Файл: Избирательное право и избирательная система России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это, прежде всего, избирательное право - правовые нормы о порядке выборов, где существует пассивное (право быть избранным) и активное право (политическое, касающееся права граждан избирать).

Также существуют многие акты и избирательные законы, которые регулируют сам процесс выборов.

Во-вторых, основным компонентом избирательной системы является избирательный процесс - целый комплекс разнообразных действий по организации выборов, по их осуществлению.

Этот практический организационный момент основан на избирательном праве и имеет несколько важных своей последовательностью этапов: назначение даты, образование округов и участков для выборов, формирование избиркомов и - самое главное - выдвижение кандидатов, их регистрация, затем голосование и подведение итогов с установлением результатов.

Избирательная система Российской Федерации работает как раз по такой схеме.

Все современные государства с демократическим строем применяют на практике общенациональные выборы - парламентские и президентские, затем выборы региональной власти и, наконец, в местное самоуправление.

Избирательная система Российской Федерации применяет на практике также и другие типы выборов, это зависит от уровня власти, который в данный момент формируется.

Один из политических институтов, в характеристике которого существует совокупность норм и правил, определяющих соотношение исполнительной и законодательной власти, где изымается или достигается легитимность - это избирательная система Российской Федерации, которая формирует определенный тип власти, организует его и обеспечивает участие всего общества в создании, формировании и развитии государственной власти. Если выборы проведены успешно и результаты признаны большинством, это говорит о том, что данное общество способно решать политическими мирными средствами все существующие проблемы.

В своей структуре избирательная система Российской Федерации имеет два основных раздела. Это, прежде всего, избирательное право - правовые нормы о порядке выборов, где существует пассивное (право быть избранным) и активное право (политическое, касающееся права граждан избирать). Также существуют многие акты и избирательные законы, которые регулируют сам процесс выборов. Во-вторых, основным компонентом избирательной системы является избирательный процесс - целый комплекс разнообразных действий по организации выборов, по их осуществлению.

Этот практический организационный момент основан на избирательном праве и имеет несколько важных своей последовательностью этапов: назначение даты, образование округов и участков для выборов, формирование избиркомов и - самое главное - выдвижение кандидатов, их регистрация, затем голосование и подведение итогов с установлением результатов.


Избирательная система Российской Федерации работает как раз по такой схеме. Все современные государства с демократическим строем применяют на практике общенациональные выборы - парламентские и президентские, затем выборы региональной власти и, наконец, в местное самоуправление[5].

Избирательная система Российской Федерации применяет на практике также и другие типы выборов, это зависит от уровня власти, который в данный момент формируется.

Существует три типа: мажоритарная избирательная система, смешанная и пропорциональная.

Мажоритарная основывается на принципе большинства, то есть побеждает кандидат, у которого получилось набрать голосов больше, чем у других. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации признают большинство абсолютное (пятьдесят процентов плюс один голос) и относительное (просто больше, чем у соперников). В случае если абсолютного большинства не набрал никто, выбор будет сделан на втором туре голосования, где соперничать будут два кандидата, которые набрали больше всех голосов. Именно по такой системе избирается президент.

Избирательное право и избирательная система Российской Федерации использовала принцип пропорциональности в распределении парламентских мест соответственно количеству полученных голосов на выборах по партийным спискам, и каждая партия имела определённое число парламентских мест, которое вычисляется из того количества мандатов, которые получены партией в каждом из избирательных округов.

1.3 Модели избирательных систем для формирования законодательных органов власти субъектов РФ

Формирование законодательных органов государственной власти регионального уровня находится под непосредственным влиянием современных избирательных систем, основанных на двух типах представительства – английского и французского, а также так называемых особых избирательных систем.

Английский тип избирательной системы характеризует ее как децентрализованную, упрощенную (процедура играет подсобную роль), менее затратную, районированную (когда выборы проводятся на конкретной территории, т.е. она обеспечивает представительство местных интересов), максимально персонифицированную систему. Этот тип выборов заложил основы мажоритарных систем, в которых базовым является принцип большинства. Французский тип избирательной системы в своей основе имеет другие ценности: ориентация на интересы политических партий, рассредоточенных меньшинств, максимально денационализированных[6].


Французский тип характеризуется систематизацией, упорядочением и унификацией правил выборов, введением единообразия в избирательные процедуры в округах. Французский тип предопределил пропорциональные избирательные системы с базовым принципом пропорциональности между числом поданных голосов избирателей и числом избранных депутатов.

На современном этапе сложились и особые избирательные системы – ливанская и фиджийская, учитывающие возможные публичные риски в сфере выборов и решающие соответствующие задачи: снизить общественное напряжение в связи с выборами на тех территориях, где в обычном классическом варианте проведение выборов невозможно; обеспечить представительство меньшинств (этнических, национальных, конфессиональных, административно-территориальных, автономных и др.) в законодательном органе. Отдельные элементы этих систем (прежде всего ливанской) находят применение и в России как многонациональном и многоконфессиональном (светском) государстве, в том числе и на региональном уровне. Ливанский тип избирательной системы характеризуется наличием многомандатных округов, в которых за меньшинством закрепляется определенное количество мандатов еще до выборов; в выборах принимают участие представители разных этнических и национальных групп, проживающих на территории избирательного округа (представители титульных наций или независимый представитель, представляющий это меньшинство).

Фиджийский тип избирательной системы, или система выборов по налагающимся округам, предполагает разведение во времени склонных к конфликту электоральных (этнических, национальных, конфессиональных) групп с тем, чтобы снять возможные противоречия во время выборов. В России такой тип избирательной системы вряд ли будет востребован[7].

Глава 2. Избирательное право в России и особенности избирательной системы

2.1 Особенности избирательной системы России

Один из политических институтов, в характеристике которого существует совокупность норм и правил, определяющих соотношение исполнительной и законодательной власти, где изымается или достигается легитимность - это избирательная система Российской Федерации, которая формирует определенный тип власти, организует его и обеспечивает участие всего общества в создании, формировании и развитии государственной власти.


Если выборы проведены успешно и результаты признаны большинством, это говорит о том, что данное общество способно решать политическими мирными средствами все существующие проблемы.

В своей структуре избирательная система Российской Федерации имеет два основных раздела.

Это, прежде всего, избирательное право - правовые нормы о порядке выборов, где существует пассивное (право быть избранным) и активное право (политическое, касающееся права граждан избирать).

Также существуют многие акты и избирательные законы, которые регулируют сам процесс выборов.

Во-вторых, основным компонентом избирательной системы является избирательный процесс - целый комплекс разнообразных действий по организации выборов, по их осуществлению.

Этот практический организационный момент основан на избирательном праве и имеет несколько важных своей последовательностью этапов: назначение даты, образование округов и участков для выборов, формирование избиркомов и - самое главное - выдвижение кандидатов, их регистрация, затем голосование и подведение итогов с установлением результатов.

Избирательная система Российской Федерации работает как раз по такой схеме. Все современные государства с демократическим строем применяют на практике общенациональные выборы - парламентские и президентские, затем выборы региональной власти и, наконец, в местное самоуправление.

Избирательная система Российской Федерации применяет на практике также и другие типы выборов, это зависит от уровня власти, который в данный момент формируется.

Существует три типа: мажоритарная избирательная система, смешанная и пропорциональная[8].

1. Мажоритарная основывается на принципе большинства, то есть побеждает кандидат, у которого получилось набрать голосов больше, чем у других.

Избирательное право и избирательная система Российской Федерации признают большинство абсолютное (пятьдесят процентов плюс один голос) и относительное (просто больше, чем у соперников). В случае если абсолютного большинства не набрал никто, выбор будет сделан на втором туре голосования, где соперничать будут два кандидата, которые набрали больше всех голосов.

Именно по такой системе избирается президент. В 2012 году главы регионов России снова начали проходить во власть посредством прямых всенародных выборов, однако уже в 2013 году президент предложил поправки, которые были приняты, и теперь за губернаторов голосует парламент.


2. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации использовала принцип пропорциональности в распределении парламентских мест соответственно количеству полученных голосов на выборах по партийным спискам, и каждая партия имела определённое число парламентских мест, которое вычисляется из того количества мандатов, которые получены партией в каждом из избирательных округов. Так в России формировались Госдума и региональные парламенты вплоть до 2011 года.

В 2007 году был повышен избирательный барьер, убраны рубрика «против всех» и нижний порог явки на выборы, партии уже не могли формировать блоки. Теперь, после 2011 года, всё стало иначе, о третьей, действующей сейчас, системе - отдельно.

Выборы Госдумы 2011 года были последними, когда в федеральный парламент прошли только четыре партии, представители которых были в нижней палате пятого созыва. Это КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия».

Ни одна из других партий не смогла перешагнуть барьер 5-7% голосов. Развитие избирательной системы Российской Федерации предполагает в дальнейшем использовать пропорционально-мажоритарный принцип проведения выборов, как это уже произошло в 2016 году.

Это достаточно гибкое соединение типов избирательных систем, удобное для выборов в конкретный властный орган. Одна половина депутатов была избрана по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства), вторая половина - по пропорциональной системе с пятипроцентным барьером и единый избирательный округ.

Действующее законодательство предписывает прошедшим в парламент партиям выдвигать кандидатов в президенты России без сбора подписей, и таких набралось четырнадцать. Партии, получившие более трёх процентов голосов, получили бы целый ряд привилегий и льгот вместе с прямым допуском на следующие выборы в Госдуму. Но три процента ни одна не набрала, и у руля остались всё те же вышеперечисленные четыре партии.

Система избирательных комиссий в Российской Федерации Коллегиальные независимые органы, которые формируются соответственно избирательному законодательству, организуют и обеспечивают проведение выборов на всех уровнях и референдумов, - это избирательные комиссии.

Они не зависят ни от государства, ни от местных властей, действуют самостоятельно (на практике должностные лица практически постоянно вмешиваются в их деятельность).

Система избирательных комиссий в Российской Федерации достаточно сложна и неоднородна. ЦИК РФ - Центральной избирательной комиссии - дано возглавить всю эту систему, она функционирует на постоянной основе и организует выборы на федеральном уровне.