факторы, как геополитический, инновационный, образование и наука, информационная инфраструктура, имидж страны.
Необходимо дополнить классификацию факторов внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными). К внутренним относятся финансово-экономическая и социальная политика, научно-технический уровень, к внешним – международные экономические и политические взаимосвязи, мировые фондовые рынки, курсы валют и т.д.
Необходимо различать отдельно внутренние и внешние факторы на каждом уровне конкурентоспособности: микро- (товар), мезо- (отрасль, предприятие), макро- (страна). При этом к факторам конкурентоспособности отрасли могут быть отнесены:
– позиционирование на мировом рынке;
– позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с иностранными конкурентами;
– достигнутый технологический уровень отрасли;
– уровень концентрации на рынках;
– обеспеченность сырьевой базой;
– масштабы теневого сектора.
Для предприятий внутренними факторами будут являться технологии, инновации, производственная база, уровень затрат, кадровое обеспечение, а внешними – отношения с потребителями (цена, качество, бренд, сервис), конкурентами (доля рынка), государством (уровень субсидирования, выполнение налоговых обязательств).
Наиболее важным в совершенную последнее время во являются инновационный сырьевой фактор. Роль делают инноваций в экономическом Естественно развитии можно испытывают рассматривать с точки проводимых зрения двух различных подходов к определению потребности инноваций – процессный и предельно объектный подходы.[10]
тип Процессный (воспроизводственный) подход состоянии рассматривает инновации целом как процесс субсидиями создания, реализации концепции идеи и ее повлиять превращения в готовый покупателей результат (зарубежные исследователи — Б. каждого Твисс, Д. Тисс, Т. определить Иорд, отечественные — В. Н. следствие Лапин, С. Ю. Глазьев, В. Г. правительства Медынский и др.) исследований или как Гейгер отдельные стадии подобного процесса — освоение, стадии внедрение, коммерциализация, поддерживая использование (Б. Санто, Й. или Шумпетер, Кр. продовольственной Фримен, Х. Хартманн, образование из отечественных — С. В. считал Валдайцев и др.). В защищенность русле этого рынки подхода дано и никакую определение инновации кроме как изменения (Ф. Может Валента) и как краткосрочных совокупности мероприятий (Ф. Матрица Никсон).
Портер М. промышленным под инновациями риски понимал использование началась новых технологий и области новых методов характеристикам работы. Он совершенствовать считал, что существенное инновации заключены отдают скорее в небольшом применение изменении, улучшении, Факультет чем в технологическом бренд прорыве.
В объектном эффективной подходе инновации Молчанов представлены как валют конечный результат, объекты внедренный объект (зарубежные направление экономисты – С. Менделл, Д. возможностями Эннис, Ф. Янсен, крах отечественные - А. Н. Фоломьев, Э. А. даже Гейгер, Н. Н. Молчанов, Л. М. доход Гохберг, В. Н. Архангельский, Э. А. поъем Уткин и др.).
Росстата Первостепенное значение обосновавшимися для предприятий, киоски осуществляющих инновации, освоен имеет вопрос о оборотные включении расходов потребления на НИОКР, Групп проводимых предприятиями для за счет снижение собственных средств, в отраслевую себестоимость продукции. В лидирующие этой связи позитивную целесообразно обратиться к миссии опыту использования ищут внутренних источников объединении финансирования инноваций, будущем используемому в развитых взаимосвязи странах.
Корпоративные реструктуризация инвестиции в НИОКР процесса показывают позитивную наблюдении динамику, о чем Экзамен свидетельствуют данные, практической представленные во законом второй половине 2011 значения года американской располагаемый аналитической компанией средним Booz&Company, объединенным ее исследовательским центром мер Европейской комиссии, Западной американской некоммерческой высококачественной исследовательской организацией магазинчики Мемориальный институт руб Баттель.
В ежегодном торговыми докладе «Данные ЕС импорту по промышленным законодательства инвестициям в НИОКР», возрастающую подготовленном JRC обязательствам содержатся результаты МВФ работы крупнейших Кр компаний (400 из вступил Европейского союза и 1000 подходы из «остального мира») зависящим за 2010-й финансовый выводы год. Совокупный ситуацию объем их предпосылки чистой выручки базируется вырос за нормы отчетный период городах на 9,6% (в 2009 этот российских показатель, напротив, скрытые снизился на 10,1%). Отлаженные Первое место в единицы рейтинге секторов, наибольшей которые показали условие рост НИОКР в рациональное целом за 2010г. государственного занял банковский исчезает сектор (24,8 %), за наметившиеся которым идет раз нефтяная, газовая обслуживать промышленность и биотехнологии.
планирования Таким образом, пассивов для достижения энергия конкурентоспособности на места каждом из КноРус уровней необходимо стран достижение сбалансированности низкая всех факторов и отнесены активное управление выживание ими.