Файл: «Авторитет и лидерство в системе менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Делая вывод к данной главе, можно понять, что главным качеством лидера в компании является умение оказывать влияние на отдельные личности и коллектив в целом. Таким образом может быть достигнута любая намеченная цель. Также мы поняли, что лидером может быть не каждый человек. Мы изучили виды лидерства, из каких компонентов оно складывается и как они важны между собой. Увидели качества этичных и неэтичных харизматических лидеров.

Глава 3 «Авторитет и власть»

Параграф 3.1 «Понятие авторитета и власти и их характеристика»

Авторитет – понятие, означающее общепризнанное влияние, которым пользуется индивид (или группа) в различных сферах жизни. Различают три вида авторитета: служебный, профессиональный, моральный. Служебный (должностной) авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Профессиональный авторитет означает, что индивид обладает более высокими профессиональными качествами. Чем другие члены коллектива. Это обеспечивает ему лидирующее положение в ведущем виде деятельности коллектива, в решении тех задач для работы над которыми и создан коллектив.[52] Вес. Авторитет. Эти слова говорят сами за себя. Понятие авторитета существовало еще в Древнем Риме, задолго до того, как Исаак Ньютон открыл всемирный закон тяготения, но его смысл с тех пор не изменился. Авторитет – это корни и крылья. Корни – потому что авторитет дает уверенность в себе и личное влияние.[53]

Теперь обратимся к понятию «власть» и разберем, что она обозначает. Власть – это способность одного человека влиять на поведение другого; основу власти составляет зависимость. Понятие «лидерство» и «власть» тесто взаимосвязаны: лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия.[54]

Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда основано на этом предположении.[55]

Немного изучив понятие «власть» становится понятно, что «авторитет» имеет похожие характеристики и объяснение. Слово «авторитет» происходит от латинского «gravitas» и переводится как «власть», «влияние», «признание», «достоинство», «вес» и «присутствие». В Древнем Риме авторитет считался одной из добродетелей, наряду с добротой, усердием, самоуважением и, что немаловажно, чувством юмора.


Слово «авторитет» (или, если точнее, риторическая традиция, учившая древних римлян подавать себя с достоинством и авторитетом) на протяжении тысяч лет – до появления телевидения и двух мировых войн – было весьма популярным. Существовала целая наука об искусстве красноречия – риторика, в развитие которой внесли вклад многие мыслители, от Аристотеля и Цицерона до Фрэнсиса Бэкона.[56]Нужно понимать, что ни один из видов авторитета не обеспечивает успешное руководство коллективом. Ошибку допускают те руководители, которые полагаются главным образом на должностной авторитет. Успех в руководстве определяется не силой власти, а силой авторитета. Поэтому эти два понятия так связаны. Ученые установили, что должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65 % подчиненных.[57]

100%-ю отдачу работника руководитель может получить, лишь опираясь на другие виды авторитета. По-настоящему авторитетным будет тот руководитель, у которого все виды авторитета. Авторитет руководителя - это важнейшее условие влияния на людей для успешной деятельности коллектива. Если руководитель авторитетен, это побуждает каждого члена коллектива поддерживать и активно выполнять его распоряжения, принимать без сопротивления его указания, рекомендации.[58]

По данным исследовательского центра Нью-Йорка, 67 процентов руководителей считают авторитет важнейшим признаком профессионализма. Сильвия Энн Хьюлетт, проводившая это исследование, называет авторитет «слоном в посудной лавке, который, тем не менее, прекрасно вписывается в интерьер». И добавляет: «Наши представления об авторитете меняются».

Важнейшими слагаемыми авторитета были названы уверенность в себе, целеустремленность, стойкая жизненная позиция и эмоциональный интеллект – качества, позволяющие оказывать влияние на людей.[59]Нужно понимать, что человек, анализируя и оценивания результаты своего труда, причины успехов и неудач, опыт и поведение своих коллег, задумывается над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации в организации.[60]

Если разбирать более подробно, каким качествами должен обладать лидер, помимо разобранного авторитета, к которому мы вернемся чуть позже, наиболее известные ранние теории лидерства и характеристики отличают лидера от того, кто им не является. Наиболее общими из них являются: честолюбие, энергичность, желание вести за собой других, честность и прямоту, уверенность в себе. Люди, которые обладают достаточной гибкостью и умением вести себя в зависимости от конкретной ситуации, чаще становятся лидерами по сравнению с теми, кто такими качествами не обладает.[61]


Нужно понимать, что обладая всеми перечисленными качествами невозможно быть лучшим руководителем, ведь у каждого руководителя есть и плохие стороны, которые ему нужно прорабатывать. Существует такие понятие, как «ложный авторитет» или авторитет подавления. Его сущность в опоре на авторитет должности, в стремлении руководителя путем демонстрации превосходства в правах и возможностях держать подчиненных в постоянном напряжении и страхе перед наказанием, подавлять их волю, самостоятельность и инициативу.[62]

Формула авторитета уходит корнями в древние времена – к концепции Аристотеля, который выделил три основные категории риторики: логос, этос и пафос.

Знание Аристотель называл «логосом»; характер, или нравственную позицию (цель), – «этосом»; эмоциональное воодушевление, – «пафосом». [63]

Теперь вернемся к понятию «власть» и разберем более подробно её источники: структура организации, которая предусматривает наличие формальной власти (начальник отдела, руководитель проекта), определенные личностные качества (например, харизматические, позволяющие подчинять себе людей и вести их за собой), знания (например, овладение искусством презентаций позволяет значительно усилить позитивное влияние оратора на аудиторию).[64]Разобрав источники власти можно понять, что авторитет требует того же равновесия сил. К сожалению, со временем, особенно в 20-м столетии, авторитет перестал ассоциироваться с умением красиво и убедительно выражать свои мысли, вдохновляя ими других. Риторика как искусство убеждения утратила свое прежнее значение. Другими словами, дитя уверенности – авторитет – выплеснули вместе с водой красноречия.[65]Нужно понимать, что руководитель, который хочет иметь авторитет и власть должен обладать качествами, которые были перечислены ранее. Любой руководитель, который хочет быть авторитетным, боится потерять авторитет. В результате у некоторых развивается комплекс угрожаемого авторитета – болезненное состояние, вызванное опасением потерять авторитет. Потеря авторитета тогда воспринимается как личная трагедия. Типичные симптомы этой болезни:

  1. Блокирование информации, вызывающей сомнение в собственной компетентности. Это достигается: нежеланием принимать на свой счет отрицательные качества, за которые руководитель несет ответственность.[66]
  2. Стремление избегать таких ситуаций, в которых может проявиться некомпетентность руководителя. Поэтому руководитель боится выносить свои решения на обсуждение коллектива, не прислушивается к советам подчиненных, отказывается от услуг экспертом

Комплекс угрожаемого авторитета ведет к серьезным отрицательным последствиям: расширяется деятельность, направленная на защиту авторитета, в ущерб основным задачам организации, затрудняется нормальное функционирование информационных каналов, отравляются взаимоотношения, и ухудшается морально-психологический климат в коллективе.[67]

Нужно напомнить, что на протяжении столетий понятие авторитета претерпевало изменения и в 1867 году получило еще одно значение. Исаак Ньютон опубликовал свою книгу «Математические начала натуральной философии», в которой объяснил закон всемирного тяготения, или гравитации, взяв за основу то же слово «gravitas». Благодаря новой трактовке Ньютона авторитет стал ассоциироваться с весом.[68]

Заканчивая изучение понятие «авторитет» можно сказать, что те, кто идет за лидером с хорошим авторитетом, обладающим харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.[69]

Власть 3.2 «Власть в нашей жизни»

Первое понятие власти предполагает стихийное, неосознаваемое отвлечение представлений, психических настроений, бессознательно сложившихся отношений в самодовлеющие субстанции – реальности, подминающие себе их творца, определяющие и направляющие его волю. И, чем обширнее социальный круг, тем сложнее сеть психических взаимодействий, в которые вовлечена подлинная реальность – человек, тем сильнее и полнее опутана она иррациональностью слагающихся клубком таинственных велений, вышедших из собственных ее устремлений, признаний, соглашений или молчаливых присоединений, но теперь сковывающих ее чудесной силой.[70] Подчинение встречается на каждом шагу и легко может ускользнуть от внимания психологов. Однако, не оценив его роль в поведении, нельзя понять широкий спектр поведенческих моделей. Ибо в психологическом плане действие, совершенное по приказу, сильно отличается от действия спонтанного.[71]

Нужно понимать, что суть парадокса власти состоит в следующем: мы добиваемся власти и меняем мир благодаря лучшему, что в нас есть, однако наша худшая сторона приводит к падению с вершины власти. То, что мы разрешаем парадоксу власти, влияет на нашу личную жизнь и карьеру, в конечном счете определяет, насколько счастливы мы сами и наши близкие. Это определяет нашу эмпатию, великодушие, вежливости и способность к сотрудничеству внутри наших сообществ и сетей социальных связей.[72]


Парадокс власти формирует модели, которые воздействуют на наши семьи и окружение, а также затрагивают более широкие аспекты социальной организации, влияющие на взаимоотношения в обществе и на современные политические проблемы: насилие, предубеждение против чернокожих, азиатов, латиноамериканцев и их дискриминация, системная бедность и неравенство. Правильное разрешение парадокса власти – основа здоровья общества.[73]

Власть в тесном смысле, в плане практических последствий для порабощенного ей человека мало чем отличается от охарактеризованной формы фетишизма, тем не менее, есть явление совершенно самостоятельное, принципиально отличное от нее.

Основной момент, образующий понятие власти, есть осознание сторонами этого всегда, по существу, двустороннего процесса, характера своих отношений. Субъективно чувство господства и чувство зависимости являются равно необходимыми эмоциями этого взаимоотношения.[74]

Подчинение – один из базовых элементов в структуре социальной жизни. Определенные системы власти – непреложное требование всех человеческих взаимодействий: лишь человек, живущий в изоляции, может себе позволить не реагировать (через покорность или непокорность) на приказы других людей. Для нашего же времени подчинение как одна из детерминант поведения особенно актуально. Вспомним, что между 1933 и 1945 годами миллионы невинных людей систематически истреблялись по приказу.[75]

Газовые камеры, охрана концлагерей, ежедневные квоты на смерти – весь этот механизм действовал слаженно, как завод или фабрика. Пусть эта бесчеловечная политика зародилась в уме одного человека, однако лишь подчинение огромного числа людей позволило реализовать ее в столь широком масштабе. Подчинение есть психологический механизм, связывающий индивидуальное действие с политической целью. Судя по фактам недавней истории, да и повседневной жизни, для многих людей подчинение может быть глубоко укорененной поведенческой склонностью и даже могущественным импульсом, способным перевесить усвоенные представления об этике, сочувствии и нравственном поведении.[76]

Как мы обретаем власть – способность изменять мир? Старая макиавеллиевская философия рассматривает власть как нечто захваченное. Великие произведения литературы и искусства полны примеров захвата власти – «Макбет», «Юлий Цезарь», «Крестный отец», а совсем недавно – «Карточный домик». Читать о коварных интригах и кровавых расправах с соперниками и союзниками – увлекательное занятие. Однако все это по большей части выдумка или дела давно минувших дней, и в XX в. власти добиваются совсем иначе.[77]