Файл: Специфика российского менеджмента. Личность менеджера на предприятии. Разработка организационной структуры предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;

– используемые технологии;

– информационные потоки внутри и вне фирмы;

– степень относительной обеспеченности ресурсами и др. 6

Рассматривая организационную структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:

– организации с внешней средой;

– подразделений организации;

– организации с людьми.

Важную роль здесь играет структура организации, посредством которой и через которую это взаимодействие осуществляется. Структурой фирмы является состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура регулирует:

– разделение задач по отделениям и подразделениям;

– их компетентность в решении определенных проблем;

– общее взаимодействие этих элементов.

Понятно, что фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации структуры:

– упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

– приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

– обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

– короткие пути управления;

– баланс стабильности и гибкости;

– способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

– желательность стабильности циклически повторяемых действий7.

Для линейной организационной структуры характерна вертикаль: высший руководитель – линейный руководитель (подразделения) – исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится без выделения функций (рис. 1).




Рисунок 1 – Линейная структура управления8
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.

Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения (рис. 2).


Рисунок 2 – Линейно-штабная структура управления9
При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям (рис. 3).



Рисунок 3 – Функциональная структура управления10
При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель – функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) – исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток – функции руководителя размыты.

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Но функциональная структура имеет:

– недостаточную гибкость;

– плохую координацию действий функциональных подразделений;

– низкую скорость принятия управленческих решений;

– отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

При линейно-функциональной структуре управления основные связи – линейные, дополняющие – функциональные (рис. 4).

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления (рис. 5). Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач.




Рисунок 4 – Линейно-функциональная структура управления11
Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки:

– рост расходов на управленческий персонал;

– сложность информационных связей.


Рисунок 5 – Дивизиональная структура управления12

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

– продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток – дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

– региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

– организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса13.

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия «матричные». Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений (рис. 6).


При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки – сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.


Рисунок 6 – Матричная структура управления14
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Аристотель является одним из величайших философов и мыслителей античных времен. Его мысли и учения до сих пор изучаются на самом высоком уровне в различных отраслях научного знания. Вклад данного мыслителя в науку трудно оценить, об уровне его знаний может свидетельствовать тот факт, что и на современном этапе его идеи имеют актуальность. Основным источником, по которому можно сформировать представление о совершенном государстве Аристотеля является его сочинение «Политика». Согласно мнения Аристотеля он по своей сущности является общественным человеком, то есть включенным в систему половых и кровных связей, он разговаривает на одном языке с обществом, где находится, имеет врожденные нравственные инстинкты, все это связывает его с другими людьми. Данные связи необходимы ему и являются его потребностями, у него присутствуют определенные социальные инстинкты. А самое важно это то, что данное общение и наличие связей с другими людьми необходимо человеку для получения хорошего воспитания и осознания всех основ жизнедеятельности в обществе. Самое совершенное общество, которое включает в себя и другие общественные формы является государством, то есть «полисом». Главной целью такого совершенного общества является обеспечение высшего блага как для полностью общества, так и для конкретных его индивидов. Именно поэтому важнейшей функцией государства является не наживание экономических благ, ни ведение воин и осуществления захвата территории, а в добродетели граждан и совокупности всех средств, которые необходимы для реализации данной цели. Здесь он соглашается с Платоном видевшим, главной задачей государства – гуманное воспитание своих граждан. Интересной является мысль о том, что государство должно стоять для человека выше семьи и частных лиц, со стороны государства гражданин получает отношение соответствующее отношение к себе. Государство вышло из семей, то есть первоначально семьи объединялись в общины, а они уже постепенно сформировывались в государство. Аристотель активно критикует сочинение Платона «О государстве» за приписываемое в данном труде стремление к исключительному общественном единству. На основании своего политического учения Аристотель приходит к выводу, что только индивид является неделимой единицей, а государство представляет собой что-то множественное. Так же Аристотель подробно рассматривает возможные формы государственного устройства. В его классификации он разделяет данные формы по принципу тех слоев общества, осуществляющих верховную власть в государстве. По его мнению таких форм существует три: с единичным господином, со многими господинами или немногими. Каждая такая форма может быть правильной и ошибочной, в первом случае управление осуществляется для обеспечения общего блага. Во втором ради удовлетворения личных интересов. Поэтому Аристотель выделяет три правильных формы государственного управления: монархия, аристократия и республика. В монархии власть осуществляет единичный монарх, при аристократии управление осуществляют «лучшие», а при республике необходимо равенство всех граждан в управлении. Еще Аристотель выделяет и три худших формы государственного правления: тирания – управляет монарх ради собственных интересов, олигархия – управляет небольшая группа людей, так же в своих интересах, и охлократия (власть толпы). Для Аристотеля характерно поиска идеала среди форм правления для обеспечения наивысшего общественного блага. Однако он оговаривает и то, что в разных условиях лучшей формой правления могут быть разные формы, все зависит от ряда факторов. При таких условиях жизнь в государстве будет наиболее спокойной и стабильной. Поэтому можно прейти к выводу, что исследуя возможные формы государственного управления, Аристотель исследует вопросы построения идеального государства. По его мнению, в качестве такого государства может выступать республиканский полис. По мнению Аристотеля, возникновение такого государства могло произойти только на территории Греции, потому что только греки способны сочетать в себе свободу, порядок, мужество и культуру. Оно должно быть создано в форме республики и причем аристократической, потому что появление такого человека, который был бы признан всеми гражданами в качестве единого лидера вряд ли возможно. Так же данное государство должно быть не большого размера и сосредоточена в едином городе, так как в таком случае легче будет навести охраняемый порядок. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах. Аристотель является одним из величайших философов и мыслителей античных времен. Его мысли и учения до сих пор изучаются на самом высоком уровне в различных отраслях научного знания. Вклад данного мыслителя в науку трудно оценить, об уровне его знаний может свидетельствовать тот факт, что и на современном этапе его идеи имеют актуальность. Основным источником, по которому можно сформировать представление о совершенном государстве Аристотеля является его сочинение «Политика». Согласно мнения он по своей сущности является общественным человеком, то есть включенным в систему половых и кровных связей, он разговаривает на одном языке с обществом, где находится, имеет врожденные нравственные инстинкты, все это связывает его с другими людьми. Данные связи необходимы ему и являются его потребностями, у него присутствуют определенные социальные инстинкты. А самое важно это то, что данное общение и наличие связей с другими людьми необходимо человеку для получения хорошего воспитания и осознания всех основ жизнедеятельности в обществе. Самое совершенное общество, которое включает в себя и другие общественные формы является государством, то есть «полисом». Главной целью такого совершенного общества является обеспечение высшего блага как для полностью общества, так и для конкретных его индивидов. Именно поэтому важнейшей функцией государства является не наживание экономических благ, ни ведение воин и осуществления захвата территории, а в добродетели граждан и совокупности всех средств, которые необходимы для реализации данной цели. Здесь он соглашается с Платоном видевшим, главной задачей государства – гуманное воспитание своих граждан. Интересной является мысль о том, что государство должно стоять для человека выше семьи и частных лиц, со стороны государства гражданин получает отношение соответствующее отношение к себе. Государство вышло из семей, то есть первоначально семьи объединялись в общины, а они уже постепенно сформировывались в государство. Аристотель активно критикует сочинение Платона «О государстве» за приписываемое в данном труде стремление к исключительному общественном единству. На основании своего политического учения Аристотель приходит к выводу, что только индивид является неделимой единицей, а государство представляет собой что-то множественное. Так же Аристотель подробно рассматривает возможные формы государственного устройства. В его классификации он разделяет данные формы по принципу тех слоев общества, осуществляющих верховную власть в государстве. По его мнению таких форм существует три: с единичным господином, со многими господинами или немногими. Каждая такая форма может быть правильной и ошибочной, в первом случае управление осуществляется для обеспечения общего блага. Во втором ради удовлетворения личных интересов. Поэтому Аристотель выделяет три правильных формы государственного управления: монархия, аристократия и республика. В монархии власть осуществляет единичный монарх, при аристократии управление осуществляют «лучшие», а при республике необходимо равенство всех граждан в управлении. Еще Аристотель выделяет и три худших формы государственного правления: тирания – управляет монарх ради собственных интересов, олигархия – управляет небольшая группа людей, так же в своих интересах, и охлократия (власть толпы). Для Аристотеля характерно поиска идеала среди форм правления для обеспечения наивысшего общественного блага. Однако он оговаривает и то, что в разных условиях лучшей формой правления могут быть разные формы, все зависит от ряда факторов. При таких условиях жизнь в государстве будет наиболее спокойной и стабильной. Поэтому можно прейти к выводу, что исследуя возможные формы государственного управления, Аристотель исследует вопросы построения идеального государства. По его мнению, в качестве такого государства может выступать республиканский полис. По мнению Аристотеля, возникновение такого государства могло произойти только на территории Греции, потому что только греки способны сочетать в себе свободу, порядок, мужество и культуру. Оно должно быть создано в форме республики и причем аристократической, потому что появление такого человека, который был бы признан всеми гражданами в качестве единого лидера вряд ли возможно. Так же данное государство должно быть не большого размера и сосредоточена в едином городе, так как в таком случае легче будет навести охраняемый порядок. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах.


Аристотель является одним из величайших философов и мыслителей античных времен. Его мысли и учения до сих пор изучаются на самом высоком уровне в различных отраслях научного знания. Вклад данного мыслителя в науку трудно оценить, об уровне его знаний может свидетельствовать тот факт, что и на современном этапе его идеи имеют актуальность. Основным источником, по которому можно сформировать представление о совершенном государстве Аристотеля является его сочинение «Политика». Согласно мнения Аристотеля он по своей сущности является общественным человеком, то есть включенным в систему половых и кровных связей, он разговаривает на одном языке с обществом, где находится, имеет врожденные нравственные инстинкты, все это связывает его с другими людьми. Данные связи необходимы ему и являются его потребностями, у него присутствуют определенные социальные инстинкты. А самое важно это то, что данное общение и наличие связей с другими людьми необходимо человеку для получения хорошего воспитания и осознания всех основ жизнедеятельности в обществе. Самое совершенное общество, которое включает в себя и другие общественные формы является государством, то есть «полисом». Главной целью такого совершенного общества является обеспечение высшего блага как для полностью общества, так и для конкретных его индивидов. Именно поэтому важнейшей функцией государства является не наживание экономических благ, ни ведение воин и осуществления захвата территории, а в добродетели граждан и совокупности всех средств, которые необходимы для реализации данной цели. Здесь он соглашается с Платоном видевшим, главной задачей государства – гуманное воспитание своих граждан. Интересной является мысль о том, что государство должно стоять для человека выше семьи и частных лиц, со стороны государства гражданин получает отношение соответствующее отношение к себе. Государство вышло из семей, то есть первоначально семьи объединялись в общины, а они уже постепенно сформировывались в государство. Аристотель активно критикует сочинение Платона «О государстве» за приписываемое в данном труде стремление к исключительному общественном единству. На основании своего политического учения Аристотель приходит к выводу, что только индивид является неделимой единицей, а государство представляет собой что-то множественное. Так же Аристотель подробно рассматривает возможные формы государственного устройства. В его классификации он разделяет данные формы по принципу тех слоев общества, осуществляющих верховную власть в государстве. По его мнению таких форм существует три: с единичным господином, со многими господинами или немногими. Каждая такая форма может быть правильной и ошибочной, в первом случае управление осуществляется для обеспечения общего блага. Во втором ради удовлетворения личных интересов. Поэтому Аристотель выделяет три правильных формы государственного управления: монархия, аристократия и республика. В монархии власть осуществляет единичный монарх, при аристократии управление осуществляют «лучшие», а при республике необходимо равенство всех граждан в управлении. Еще Аристотель выделяет и три худших формы государственного правления: тирания – управляет монарх ради собственных интересов, олигархия – управляет небольшая группа людей, так же в своих интересах, и охлократия (власть толпы). Для Аристотеля характерно поиска идеала среди форм правления для обеспечения наивысшего общественного блага. Однако он оговаривает и то, что в разных условиях лучшей формой правления могут быть разные формы, все зависит от ряда факторов. При таких условиях жизнь в государстве будет наиболее спокойной и стабильной. Поэтому можно прейти к выводу, что исследуя возможные формы государственного управления, Аристотель исследует вопросы построения идеального государства. По его мнению, в качестве такого государства может выступать республиканский полис. По мнению Аристотеля, возникновение такого государства могло произойти только на территории Греции, потому что только греки способны сочетать в себе свободу, порядок, мужество и культуру. Оно должно быть создано в форме республики и причем аристократической, потому что появление такого человека, который был бы признан всеми гражданами в качестве единого лидера вряд ли возможно. Так же данное государство должно быть не большого размера и сосредоточена в едином городе, так как в таком случае легче будет навести охраняемый порядок. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах. Аристотель является одним из величайших философов и мыслителей античных времен. Его мысли и учения до сих пор изучаются на самом высоком уровне в различных отраслях научного знания. Вклад данного мыслителя в науку трудно оценить, об уровне его знаний может свидетельствовать тот факт, что и на современном этапе его идеи имеют актуальность. Основным источником, по которому можно сформировать представление о совершенном государстве Аристотеля является его сочинение «Политика». Согласно мнения он по своей сущности является общественным человеком, то есть включенным в систему половых и кровных связей, он разговаривает на одном языке с обществом, где находится, имеет врожденные нравственные инстинкты, все это связывает его с другими людьми. Данные связи необходимы ему и являются его потребностями, у него присутствуют определенные социальные инстинкты. А самое важно это то, что данное общение и наличие связей с другими людьми необходимо человеку для получения хорошего воспитания и осознания всех основ жизнедеятельности в обществе. Самое совершенное общество, которое включает в себя и другие общественные формы является государством, то есть «полисом». Главной целью такого совершенного общества является обеспечение высшего блага как для полностью общества, так и для конкретных его индивидов. Именно поэтому важнейшей функцией государства является не наживание экономических благ, ни ведение воин и осуществления захвата территории, а в добродетели граждан и совокупности всех средств, которые необходимы для реализации данной цели. Здесь он соглашается с Платоном видевшим, главной задачей государства – гуманное воспитание своих граждан. Интересной является мысль о том, что государство должно стоять для человека выше семьи и частных лиц, со стороны государства гражданин получает отношение соответствующее отношение к себе. Государство вышло из семей, то есть первоначально семьи объединялись в общины, а они уже постепенно сформировывались в государство. Аристотель активно критикует сочинение Платона «О государстве» за приписываемое в данном труде стремление к исключительному общественном единству. На основании своего политического учения Аристотель приходит к выводу, что только индивид является неделимой единицей, а государство представляет собой что-то множественное. Так же Аристотель подробно рассматривает возможные формы государственного устройства. В его классификации он разделяет данные формы по принципу тех слоев общества, осуществляющих верховную власть в государстве. По его мнению таких форм существует три: с единичным господином, со многими господинами или немногими. Каждая такая форма может быть правильной и ошибочной, в первом случае управление осуществляется для обеспечения общего блага. Во втором ради удовлетворения личных интересов. Поэтому Аристотель выделяет три правильных формы государственного управления: монархия, аристократия и республика. В монархии власть осуществляет единичный монарх, при аристократии управление осуществляют «лучшие», а при республике необходимо равенство всех граждан в управлении. Еще Аристотель выделяет и три худших формы государственного правления: тирания – управляет монарх ради собственных интересов, олигархия – управляет небольшая группа людей, так же в своих интересах, и охлократия (власть толпы). Для Аристотеля характерно поиска идеала среди форм правления для обеспечения наивысшего общественного блага. Однако он оговаривает и то, что в разных условиях лучшей формой правления могут быть разные формы, все зависит от ряда факторов. При таких условиях жизнь в государстве будет наиболее спокойной и стабильной. Поэтому можно прейти к выводу, что исследуя возможные формы государственного управления, Аристотель исследует вопросы построения идеального государства. По его мнению, в качестве такого государства может выступать республиканский полис. По мнению Аристотеля, возникновение такого государства могло произойти только на территории Греции, потому что только греки способны сочетать в себе свободу, порядок, мужество и культуру. Оно должно быть создано в форме республики и причем аристократической, потому что появление такого человека, который был бы признан всеми гражданами в качестве единого лидера вряд ли возможно. Так же данное государство должно быть не большого размера и сосредоточена в едином городе, так как в таком случае легче будет навести охраняемый порядок. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах. Граждане такого государства осуществляют участие и в государственном управлении и в судебных прениях, а так же составляют его войско, но гражданами не могут быть купцы, ремесленники и земледельцы. Ремесло и торговля, по мнению Аристотеля, являются низкими занятиями, как и земледелие, они не соотносятся с политической добродетелью, поэтому данные люди не могут участвовать в общественных и государственных делах.