Файл: Пояснительная записка настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно судейскую практику..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.
Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Цель программы:
• Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Подготовка квалифицированных спортсменов;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Место курса в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Срок реализации программы- 1 год
Занятие проводится 2 раза в неделю.
Количество часов в год: 68 часов.
Содержание рабочей программы
1. История развития шашек.
Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.
2.Правила шашечной игры.
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
3. Что изучает теория шашечной игры.
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
Значение начала (дебют) в русских шашках.
4. Основы шашечной игры: сила флангов.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.
Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
5. Основные приемы борьбы на шашечной доске
Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.
Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.
6. Анализ сыгранных партий.
Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
Формы организации деятельности:
-
групповая, -
коллективная, -
индивидуальная.
Формы занятий:
-
Бесед. -
Просмотр кинофильмов. -
Видеолектории. -
Настольные игры. -
Турниры по шашкам. -
Проведение соревнований.
Формы подведения итогов:
-
Итоги соревнований. -
Вручение грамот.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | История развития шашек. | 2 | |
2. | Русская шашечная школа. | 2 | |
3. | Правила шашечной игры. | 2 | |
4. | Что изучает теория шашечной игры. | 2 | |
5. | Турнирная дисциплина, правила соревнований. | 2 | |
6. | Основы шашечной игры. | 1 | |
7. | Основы шашечной игры: сила флангов. | 1 | |
8. | Основы шашечной игры: как выиграть шашку. | 1 | |
9. | Основы шашечной игры: как пройти в дамки. | 1 | |
10. | Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии. | 1 | |
11. | Основные приемы борьбы на шашечной доске. | 1 | |
12. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция. | 1 | |
13. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка. | 1 | |
14. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим. | 1 | |
15. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва. | 1 | |
16. | Основные приемы борьбы на шашечной доске:угроза. | 1 | |
17. | Основные приемы борьбы на шашечной доске:окружение. | 1 | |
18. | Основные приемы борьбы на шашечной доске:роздых. | 1 | |
19. | Основные приемы борьбы на шашечной доске:самообложение. | 1 | |
20. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание). | 1 | |
21. | Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр. | 1 | |
22. | Комбинации. | 3 | |
23. | Комбинации:комбинация для прохождения в дамки. | 1 | |
24. | Комбинации: комбинация для получения материального преимущества. | 1 | |
25. | Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции. | 2 | |
26. | Комбинации:комбинация для достижения ничьей в худшей позиции. | 2 | |
27. | Окончание. | 1 | |
28. | Окончание:нормальные окончания. | 2 | |
29. | Окончание: треугольник Петрова. | 2 | |
30. | Окончание:три дамки против дамки с простой. | 2 | |
31. | Окончание:эстафетные окончания. | 3 | |
32. | Тренировочные и соревновательные турниры. | 10 | |
33. | Анализ сыгранных партий. | 3 | |
34. | Решение задач и комбинаций. | 5 | |
35. | Сеансы одновременной игры. | 5 | |
| | 68 ч. | |
Ожидаемые результаты
Знание теории и практики шашечной игры.
Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
Умение моделировать комбинации игры.
Овладение элементарными навыками игры в шашки.
Описание учебно-методического и Материально-технического обеспечения
-
Проектор -
Шашки -
Сканер -
Фотоаппарат
Список используемой литературы для детей
-
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2006 -
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2006 - №3 -
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2006
-
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2008 - №3
-
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2011. - №4
К концу изучения курса дети должны научиться:
-
шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья; -
названия шашечных фигур: шашка, дамка.
К концу изучения курса дети должны получить возможность научиться:
-
ориентироваться на шахматной доске; -
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса; -
правильно помещать шахматную доску между партнерами; -
правильно расставлять фигуры перед игрой; -
различать горизонталь, вертикаль, диагональ.