Файл: 01. литературные направления, течения литературное направление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

01. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ

Литературное направление – это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.

Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

1.       Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

2.       Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

3.       Общие или близкие принципы творчества.

4.       Обусловленность творчества единством социальной  и культурно-исторической ситуации.

 

К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Классицизм (от латинского classicus образцовый) – литературное направление XVII в. (в русской литературе – начала XVIIIв.), для которого характерны следующие черты:

1.       Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

2.       Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания (Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую»). Эстетический идеал – человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

3.       Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

4.       Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

Отсюда как следствие:

5.       Обращение к общественно-гражданской проблематике.

6.       Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

7.       Строгая иерархия жанров: 1) высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений – монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами; 2) средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги); 3) низкие (басня, комедия, сатира) – изображают жизнь простых людей.


8.       Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

9.       Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: строкповествл должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на 18 век; классицизм заявил о себе в творчестве М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина.

Сентиментализм (от французскогоsentiment – чувство) – это литературное направление второй половины XVIII – начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

1.        Предмет изображения – частная жизнь, движения души, переживания человека.

2.       Главные темы – страдания, дружба, любовь.

3.       Утверждение ценности отдельной личности.

4.       Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности  и доброты человека – как природного дара.

5.       Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

 

Как следствие:

6.       Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

7.       Положительный герой – простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

8.       Ведущие жанры – путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления были В.В.Капнист, М.Н.Муравьёв, А.Н.Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А.Жуковского, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм (франц. romantisme, англ.romanticism) – литературное направление конца XVIII – начала XIX века,в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

1.       Восприятие свободы личности как высшей ценности.



2.       Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни – как разгадки этой тайны.

3.       Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

4.       Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное – таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.

 

Как следствие:

5.       Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

6.       Важные черты романтического героя – гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

7.       Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей и при этом стремясь быть принятым и понятым ими.

8.       К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф.Рылеева, В.А.Жуковского, А.А.Бестужева-Марлинского, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и др..

 

Реализм (от лат. Realis – вещественный) – литературное направление, возникшее в начале XIXв., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф.Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление – умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ – изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.


В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности – он, благодаря отбору типических явлений  действительности, обогащает читателя знанием жизни.

Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.

В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин и др.

 

Символизм (франц.symbollisme < греч.symbolon – знак, опознавательная примета) – направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIXв.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

1.       Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

2.       Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

3.       Жизнь – бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

4.        Творческий акт – религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ – связующее звено между мирами, художник – избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.

Как следствие:

5.       Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий – всего того, для чего «слова не найдены».

6.       Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

7.       Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители символизма: В.С.Соловьёв, Д.Мережковский, В.Я.Брюсов, З.Н.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, Вяч.И.Иванов, С.М.Соловьёв, А.Блок, А.Белый и др..

Акмеизм (от греч. аcme – высшая степень чего-либо, расцвет) – литературное направление 1910-х годов, противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

1.       Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

2.       Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.


3.       Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

4.       Поэтизация мира первозданных эмоций.

5.       Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»

6.       Стремление придать слову определенное, точное значение.

Как следствие:

1.       «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

2.       Простота и ясность поэтического языка.

3.       Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М.Городецкий, Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912г.).

Футуризм (от лат.futurum – будущее) – литературное направление начала XXв., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

1.       Бунтарское мировоззрение.

2.       Попытка создать «искусство будущего».

Как следствие:

1.       Эпатаж публики, литературное хулиганство.

2.       Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

3.       Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

 

Представители футуризма: 1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др.(группа «Гилея», кубофутуристы); 2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы); 3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»). Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)

 

Литературное течение – это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Именно это особое отношение и порождает специфические различия между художественными концепциями писателей, работающих в одном литературном направлении. Например, литературоведы выделяют два течения в русском романтизме: революционный романтизм (ярчайший представитель - К.Ф.Рылеев) и элегический (В.А.Жуковский); три течения в русском символизме: декаденты (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.), связывавшие искусство с богоискательством, с идеями «религиозной общественности»; «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.), чьё творчество отличалось импрессионистическим восприятием жизни;  «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.), бывшие приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьева, по мнению которого целью искусства - «...создание вселенского духовного организма», а роль поэта – священнодействие, соединение вершин искусства с мистикой.