Файл: «Авторитет и лидерство в системе менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

В каждой сфере нашей жизни важно такое понятие, как «лидерство» и особенно «авторитет», ведь человек, который имеет авторитет является уважаемым в обществе, его мнение слушают, часто спрашивают совета по тому или иному вопросу. Такой человек как бы ведет за собой других людей, которые, возможно в чем-то неопытны, чего-то не знают или просто не уверенны в себе. Я полагаю, что из авторитетного человека получается хороший лидер, с правильными мыслями и установками. Он знает, чего хочет и понимает, как этого добиться. Как по мне, не каждый человек может стать лидером, ведь для этого нужно иметь много качеств, такие как: коммуникабельность, решительность и чёткую цель.

Я выбрала данную тему для реферата, так как мне интересны и относительно понятны два понятиям - «лидерство» и «авторитет». Моя специальность-это гостиничный бизнес, а значит если рассматривать карьерный рост, то это управление какой-то гостиницей, а для этого нужно иметь авторитет и качества лидера.

Главные цели моей курсовой работы - это понять и объяснить, что такое «авторитет» и «лидерство, также показать, как эти два определения работают в системе менеджмента и понять суть этих слов. Разобрать различные сферы менеджмента и их работу.

Предметом курсовой работы является менеджмент и его особенности, включая авторитет и лидерство.

Глава 1. «Менеджмент»

Параграф 1.1 Понятие менеджмент: его характеристика и особенности»

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты создают организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. «Мéнеджмент» (от англ. management– управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) – разработка, создание (организация). «Менеджмент» по своей сути является аналогом термина “управление”, его синонимом, однако не в полной мере.[1]

Основополагающим в менеджменте является понятие целеполагания организации, действующей в динамично изменяющихся условиях рыночной среды. Предприятие должно сформировать хорошую систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.[2]


Основные функции менеджмента - это сущность, назначение и взаимосвязь функций управления. Три основных уровня аппарата управления. Разграничение функций между уровнями управления. Высшее руководство фирмы. Совет директоров. Менеджеры среднего звена – «золотое звено управления». Центральные службы. Производственные отделения.[3]

Параграф 1.2 «Предмет и методы изучения менеджмента. Его модели и организации»

Метод - это путь, способ исследования или познания. Термин «метод» означает инструментарий и методику, используемую для сбора, обработки и анализа информации. Метод – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели.[4]

В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать, прежде всего, отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.[5]В настоящее время понятие «менеджмент» предполагает учет следующих обстоятельств: изменчивость внешней среды организации, любой сотрудник фирмы – прежде всего личность со своими многообразными особенностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли, управление – сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Также существует классификация менеджмента по: привлекаемы ресурсам, сферам деятельности, функциям и характеристикам среды функционирования.[6]

Наука менеджмент имеет особенно тесную связь с практикой. Поэтому разработка проблем менеджмента основывается на изучении, систематизации и обобщении прогрессивного опыта. Именно связь с практикой придает научным разработкам по вопросам менеджмента объективность и научный характер. Но есть и другая сторона связи науки менеджмента с практикой. Это построение гипотез и проведение экспериментов в области менеджмента. Метод проверки научных разработок опытом, практикой в процессе управления себя вполне оправдал.


Менеджмент как наука – многоаспектна, она использует достижения смежных наук таких как, например, право, история, религия, психология, социология и др.[7]Модели и организации системы менеджмента напрямую зависят от сложившейся системы управления компанией, экономического положения и национальных особенностей страны, в которой ведется бизнес.[8]

Подводя небольшой итог можно понять, что каждая организация находится в постоянном развитии, которое подразумевает возникновение множества проблем, следующих одна за другой и требующих современного решения. Многие проблемы и ситуации возникают неожиданно, остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или игнорирование грозит кризисным явлением в организации, поэтому очень важно изучать, понимать, анализировать методы изучения менеджмента.[9]

Параграф 1.3 «Принципы, закономерность и категории менеджмента»

Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы достичь соответствия деятельности людей и их требованиям объективных законов. Все принципы в своей совокупности представляют систему, между ними существует определенная связь. Закономерности имеют абстрактный теоретический характер, а принципы управления имеют более конкретизированное экономическое содержание.[10]В менеджменте используются следующие категории: «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи между объектом и субъектом», «система управления», «окружающая среда».

Перейдем к рассмотрению непосредственно категорий менеджмента: объект управления - это то, чем управляют, т.е отрасль, предприятие и т.п, субъект управления - это то, что управляет, т.е аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.[11]

Принципы современного менеджмента: лояльность к работающим, ответственность, единоначалие: у каждого подчиненного только один начальник, коммуникации, пронизывающие организацию во всех направлениях. Управленческий труд носит преимущественно умственный, творческий характер. Главный смысл и содержание труда управленческого персонала – менеджеров, - состоит в постановке целей разработке способов приемов, их достижения, организации совместной деятельности людей.[12]


Принципы менеджмента – это основные правила деятельности людей, органов, призванных осуществлять управление экономическими и социальными процессами. Принципы менеджмента – это конкретизация закономерностей. При управлении производством в принципах менеджмента находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению органов управления и методам осуществления функций управления, целесообразный характер взаимоотношений предприятий и организаций с государством.[13]

Менеджмент базируется на основных положениям макро- и микроэкономики. Однако это не сугубо экономическая дисциплина.[14]Управленческий труд носит преимущественно умственный, творческий, характер. Главный смысл и содержание труда управленческого персонала – менеджеров, - состоит в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, организации совместной деятельности людей. Предметом или основой труда менеджеров является информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния объекта управления. Поэтому орудиями труда менеджеров являются средства работы с информацией. Результат их деятельности оценивается по тому, насколько достигнуты поставленные цели. В функции менеджера любого уровня входят: планирование, организация, мотивация и контроль работников, а также принятие решений и обеспечение коммуникаций. Основная задача менеджера – найти лучший способ использования имеющихся ресурсов.[15]

Параграф 1.4 «Понятие «менеджер. Принципы управления в менеджменте»

Чтобы понять, принципы в менеджменте, нужно понять, а кем вообще является менеджер, кого он из себя представляет. Итак, менеджер-это профессиональный управляющий, специалист по организации и управлению трудом других людей, специалист по принятию решений, несущий ответственность за происходящее в организации. [16]Теперь, когда мы поняли кто же такой менеджер, можно обратиться к понятию «управление» и изучить его принципы, особенности, главные характеристики и частично сравнить с понятием «менеджмент». Выявить похожие черты и объяснить их. Принципы управления - это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления подразделяются на общие и частные. Общие принципы управления характеризуются те, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.[17]Немного разобравшись с понятием «управление» становится понятно, что менеджмент имеет похожие характеристики. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.[18]


Обращаясь к принципам управления нужно понимать, что все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы[19]

Далее нужно понять, какие есть виды деятельности в системе управления: организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая.[20]Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности.[21]

Подводя итог первой главы под названием «Менеджмент» можно понять, что менеджмент - это очень широкое понятие, которое включает в себя такие понятия, как умение управлять и быть авторитетом. Эти два понятия мы будем более подробно изучать в дальнейших главах. Мы изучили принципы управления, их специфику и поняли кто же такой менеджер, как ему себя вести и какие действия предпринимать, каким качествами ему нужно обладать.

Глава 2. «Лидерство»

Параграф 2.1 «Понятие лидерство и его характеристика»

В отечественной науке долгое время доминировало несколько узкое понимание данного феномена: «Лидер - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. «Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе». Согласно этому подходу лидер-это член малой группы, который в результате внутри группового взаимодействия при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.[22]