Файл: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития (Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовые основы функционирования пенсионной системы России
1.1 Исторический аспект становления и развития пенсионной системы в России
1.2 Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ
2 Современное состояние пенсионной системы России и проблемы ее дельнейшего развития
2.1 Структура, функции и задачи пенсионной системы в Российской Федерации
2.2 Проблемы дальнейшего совершенствования и развития пенсионного фонда в РФ
2015 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. Вместе с тем становятся очевидными отдельные проблемы, с которыми в ближайшее время неизбежно столкнутся граждане при реализации своего конституционного права на пенсионное обеспечение.
В частности, с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. В соответствии со ст. 8 названного Закона условиями назначения страховой пенсии по старости являются:
1) достижение пенсионного возраста;
2) наличие минимального страхового стажа;
3) наличие индивидуального пенсионного коэффициента[28].
Заметно изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: с 5 лет, необходимых ранее, он вырастет до 15 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет увеличиваться постепенно: в 2017 году – восемь лет; в 2018 году – девять лет и так далее, до достижения 15 лет в 2024 году.
Новым условием для назначения пенсии является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона о страховых пенсиях[29].
Кроме этого, указанным Законом предусматривается изменение порядка индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года. С 1 апреля Правительство РФ вправе только дополнительно увеличить это размер.
В заключение можно отметить, что Закон о страховых пенсиях практически не затронул интересы тех граждан, которые являлись пенсионерами на дату вступления его в силу. Они продолжают получать пенсию в размере не меньшем, чем прежний. А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при нынешних условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном Законом о страховых пенсиях возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Следует напомнить, что с начала возникновения пенсионного законодательства РФ это уже третий Закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них был принят 20 ноября 1990 г., второй – 17 декабря 2001 г., действующий – 28 декабря 2013 г. Фактически пенсионное законодательство меняется каждые 10 лет. Поэтому, скорее всего, через 10 лет наступит время для очередной пенсионной реформы.
Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.
Еще одно проблемное поле современного пенсионного законодательства на всех его этапах – это тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) при назначении досрочной страховой пенсии.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается мужчинам при достижении возраста 60 лет, женщинам – 55 лет. Однако некоторые работающие граждане обладают правом на досрочную страховую пенсию по старости[30]. Назначение этой пенсии зачастую вызывает проблемы в связи с несоответствием наименований должностей, организаций, изменениями законодательства, что приводит к необходимости обращаться в высшие исполнительные инстанции (суд).
В отдельных случаях эта проблема была решена посредством установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений). Например, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж педагогической и лечебной деятельности[31].
Кроме этого, Правительство РФ в своем Постановлении от 28.08.2014 №869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» предписало Минтруду России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных п. п. 19-21 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, а с 1 января 2015 г. предусмотренных п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
На основании оценки представленных документов Минтруд России принимает по согласованию с Пенсионным фондом соответствующее постановление (подлежащее регистрации в Минюсте России), а в случае отказа извещает об этом заинтересованное министерство.
Пенсионную реформу в России очевидно нельзя признать завершенной. В пользу высказанной гипотезы говорят следующие обстоятельства:
- Неустойчивая ситуация в экономике создаёт постоянные проблемы в бюджетной сфере. Государство испытывает регулярную нехватку средств в пенсионном фонде и постоянно вносит изменения в пенсионную модель с целью изыскать средства для финансирования текущих пенсий.
- Меры по внедрению накопительной части пенсии правильны и в целом соответствуют мировой практике. Однако непоследовательность действий (фактическое исключение многих участников из накопительной модели и её «заморозка» в 2014-2017 гг.) дестабилизируют ситуацию в данной сфере.
- Позитивным шагом, несомненно, является усиление роли НПФ как участников российской пенсионной системы. В то же время очевидно, что эта роль зависит от возможностей НПФ инвестировать и реинвестировать средства. Здесь большое значение имеет уровень развития финансового рынка и возможность НПФ вкладывать средства за рубежом. Как известно, и в этих сферах в России достаточно проблем. По оценкам Мирового экономического форума 2017-2018 гг. Россия по развитию финансовых рынков находится на 108 месте из 140 стран21.
Таким образом, можно предположить, что пенсионная реформа в России в ближайшие годы будет продолжена. Прежде всего, необходимо окончательно решить вопрос о месте и роли накопительной части пенсии как элемента пенсионной системы.
2 Современное состояние пенсионной системы России и проблемы ее дельнейшего развития
2.1 Структура, функции и задачи пенсионной системы в Российской Федерации
В соответствие с действующим законодательством населению назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет,
- пенсия по старости,
- пенсия по инвалидности,
- пенсия по случаю потери кормильца,
- социальная пенсия[32].
Основная проблема пенсионного обеспечения в нашей стране связана со сложившейся на настоящий момент демографической ситуацией. Особо остро встает проблема старения населения. Доля пенсионеров ежегодно растет, в ближайшем будущем может появиться такое соотношение трудоспособных работников и пенсионеров, при котором одному трудоспособному работнику придется гарантировать обеспечение одного пенсионера, что крайне негативно скажется на уровне жизни обоих групп населения.
Следующая проблема пенсионного обеспечения заключается в неразрешенности вопросов теневых выплат оплаты труда населения – 22 % пенсионных отчислений платят далеко не все население, так как 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально[33].
Ухудшение пенсионного обеспечения в Российской Федерации стало особо заметно в последние годы, что, прежде всего, связано с нарастающим экономическим кризисом в стране, следствием которого выступает дефицитность бюджета Пенсионного Фонда РФ, рост потребительских цен. Из этого вытекают проблемы сокращения реального размера назначенных пенсий и неадекватности размера пенсий для удовлетворения социальных нужд населения. Так, в 2014 году еще наблюдался прирост реального размера назначенных пенсий, который составил 0,9 % по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году стала наблюдаться отрицательная динамика: в реальном эквиваленте назначенные населению пенсии сократились на 3,8 % по сравнению с их прошлогодним размером, и по итогу 2016 года наблюдалась та же тенденция. Что касается проблемы недостаточного объема пенсий для удовлетворения социальных нужд пенсионеров, то величина пенсий для некоторых групп пенсионеров остается даже ниже прожиточного минимума. Примером является размер следующих пенсий: по случаю потери кормильца (7185,1 руб. в 2015 году и 7924,9 руб. в 2016 году), по инвалидности (7209,9 руб. в 2015 году и 8040,1 в 2016 году) при прожиточном минимуме для пенсионеров в 2015 году в размере 7965 руб. и 8081 руб. в 2016 году[34].
Рассмотрим показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении и ожидаемой продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Прогнозы выглядят довольно оптимистично для женщин, но не в достаточной мере хорошо для мужчин (рис. 2).
Рисунок 3. Ожидаемая продолжительность жизни населения в России в возрасте выхода на пенсию [35]
Ожидаемая продолжительность жизни после наступления пенсионного возраста подтверждает нецелесообразность повышения пенсионного возраста (по крайней мере, для мужчин) и наглядно демонстрирует необходимость изменения сложившейся до 2015 года системы расчета пенсий (когда период дожития установлен на уровне 19 лет) [36].
На рисунке 3 представлены основные проблемы дореформенной пенсионной системы.
Рисунок 3. Основные проблемы дореформенной пенсионной системы Российской Федерации[37]
В соответствии с подсчетами актуариев необходимым тарифом страховых отчислений исходя из соотношения численности экономически активного населения и получателей трудовых пенсий является 14 % (что вполне устраивает бизнес-сообщество)[38]. Но эта цифра абсолютно не адекватна применительно к современным реалиям.
Необходимо учесть, что не все получатели пенсии достигли пенсионного возраста, в состав трудовых ресурсов также включены иностранные трудовые мигранты, подростки и лица старше трудоспособного возраста, не все занятые в экономике уплачивают страховые отчисления в должном объеме (индивидуальные предприниматели). Таким образом, цифра преобразуется в 33 % – а это дефицит бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, из вышеизложенного можно выделить следующие проблемы, которые влияют на современное состояние пенсионного обеспечения в РФ:
1. Ускоряющееся старение населения страны;
2. Установившаяся база пенсионной системы (государство–работник–пенсионер), в которой отсутствует интерес со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала;
3. Устойчивое увеличение дефицита ПФ РФ, сказывающееся на размере пенсионных выплат.
Разрешение основных выявленных проблем необходимо для устойчивого социально - экономического развития РФ. Необходимо выделить следующие пути устранения проблем пенсионного обеспечения:
1. Уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения пенсионного возраста до умеренных размеров, согласующихся со средней продолжительностью жизни;
2. Изыскание резервов, способствующих росту доходов ПФ РФ;
3. Увеличение пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности до размеров, превышающих размер прожиточного минимума;