Файл: 01. литературные направления, течения литературное направление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


02. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

На протяжении истории существования словесного искусства осуществлялись неоднократные попытки разделить литературу на роды. При этом основания для такого деления были разными.

Один из наиболее ранних опытов группировки произведений литературы по родам был осуществлён в античности, о чём свидетельствуют трактаты Платона и Аристотеля. Классификация родов осуществлялась в соответствии с типом отношения автора к высказываемому: если автор говорит от своего лица, это поэзия, если представляет содержание в форме «обмена речами» героев, это драма, если же соединяет свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам, то это эпос («Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» Аристотель). Как видим, изначально главным критерием в отнесении художественного произведения к тому или иному роду служил тип организации речи.

Однако в конце 19 века появилось другое основание для классификации: эпос, лирика и драма стали мыслиться как типы художественного содержания. Так, в восприятии немецкого философа Ф.В.Шеллинга (1775–1854) лирика ассоциировалась с бесконечностью и духом свободы, эпос — с чистой необходимостью, драма представлялась ему синтезом того и другого.

Немецкий философ В.Ф.Гегель (1770–1831) характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия — объективна, лирическая — субъективна, драматическая же соединяет эти два начала.

Великий русский критик В.Г. Белинский, будучи сторонником гегелевского подхода в определении родов литературы, привил эти идеи в национальном литературоведении.

Каждый из родов литературы обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.

Эпос (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) – род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Как правило, время изображаемого действия и время повествования о нем не совпадают – это одно из наиболее важных отличий от других родов литературы.

Способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. отличается спокойно-созерцательным, отстранённым отношением к изображаемому.


Эпический текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. У него неограниченный объём (от короткого рассказа до многотомных циклов (например, "Человеческая комедия" Оноре де Бальзака объединяет 98 романов и новелл) – это позволяет «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства.

У эпоса, по сравнению с другими родами литературы, самый богатый арсенал художественных средств, что позволяет с наибольшей глубиной раскрыть внутренний мир человека, показать его в развитии.

Особую роль в эпических произведениях играет автор-повествователь или рассказчик. Его речь (содержание и стиль) является единственным, но очень эффективным средством создания образа этого персонажа.  Несмотря на то, что иногда повествователь идеологически близок писателю, их нельзя отождествлять (например, Повествователь в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне» и сам автор не одно и то же лицо).

Драма(др.-гр. drama — действие) – род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы: 1) отсутствие повествовательно-описательного изображения, 2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки), 3) основной текст  драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог), 4) драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок – основные средства создания образа героя, 5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками, 6) требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н.Толстой) – иначе говоря, театральная эффектность,  повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего, о чём очень хорошо сказал А.С.Пушкин: «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие… читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc».



Лирика(др.-гр. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) – род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: единичные состояниячеловеческого сознания, мысли, чувства, впечатления автора. В лирике создается образ-переживание, если в ней иногда и присутствует  событийный ряд, то он очерчен весьма скупо. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее: «Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» (Л.Я.Гинзбург). Лирика является способом художественного осмысления событий не только внутреннего мира человека, но и внешнего: быта и природы, истории и современности, планетарной жизни, вселенной, мироздания. Характерные особенности лирических произведений: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер («как можно короче и как можно полнее»), повышенная экспрессивность, наличие лирического героя, от лица которого и выражается переживание (следует иметь в виду, что автора нельзя отождествлять с лирическим героем).

Роды литературы не разделены непреодолимой стеной. Наряду с произведениями, полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм, в связи с чем принято выделять и «четвёртый» род литературы – лиро-эпику, включающую в себя лиро-эпические поэмы, баллады, лирическую прозу, роман в стихах.

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов может включать в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Кроме того, следует учитывать, что слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») многозначны и служат не только для обозначения родовой принадлежности того или иного произведения, но и для характеристики каких-либо объектов, событий, состояний. «Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях, но и в драме («Борис Годунов» А.С.Пушкина) и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А.Блока). Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутствовать во всех литературных родах» (В.Е.Хализев).


03. ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Внутри каждого литературного рода происходит деление на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками (особенностями тематики, проблематики, сюжета, стиля и т.д.)

Эпические жанры

Сказка (литературная) – произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции. Например, сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 Притча (от греческого parabole - «находящийся (помещенный) позади») – малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А.Пушкин «Капитанская дочка») – по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М.Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.

Басня – малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерно единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.

Очерк - жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к.  вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему  включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии – т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка  являются «Записки охотника» И.С.Тургенева.


Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.  

Рассказ – эпический жанрнебольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования –изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн и др..

Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Степь» А.П.Чехова, «Деревня» И.А.Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому  повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина и т. д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006)

Роман (франц. roman – произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни)– эпический жанр, предметом изображения в котором является  определённый период или целая жизнь человека; роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.)  Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа  классификации. Например, произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»  содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20-30 годов 20в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.