Файл: 01. литературные направления, течения литературное направление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Роман-эпопея – это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов – ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как  в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления – всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи:  «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова.   

Жанры лирики

Песня - малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Элегия (греч.elegeia < elegos – жалобная песня) – стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви;  преобладающие настроения элегии – грусть, светлая печаль. Элегия – излюбленный жанр В.А.Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.)

Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах – две или три.

Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) – со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.

Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.

Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов – одну из наиболее трудных литературных форм.


К жанру сонета обращались русские поэты: А.С.Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.),  А.А.Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, И.А.Бунин).

Послание (греч. epistole – эпистола)  – стихотворное письмо, во времена Горация – философского и дидактического содержания, позже – любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н.Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.

Эпиграмма (греч. epígramma – надпись) – короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А. С. Пушкина на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.

Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе 18 - начала 19 вв. в творчестве М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, в раннем творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, но в конце 20-х годов 19в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В.Маяковского и др.)

Лирическое стихотворение – небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора – внутренний мир, интимные переживания, размышления,  настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой – не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское balladaот ballar — плясать; итал. — ballata– сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения – это средство создания определённого настроения, подтекста.Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю.Лермонтова – социально-психологический.



Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") - крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать» А.А.Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А.Ахматовой).

Стихотворение в прозе – небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С.Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия – драматическоепроизведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и  неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.

Драма – пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.   

Комедия – драматическоепроизведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на   хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С.Грибоедова – высокая комедия, «Недоросль» Д.И.Фонвизина – сатирическая.