Файл: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития (Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России
1.1 Исторический аспект становления и развития пенсионной системы в России
1.2 Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ
2 Современное состояние пенсионной системы России и проблемы ее дельнейшего развития
2.1 Структура, функции и задачи пенсионной системы в Российской Федерации
2.2 Проблемы дальнейшего совершенствования и развития пенсионного фонда в РФ
Таблица 1
Численность пенсионеров и демографическая нагрузка населения в РФ[15]
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Общая численность пенсионеров, тыс. чел. |
41819 |
42367 |
42837 |
43327 |
43797 |
45182 |
45687 |
Общая численность населения РФ, тыс. чел. |
142856 |
143056 |
143347 |
143667 |
146267 |
146545 |
146804 |
Удельный вес численности пенсионеров в общей численности населения |
0,29 |
0,29 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,31 |
0,31 |
Далее проведем сравнительный анализ среднего размера трудовых (страховых) пенсий со средней величиной прожиточного минимума и средним размером заработной платы по РФ за период 2012–2018 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Динамика и соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера и средним размером заработной платы[16]
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Средний размер назначенных трудовых (страховых) пенсий, руб. |
7476 |
8203 |
9041 |
9917 |
10786 |
11986 |
12391 |
Темп роста среднего размера назначенных трудовых (страховых) пенсий, % |
110,1 |
109,7 |
110,2 |
109,7 |
108,7 |
111,1 |
103,3 |
Средняя величина прожиточного минимума пенсионера, руб. |
4521 |
5032 |
5123 |
5998 |
6617 |
7965 |
8081 |
Темп роста величины прожиточного минимума, % |
110,3 |
111,3 |
101,8 |
107,7 |
110,3 |
120,4 |
101,5 |
Средний размер заработной платы, руб. |
20952 |
23369 |
26629 |
29792 |
32495 |
34030 |
36746 |
Темп роста среднего размера заработной платы, % |
110,6 |
111,5 |
113,9 |
111,9 |
109,1 |
104,7 |
108,0 |
Соотношение среднего размера назначенных трудовых (страхо- вых) пенсий: |
|||||||
– со средней величиной прожиточного минимума пенсионера |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
– со средним размером заработной платы (коэффициент замещения) |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,32 |
0,33 |
0,34 |
0,35 |
Из таблицы 2 следует, что средний размер назначенных пенсий выше величины прожиточного минимума пенсионера в пределах от 1,5 в 2017 г. до 1,8 раза в 2014 г. Но данный показатель не является объективным, так как прожиточный минимум пенсионеров взят для расчетов средний по РФ, а логичнее анализировать данный показатель в пределах конкретного региона.
Анализируя причины роста среднего размера трудовых (страховых) пенсий, нельзя не рассмотреть такой экономический процесс в РФ, как индексация пенсий. Индексация пенсий, как известно, проводится в зависимости от темпов инфляции, и именно она является главным фактором их роста. Главным, но не единственным.
Для того чтобы оценить, как влияют инфляционные изменения в совокупности с пенсионным индексированием (которое по закону должно проводиться в зависимости от темпов инфляции) на трудовые (страховые) пенсии, мы провели анализ, результаты которого отражены в таблица 3.
Таблица 3
Показатели влияния инфляции и индексации на страховые пенсии[17]
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Инфляция, % |
6,58 |
6,45 |
11,36 |
12,9 |
5,4 |
Индексация трудовых (страховых) пенсий, % |
10,65 |
10,12 |
8,31 |
11,40 |
4,00 |
Страховые пенсии |
1,05 |
1,04 |
0,97 |
0,98 |
0,99 |
Средний размер трудовой (страховой) пенсии, руб. |
9041 |
9918 |
10786 |
11986 |
12391 |
Изменение трудовых (страховых) пенсий, % |
10,2 |
9,7 |
8,7 |
11 |
3,3 |
Пинд страх., руб. |
- |
9402 |
9620 |
10570 |
11866 |
Средняя зарплата по РФ, руб. |
26629 |
29792 |
32495 |
34030 |
36746 |
Kзам по средней трудовой (страховой) пенсии |
0,33 |
0,32 |
0,33 |
0,34 |
0,35 |
Kзам.реальный |
0,32 |
0,31 |
0,30 |
0,31 |
0,32 |
Сравнивая официальные данные ПФР по показателям индексации и изменения трудовых (страховых) пенсий за конкретный год, мы видим, что проценты индексации превышают показатели изменения пенсий. Имея это несоответствие, попытаемся разобраться в его причинах и найти логическое экономическое обоснование этому факту. Во-первых, проанализируем влияние инфляции на фактическое изменение трудовых (страховых) пенсий.
По результатам расчетов (табл. 3) видно, что средняя трудовая (страховая) пенсия по РФ за исследуемый период по данным ПФР росла сильнее, чем эта же пенсия, но скорректированная на коэффициент реальной индексации (т. е. фактически изменившаяся в результате индексации и инфляции). Этот парадокс объясняется тем, что страховая пенсия формально увеличивается не только за счет индексации, но и за счет дополнительных страховых взносов работающих пенсионеров. То есть если учесть, что основная масса пенсионеров в РФ не работает, значит, процент прироста страховой пенсии по данным ПФР некорректно отражает данную ситуацию.
В связи с этим можно считать, что коэффициент реальной индексации позволяет получить более объективную картину изменения размера пенсий в РФ. Также при помощи данного коэффициента мы можем получить более реальный коэффициент замещения, который отражает реальное отношение средней трудовой (страховой) пенсии к средней зарплате. Причем посчитать это можно как по РФ, так и по конкретному региону.
Из таблицы 3 видим, что реальный коэффициент замещения (Kзам.реальный ) ниже, чем этот же коэффициент, рассчитанный по данным официальной статистики ПФР, т. е. фактически трудовая пенсия компенсирует меньшую долю потерянной заработной платы нетрудоспособного гражданина.
В таблице 4 представлена информация об исполнении бюджета Пенсионного фонда России.
Таблица 4
Информация об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд. руб.[18]
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Доходы |
5 890 |
6 338 |
6 159 |
6 995 |
7 625 |
8 363 |
Расходы |
5 450 |
6 376 |
6 190 |
7619 |
7 829 |
8 583 |
Дефицит |
- |
-38 |
- 31 |
-624 |
-204 |
- 220 |
Профицит |
440 |
- |
- |
- |
- |
- |
По данным таблицы 4 можно сделать выводы, что рост расходов пенсионного фонда значительно выше, так как у пенсионного фонда последние 5 лет дефицит бюджета.
Но страховые пенсии с 1 января 2018 ода возросли, и превысили предполагаемый индекс роста цен, он составил 2,6%.
Пенсионная реформа Российской Федерации начала свои преобразования еще с 2015 года. В 2015 , году еще произошли такие изменения как повышения пенсионного возраста граждан страны, а так же разные изменения которые связаны с пенсионной реформой государства. После разных нововведений пенсию стали разделять на 2 части: страховую и накопительную пенсию[19].
Изменения минимального стажа работы тоже пришлись на 2015 год. А в 2018 году минимальным стажем является 9 лет, так же эти показатели ежегодно будут увеличиваться, и к 2014 году достигнут показателя в 15 лет.
В таблице 5 представлены требования к получение права на страховую пенсию в России.
Таблица 5
Получение права на страховую пенсию (в зависимости от года назначения страховой пенсии) [20]
Год |
Минимальный страховой стаж |
Мин. сумма индивид. пенсионных коэффициентов |
Макс. значение годового индивидуального пенсионного коэффициента. При формировании накопительной пенсии |
2017 |
8 |
11,4 |
8,26 |
2018 |
9 |
13,8 |
8,70 |
2019 |
10 |
16,2 |
9,13 |
2020 |
11 |
18,6 |
9,57 |
2021 |
12 |
21 |
6,25 |
2022 |
13 |
23,4 |
6,25 |
2023 |
14 |
25,8 |
6,25 |
2024 |
15 |
28,2 |
6,25 |
2025 и более поздние |
15 |
30 |
6,25 |
Сейчас пенсия напрямую связана с пенсионным баллом. Вычисляется этот коэффициент путем анализа: заработной платы, рабочего стажа, возраста достижения нетрудоспособности.
Изменение законодательства не коснулась тех, кто получил статус пенсионера до их введения, у всех кто вышел на пенсию, остались права, которые были зафиксированы и так же гарантированны к исполнению. Новые правила касаются только тех, кто достиг пенсионного возраста в 2015 году и позже.
Минфин считает, что неэффективность пенсионной системы России и вызвала растущий дефицит в бюджете страны. Так как в последние годы фонд несет огромные убытки и не смог стабилизировать свой бюджет.
Новая реформа должна снизить зависимость бюджета от внешних доходов, но, спорным вопросом остается повышение пенсионного возраста.
Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приведет лишь к увеличению дефицита пенсионного фонда.
Если верить статистике, то уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать и другие виды зарплат, чтобы перераспределять ресурсы на повышение пенсий.
Пенсионная реформа для госслужащих, которая стартовала в 2017 году, затронула ключевые параметры начисления пенсий.
Реформы пенсионного фонда России в 2018 году не смогут добиться кардинального изменения пенсионных выплат в сторону повышения.
Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсий в среднем 4-5%.
Можно выделить позитивные и отрицательные последствия реформирования пенсионной системы.
Положительными моментами можно назвать:
1. Из-за увеличения стажа трудовой деятельности в стране будет значительное снижение нагрузки на казну государства, но нужно создание дополнительных рабочих мест.
2. Люди будут стремиться продолжать трудовую деятельность после достижения необходимого минимума.
3. Изменения будут вноситься постепенно и размеренно.
4. Гражданин сам решает, какой организации доверять, государственной или нет[21].
Но есть минусы, которые вызывают много недоверия среди населения:
1. Практически невозможно набрать нужное количество баллов ни низкой заработной плате.
2. Изменения, связанные с преобразованием баллов.
Специалисты самых разных уровней пришли к единому мнению, что реформирование пенсионной системы будет давать положительные результаты лишь при четком контроле каждого шага.
Ниже проведем оценку нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения в России.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[22].
Пенсионное обеспечение затрагивает многие слои современного общества, поэтому аспекты пенсионного обеспечения затрагивают многие нормативные правовые акты, начиная от Конституции Российской Федерации, в которую заложены основы всего российского законодательства, и раскрываются и конкретизируются в Кодексах (ТК РФ, НК РФ) и целом ряде специальных законов: Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении»[23], Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании»[24], Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[25], Федеральном законе «О страховых пенсиях»[26], Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [27] (стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону), Федеральном законе «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и т.д.