Файл: Специфика российского менеджмента. Личность менеджера на предприятии. Разработка организационной структуры предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Контрольная работа по менеджменту

на тему:

«Специфика российского менеджмента. Личность менеджера на предприятии. Разработка организационной структуры предприятия»

Оглавление





1. Специфика менеджмента в России, его отличия от зарубежного менеджмента 3

2. Качества менеджера 8

3. Разработка организационной структуры предприятия 11

Библиографический список 18


1. Специфика менеджмента в России, его отличия от зарубежного менеджмента



В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики.

Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Первая главная проблема российского менеджмента – проблема качества. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. Одна из основных проблем российского менеджмента качества заключается в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемых результатов. Анализ ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. Будучи географически расположенными в России, они вынуждены играть по западным правилам. Для предприятий, ориентированных на потребителя из нашей страны или ближнего зарубежья, ситуация более свободная: они могут себе позволить применять инструменты обеспечения прибыльности, не связанные с удовлетворенностью покупателя, лояльности потребителя уходят в тень, теряя свою надежность и привлекательность
1. Впереди у этого способа управления отношениями с клиентами и поставщиками лишь рост рискованности, а значит, падение уровня приемлемости и применимости. Рынок насыщается товарами и услугами, некоторые его сферы уже практически полностью заняты существующими игроками, и в них весьма высок уровень конкуренции. Предприятиям не остается ничего иного, как искать конкурентное преимущество в индивидуализации своей продукции (услуг), т. е. включаться в борьбу за потребителя. Конечно, в настоящее время российский бизнес становится все более цивилизованным. Откаты как механизм обеспечения заказов – еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества – это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.

Вторая главная проблема российского менеджмента – коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менеджеров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компаний. В западных странах государственные управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

Третья проблема – избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента – большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

Из-за не востребованности квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики, отсутствия конкурсных условий занятия должностей и несоответствия вузовской подготовки кадров спросу на рынке труда ухудшается и качество человеческого капитала. В создавшейся ситуации развитие человеческого капитала как одной из основных составляющих эффективного менеджмента вряд ли сможет стать основным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности российской экономики. Возрастание значимости нематериальных ресурсов и информационных технологий стимулирует развитие гибкой организационной структуры. Компании нацеливаются на прибыль в широком смысле, они заинтересованы в поддержании социальной справедливости, по крайней мере, в рамках своего предприятия. Думается, что причинами отставания российских компаний от зарубежных конкурентов по

эффективности управления являются не только, отсталые технологические уклады, но и отсутствие прозрачности бизнеса, недооценка роли постоянного развития и повышения качества всех своих подсистем. Сегодня в России только складываются экономические условия, требующие применения такого инструмента, как менеджмент качества. В первую очередь необходима высоко конкурентная экономика, ориентированная на удовлетворение потребителя. Без этого менеджмент качества как инструмент сохранения рентабельности не будет востребован. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса.

Учет мирового опыта накладывается на российскую специфику, это:

– коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;

– избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику компании;

– недостаток квалифицированных топ-менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;

– взаимодействие менеджеров-стратегов и владельцев компаний2.

Имеются следующие различия российского менеджмента от зарубежного:

1. Преобладающий метод управления. В США и Западной Европе – экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России – командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.

2. Преобладающий стиль руководства. В США и Западной Европе – консультативно-демократический или благосклонно-авторитарный. В России – эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный.

3. Сосредоточенность менеджеров. В США и Западной Европе – на деле или на людях, или на том и другом. В России – на себе или на деле, или на том и другом.

4. Преобладающий тип управленческих решений. В США и Западной Европе – единолично-консультативный или компромисс. В России – сугубо единоличный или единолично-консультативный.

5. Структура управленческих решений. США и Западная Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: «хотели как лучше, получилось как всегда».

6. Преобладающий тип мотивации как процесса настройки на труд. В США и Западной Европе – мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия – мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации.


7. Планирование. США и Западная Европа – упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия – работа на основе краткосрочных планов или бесплановая.

8. Демократизация производства. В США и Западной Европе – умеренное привлечение работников к управлению. Россия – очень слабое привлечение к управлению.

9. Автоматизация управленческих решений. США и Западная Европа – высокая и очень высокая. Россия – очень низкая и низкая.

10. Организационная культура. США и Западная Европа - высокая. Россия – очень низкая и низкая.

11. Назначение на высокую руководящую должность. США и Западная Европа – требуется высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы. Россия – необходимы личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на какой-либо руководящей должности3.

2. Качества менеджера



Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

– на уровне задач деятельности менеджера;

– на поведенческом уровне;

– на уровне свойств личности4.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

– способность к кооперации и групповой работе;

– поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

– социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:


– субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;

– служебно-товарищеское – это общенье между руководителями-коллегами;

– дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Также необходимо учитывать следующие мотивационно – волевые способности менеджера:

– стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

– осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

– самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

– социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя) 5.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

3. Разработка организационной структуры предприятия



На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления.

Организационная структура предприятия – это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:

– организационно-правовая форма предприятия;

– сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);

– масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);