Файл: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития (Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России
1.1 Исторический аспект становления и развития пенсионной системы в России
1.2 Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ
2 Современное состояние пенсионной системы России и проблемы ее дельнейшего развития
2.1 Структура, функции и задачи пенсионной системы в Российской Федерации
2.2 Проблемы дальнейшего совершенствования и развития пенсионного фонда в РФ
4. Предоставление налоговых льгот и прочих форм мотивирования с целью повышения интереса работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников;
5. Ужесточение фискальных и карательных мер для выведения заработной платы «из тени».
Необходимо учитывать, что сложившиеся в РФ проблемы пенсионного обеспечения требуют принятия целого комплекса сложных мер, и РФ только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.
На современном этапе основными направлениями реализации Стратегии долгосрочной пенсионной реформы должны стать:
– совершенствование тарифно-бюджетной политики;
– реформирование института досрочных пенсий;
– реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
– развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
– совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;
– совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
– развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения[39].
Моделирование пенсионной системы позволяет выявить возможные эффекты изменения основных параметров пенсионной системы. В представленной ниже таблице приведены возможные эффекты изменения основных параметров пенсионной системы:
Таблица 7
Возможные эффекты изменения основных параметров пенсионной системы[40]
Наименование |
Влияние на дефицит ПФР |
Влияние на размер страховой пенсии |
Проблемы и долгосрочные риски |
Изменение пенсионного возраста (повышение возраста до 65 лет для обоих полов) |
Снижение: эффект 3% ВВП |
Увеличение |
Уменьшаются демографические риски Поддержка занятости в старших возрастах |
Вывод заработной платы из «тени» |
Снижение: рост фонда оплаты труда на 30% – эффект 1,5% ВВП |
Увеличение |
|
Выравнивание условий для ИП (равные условия для всех застрахованных лиц) |
Снижение: эффект 1,25% ВВП |
Увеличение |
Рост нагрузки на малый бизнес |
Реформа системы досрочных пенсий (ликвидация такого вида пенсий) |
Снижение: эффект 1,1% ВВП |
Увеличение |
Реализуется только для Списков 1 и 2 Необходимо создание системы страхования рисков утраты трудоспособности |
Ликвидация накопительной системы |
Снижение: эффект 1,1% от ВВП |
Снижение |
Потеря доверия граждан и ликвидация источника долгосрочных инвестиций |
Модель пенсионной системы позволяет оценить кумулятивный эффект от реализации реформ и их чувствительность к влиянию макроэкономических и демографических параметров.
2.2 Проблемы дальнейшего совершенствования и развития пенсионного фонда в РФ
На данный момент существует стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Развитие пенсионной системы преследует две основные цели и ряд задач:
1. Обеспечение социально приемлемого уровня пенсионных выплат.
2. Гарантия финансовой устойчивости пенсионной системы на длительный период[41].
Задачи:
- гарантия достойного коэффициента замещения, который должен быть не менее 40%;
- установление размера пенсии на уровне не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера в стране;
- формирование адекватного уровня страховой нагрузки для субъектов финансовой деятельности с установлением общего тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;
- развитие эластичной и самоприспосабливающейся пенсионной системы посредством формирования непрерывно действующего механизма ее балансировки;
- создание трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами:
1 уровень – трудовая пенсия (государственная), данный уровень формируется за счет страховых взносов, которые обеспечивают размер коэффициента замещения на уровне не менее 40%. Для не выполняющих данных условий, социальные пенсии сохраняются, но выплачиваются только гражданам, прожившим в России 15 лет;
2 уровень – корпоративная (добровольная), для получения данного уровня необходимо делать дополнительные страховые взносы, на основании трудового договора;
3 уровень – частная (добровольная), создается за счет взносов в негосударственный пенсионный фонд, компанию страхователя, а также в кредитные организации. Данные взносы выплачивается в добровольном порядке;
- увеличение эффективности накопительной части пенсионной системы с помощью развития институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения[42].
Так же к 2030 году планируется трансформация накопительной составляющей пенсионной системы в систему добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Данная трансформация необходима, в связи с появлением ряда проблем функционирования накопительной части.
Существует необходимость в увеличении прозрачности функционирования институтов, которые участвуют в формировании накоплений.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо опираться на макроэкономическую и демографическую ситуацию в стране. Необходимо модернизировать основные институты, которые участвуют в пенсионной системе. Разобраться с сохраняющимися на рынке труда теневой занятостью, скрытой заработной платой. Реализовать задачи по снижению смертности, повысить уровень здравоохранения.
В 2017 году пенсии получили 43 млн. граждан согласно Федеральной службе государственной статистики. Однако почти каждый год возникают разного рода поправки в отношении пенсионной системы в РФ, которые мы и рассмотрим в нашей статье.
В 2017 году произошло очень много изменений в парадигме пенсионной системы РФ, которые затронули такой важный аспект, как индексация пенсии. В частности, в 2017 году индексация пенсий была возвращена к той модели, согласно которой страховая пенсия увеличивается на уровень фактической инфляции в стране, а государственные пенсии вместе с социальными – с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Еще одно нововведение, которое охарактеризовало виток развития пенсионной системы в 2017 году, было отмечено единовременной пенсионной выплатой в 5 тыс. рублей, которую получили все пенсионеры, которые постоянно проживают на территории России, а также получают пенсию на 31 декабря 2016 года[43].
Развитие пенсионной системы в нашей стране продолжается и в 2018 году. 9 января 2018 года Пенсионный фонд РФ была подготовлен документ под названием «Об изменениях пенсионной системы в 2018 году», в котором обозначены основные тенденции, которые затронут модель пенсионной системы в следующих аспектах[44]:
1. Повышение пенсий и социальных выплат.
В рамках реализации новой стратегии увеличения страховых пенсий, они были увеличены с 1 января 2018 года на 3,7%. Таким образом, произошло увеличение показателя среднегодового размера пенсии по старости до 14 075 рублей; у неработающих пенсионеров эта сумма будет увеличена до 14 329 рублей. Помимо этого был увеличен индекс пенсионного балла до 81,94 рубля.
Увеличение коснется не только страховых пенсий, но также и ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам. Этот процесс был запущен 1 февраля 2018 года, когда размеры были проиндексированы на 2,5%. Помимо этого, произойдет увеличение пенсионного обеспечения государственного и социального характера 1 апреля на 4,1%. После увеличения социальная пенсия будет составлять 9 045 рублей. Работающие пенсионеры также могут претендовать на увеличение страховых пенсий, учитывая, что ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий.
2. Новый вид пенсии.
В 2018 году впервые появится социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Это нововведение было выдвинуто потому, что такая категория детей находится в неравном положении по сравнению с детьми-сиротами, которые имеют право получать пенсию по потере кормильца. Это происходило потому, что у них не было юридически зарегистрированных родителей. По данным Пенсионного фонда РФ на такой вид пенсии могут рассчитывать в 2018 году около 4 тысяч «подкидышей».
3. Возобновление индексации после увольнения.
В 2016 году была введена такая практика в отношении пенсионного обеспечения, согласно которой все работающие пенсионеры получали страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Однако когда работник пенсионного возраста прекращал свою трудовую деятельность, он начинал получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций. В 2018 году процедура индексации будет длиться 3 месяца, однако пенсионные отчисления за весь этот срок будут компенсированы, чего не было в 2016 т 2017 гг., когда пенсионер не получал проиндексированных пенсионных средств за эти три месяца.
4. Формирование пенсионных накоплений. Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. Однако это не означает процесс «заморозки пенсий» или фактора изъятия пенсионных накоплений. Такая практика необходима для создания дополнительного финансирования страховой пенсии. Таким образом, все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме[45].
В частности, уже в 2018 году говорят о парадигме новой пенсионной системы в Российской Федерации в 2019 году, которая отразится в Законе об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Данную концепцию разработали совместно Центральный банк России и Министерство финансов еще в 2016 году, но свое распространение она получила лишь в недавнее время из-за увеличившейся проработанности этого процесса. Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе приобретет следующие черты:
1. Граждане теперь должны будут самостоятельно заботиться о факторе для накопления выплат. Причем выплаты будут формироваться не только на основе 22% обязательного взноса, но также нужно будет платить до 6% для добровольной накопительной части пенсии.
2. ИПК должен будет устранить страховую часть накоплений. Это будет произведено для того, чтобы оставить две части пенсии – государственная и индивидуальный пенсионный капитал. Отметим, что ставка планируется на уровне от 1% до 6%. Данный феномен означает, что гражданин самостоятельно будет определять, сколько ему отдавать отчислений для формирования индивидуального пенсионного капитала.
3. Основной отличительной особенностью будет отсутствие обязательного компонента формирования ИПК. Работающий гражданин будет вправе в Пенсионном фонде написать заявление на отказ от дополнительных взносов. Однако если он письменно не уведомит ПФР о своем намерении не участвовать в этой программе, он будет автоматически к ней подключен, отчего будет происходить отчисление ставки для формирования ИПК, начиная с 0% до 6%.
4. Пенсионные накопления, которые создавались на основе условий обязательной накопительной системы, не утратят силу. Их можно будет обменять на пенсионные баллы или перечислить для ИПК в качестве первого взноса[46].
Стоит отметить, что не все в Правительстве РФ поддерживают эту инициативу, направленную на изменение структуры пенсионной системы, утверждая, что 6% от дохода – значительная сумма и не все захотят еѐ перечислять даже в пользу собственной пенсии. Более того, из-за механизма, согласно которому от ИПК можно отказаться, Правительство не дополучит значительные суммы денежных средств, отчего идея внедрения новой модели пенсионной системы может попросту провалиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионная система России сегодня – это результат длительных и многочисленных реформ. Одна из последних реформ самым кардинальным образом изменила действующую систему начисления пенсий. В целях определения дальнейшего пути развития пенсионной системы РФ, представляется необходимым подробно изучить действующую систему государственного пенсионного обеспечения.
Прежде всего, выявим ее положительные стороны. Во-первых, стоит сказать о том, что исчисление пенсии в рублях сменила балльная накопительная система. Система исчисления пенсий в баллах применяется индивидуально к каждому пенсионеру. Количество баллов находится в прямой зависимости от стажа работы и заработной платы лица. Главным положительным итогом здесь станет отказ от, так называемых, зарплат «в конвертах». Ведь, зарплата неофициально трудоустроенного гражданина не будет облагаться обязательным страховым взносом, что не позволит получить заслуженные баллы.
Во-вторых, прослеживается прямая связь между стажем работы и будущей пенсией. Иными словами, чем больше работаешь – тем выше будет будущая пенсия. Отсюда вытекает, что каждый работающий пенсионер при желании может увеличить свою страховую пенсию по старости даже после достижения им официально установленного возраста выхода на пенсию.