Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Параграф 1.1 Понятие менеджмент: его характеристика и особенности»
Параграф 1.2 «Предмет и методы изучения менеджмента. Его модели и организации»
Параграф 1.3 «Принципы, закономерность и категории менеджмента»
Параграф 1.4 «Понятие «менеджер. Принципы управления в менеджменте»
Параграф 2.1 «Понятие лидерство и его характеристика»
Параграф 2.2 «Лидерство и управление»
Параграф 2.3 «Лидерство и руководство в современной организации»
Параграф 3.1 «Понятие авторитета и власти и их характеристика»
Власть 3.2 «Власть в нашей жизни»
Социальная психология выделяет две разновидности лидерства: формальное и неформальное. Неформальное лидерство направлено на выражение, оформление и регуляцию межличностных отношений, носящих неофициальный характер. Формальное лидерство представляет собой процесс управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый руководителем легитимной власти на основе правовых отношений и личностного влияния.[23]
Лидеры XXI в. нуждаются в прозрениях будущего, совершенно не похожих на представлениях о прошлом, их деятельность должна стать глобальной и учитывать нужды как имущих, так и неимущих.[24]
Исследования подчеркивали, что мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах его возможности могут возрастать. А при других, напротив, снижаться. Лидер, действительно, может быть авторитетом для группы, но не всякий авторитет обязательно организует реализацию какой-либо групповой задачи. Он, как правило, такой функции не выполняет. Выступая скорее как пример или идеал.[25]Лидерство может пронизывать всю организацию, крепко связывая всех членов единством видения цели, понимания существования этого единства и его созидательной силы.
Наличие управленческого лидерства приводит к повышению конкурентных возможностей компании за счет создания условий использования такого социально-психологического потенциала и технологий, которые не могут быть включены в систему обычного управления. Управленческий лидер-индивид, гармонично выполняющий функции лидера и менеджера. Как менеджер, он использует свои законные полномочия и статусную власть для «эффективного решения организационных задач, а как лидер – он прибегает к силе личностного влияния на подчиненных».[26]Принятие решений в организациях – трудная задача уже сейчас, а в будущем она станет еще сложнее. В былые времена немногочисленные руководители могли удерживать в памяти всю необходимую для деятельности фирмы информацию. Современный уровень развития экономики этого уже не позволяет[27]
Сегодня организационные структуры многомерны, они используют сложнейшие компьютерные системы для сбора и хранения жизненно важной информации. Лидеры, способные принимать решения быстро, мгновенно находить и использовать информацию, будут иметь большой успех. Базы данных должны составляться с учетом того, кто окажется потребителем продукции в глобальной перспективе, необходима способность на основании этих сведений, найти ту нишу, которую данная фирма может закрепить за собой.[28]
Если вернуться к первой главе и разобрать понятие «менеджер», то появляется некая мысль, что менеджер и лидер похожи. Западной, в особенности американской, традиции и ранее, и по сей день свойственная другая крайность: лидерство часто отожествляется с формальными обязанностями менеджера (руководителя). Отчасти это обусловлено тем, что в английском языке слово «leader» обозначает и лидера, и руководителя ( менеджера). Однако, разумеется, это не основная причина (ее мы рассмотрим позже). Согласно Ф. Фидлеру, одному из наиболее авторитетных исследователей в данной области, лидер – это «индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность. Или тот, кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнения его работы».[29]Эффективность лидерства в контексте управления человеческими ресурсами можно измерить и оценить, если иметь полное представление относительно его структуры и внутренней организации.[30]
Наиболее значимые характеристики последователей – их мотивация, общие способности и компетентность в области выполнения заданий, степень понимания своих ролей и задач, потребность в достижениях, потребность в развитии и потребность в директивах, и другие, в зависимости от конкретной ситуации.[31]
Когда лидер действует бесконтрольно и не сдерживается этическими стандартами, организация может сильно отклониться от своих целей. Дж. Хоуэлл перечисляет шесть основных поведенческих проявлений, благодаря которым можно различать этичных и неэтичных харизматических лидеров: употребление власти, определение цели, общение с последователями, интеллектуальная стимуляция последователей, содействие профессиональному росту подчиненных, моральные стандарты[32]
Делая небольшой вывод, можно понять, что первые попытки осмысления феномена лидерства связаны со стремлением людей понять, что позволило отдельным личностям внести в человеческую историю настолько заметный вклад, что память о них, их влияние сохраняются на многие столетия.
Противопоставление безликой массы и героев-лидеров с давних пор привлекало внимание и будоражило воображение мыслителей и ученых. Поэтому и изучалось такой продолжительный кусок времени, ведь управление существовало с давних времен.[33]
Параграф 2.2 «Лидерство и управление»
Ни один социальный организм не может существовать без управления. Роль управления во всех сферах жизни общества трудно переоценить. Тяжелое положение страны, острейшие кризисы во многом являются следствием несовершенства системы социального управления. Проблема организации и реализации управленческой деятельности в современном мире становится все более сложной. Управление не существует само по себе как совершенно самостоятельный процесс. Управление сегодня охватывает не только производственные процессы, но и все сферы жизнедеятельности, является специфическим социальным процессом. Отсюда вытекает объективная необходимость исследования процесса с помощью социологического знания. Изучением науки проблем управления являются: математика, кибернетика, физика, статистика, демография, политология, психология, социология.[34]
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, обеспечивающий сохранению определенной структуры.[35]
Существуют две концепции науки управления: методология и научные исследования в области управления, технология и практика управления.[36]
Первая концепция - методология и научные исследования - нашла своё отражение в научной дисциплине «Теория организации», которая изучает законы, принципы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации
Вторая концепция – технология и практика управления – реализуется через научную дисциплину «Теория управления». В теории управления изучаются вопросы управления социально-экономическими процессами в системе организации (учреждении, фирме, органе власти, на предприятии) в условиях рынка и рыночной экономики.[37]
Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем.[38]
Теперь посмотрим на одну науку, которая изучает управление-социология. Социология управления – это отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. В социальной системе выделяются две основные подсистемы – управляющая и управляемая. Управляемость как основная характеристика системы означает ту степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляющей.[39]
Таким образом, предметом социологии управления являются управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерность. Предметная область социологии управления очень обширна. Социология управления изучает органы управления – государственные и общественные – прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора и расстановки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций.[40]
Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между её участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. Уровни управления делятся на три основные категории: институционный уровень - высший уровень управления. Самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компании, ректоры, управленческий уровень - руководство среднего звена. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т.д, технический уровень – руководство низшего звена – осуществляют непосредственно контроль за выполнением заданий. Эта мастера, бригадиры и т.п[41]
Делая вывод, можно понять, что содержание понятия «теория управления» можно рассматривать как науку, технологию и практику управления и как процесс принятия управленческих решений.[42]
Параграф 2.3 «Лидерство и руководство в современной организации»
Принципы социологии управления - это исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект управления. К ним относятся: принцип объективности выражает требование учета в процессе управления, закономерностей развития объекта общества, принцип системности выражается в понимании объекта управления как системы, принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, принцип конкретности означает требование соответствия управленческого воздействия свойствам объекта социального управления.[43]Концепция управления с позиции науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 1950е годы. Интенсивное развитие психологии и социологии в это период сделали изучение поведения человека на рабочем месте в большей степени строго научным.[44]
Лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информативного.[45] По моему мнению, в свою очередь каждый из этих компонентов является незаменимой частью друг друга, ведь эмоциональная сторона, например, является важной часть, ведь как может лидер донести информацию, не будь он достаточно – умеренно эмоциональным. Деловое лидерство важно для крупных компаний и формальной обстановки.
Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи, в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство, эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий – притягательности лидера как участника межличностного общения, информационное лидерство (мозг группы) характеризуется компетентностью в информационной сфере. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим лидером в компании будет человек, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается очень редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.[46]
Немного изучив понятие «лидерство» вернемся к управлению, чтобы лучше понять, как они взаимодействуют. Итак, под термином «управление» понимается функция организмов систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы и целей.[47]
К слову, 1911 год считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления – наукой.[48]
С этой точки зрения теория управления является системой научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции: научное управление, административное управление, управление с позиции психологии и человеческих отношений, управление с позиции науки о поведении человека, управление с позиции количественных методов.[49]
Мы уже поняли, что в основе любого управляемого процесса компании лежит понятие цели. Формирование цели становится одной из важнейших функций и одним из качественных параметров, характеризующую целостную систему управления.[50]Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определять основные функции руководящей должности: стратегическая (планирование), администраторская (организация), коммуникативно-регулирующая, мотивационная и контролирующая.[51]