Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и классификация избирательных систем
1.1. Классификация избирательных систем
1.2 Избирательная система России
1.3 Модели избирательных систем для формирования законодательных органов власти субъектов РФ
Глава 2. Избирательное право в России и особенности избирательной системы
2.1 Особенности избирательной системы России
2.2 Проблемы избирательной системы России и пути ее совершенствования
Правовое регулирование избирательной системы Российской Федерации полностью в её руках. ИКСы РФ - избирательные комиссии в субъектах страны - тоже действуют постоянно и помимо участия в организации выборов на федеральном уровне полностью реализуют выборы в регионах (депутатов-законодателей).
Избирательные комиссии существуют территориальные, в муниципальных образованиях, а также окружные и участковые.
Когда подробно рассмотрена сама избирательная система Российской Федерации, понятие, виды её, необходимо остановиться на основных принципах её действий.
Прежде всего ею фиксируются основополагающие начала, где находится база всего механизма правового регулирования права граждан, закреплённое в Конституции: быть избранными и избирать в органы госвласти и в местное самоуправление.
Принципы работы избирательной системы должны служить критерием законности, правомерных действий кандидатов, избирателей, комиссий и объединений - всех участвующих в выборах.
Поскольку используются разные виды избирательных систем Российской Федерации, необходимо всесторонне защищать права граждан. Юридически закрепляют принципы избирательных прав Конституция РФ, уставы субъектов Федерации, федеральные законы, нормы международного права.
Здесь обычно рассматриваются две группы принципов по регулированию избирательных отношений: принципы участия в выборах российских граждан и принципы, касающиеся непосредственно организации выборов и их проведения[9].
В принципах участия граждан России в выборах есть прямая связь с условиями реализации и содержанием субъективных прав избирателей.
Избирательное право должно быть прямым, равным и всеобщим, участие в выборах избирателей - добровольным, голосование - тайным.
В Конституции РФ прямо не закреплено наличие каждого из этих принципов, но оговаривается всё это в статье 81, относящейся к выборам президента страны[10].
Поэтому особое значение имеет статья 3 в Федеральном законе о гарантиях прав избирателей, где предусмотрено добровольное и свободное участие в выборах всех граждан России, и основанием являются тайное голосование и всеобщее прямые и равные права.
Принципы избирательной системы Российской Федерации во главу угла ставят всеобщее избирательное право, где предполагается, что любой гражданин в возрасте от восемнадцати лет имеет право на избрание в государственные органы власти и местное самоуправление.
А также он может избирать, участвуя во всех предусмотренных законами и проводимых по закону избирательных действиях.
Реализация этого права не зависит от расы, пола, языка, национальности, происхождения, должностного или имущественного положения, отношения к религии, места жительства, членства в общественных объединениях, убеждений и любых других обстоятельств. Как раз в это и называет всеобщностью российская избирательная система.
Референдумом называется всенародное голосование по законопроектам и другим вопросам большого значения для государства.
Это так же, как и выборы, - самое высокое и непосредственное выражение народной власти - таково понятие.
Избирательная система Российской Федерации касается не только выборов в государственную власть, именно она организует и проводит референдумы, которые проводятся полностью по всей территории России, в каждом её уголке, тайным голосованием, на основе прямого всеобщего волеизъявления при равных правах. У каждого участника референдума есть только один голос.
Гражданин может голосовать на референдумах только лично, участие в них является совершенно свободным, и контролировать волеизъявление нельзя. В течение референдума гражданина невозможно принудить к выражению собственных убеждений, также нельзя принудить его к отказу от собственного мнения.
Подготовку и проведение этого мероприятия осуществляют избирательные комиссии, госорганы и местное самоуправление. Все их действия проводятся гласно и открыто.
Институт развития избирательной системы Российской Федерации (ИРИС) - организация общественная, неправительственная и неполитическая, позиционирующая свою деятельность на восполнение потребности общества в информации о народовластии.
Именно оттуда идут самые одиозные разоблачения в сфере избирательного права россиян.
Однако надо помнить, что всеобщность избирательного права никак не может означать отсутствие ограничений в участии граждан в выборах.
В законодательстве имеется длинный ряд цензов, установленных в нормах права, где ограничиваются избирательные права отдельных граждан по тем или другим причинам.
Дискриминационной составляющей в этих цензах, конечно же, нет, поскольку они преследуют цели другого порядка: это обеспечение заинтересованного и осознанного участия в выборах без злоупотреблений избирательными правами. Ценз возрастной и ценз оседлости первые в этом списке.
Президентом не может быть избран человек, которому ещё не исполнилось тридцать пять лет, а депутатом госдумы нельзя быть людям младше двадцати одного года.
А вот максимальный возраст не установлен. Ценз оседлости применяется только к пассивному избирательному праву. Например, президентом не может быть человек, который проживает на территории страны менее десяти лет.
В законодательстве о выборах предусмотрены и иные ограничивающие избирательное право граждан условия, касающиеся как права в целом, так и пассивной и активной его составляющих.
Например, лица, находящиеся в месте лишения свободы, к которым применён приговор суда, а также судом признанные недееспособными. Ограниченно дееспособные участвовать в выборах могут[11].
Не допускаются к выборам в местное самоуправление как избиратели лица, находящиеся на военной службе в военных учреждениях, организациях и в воинских частях, расположенных на территории данного муниципалитета, если военнослужащие до призыва в армию не имели там места жительства.
Не могут избираться иностранные граждане, имеющие гражданство другой страны, вид на жительство или любой другой документ, которым подтверждается право на постоянное проживание в иностранном государстве гражданина РФ.
Не может занять государственную должность человек, если по отношению к нему есть решение суда, лишающее его этого права, осуждённые за совершение тяжких преступлений и имеющие непогашенную или неснятую судимость, осужденные и имеющие неснятую судимость за экстремизм, а также много других статей.
Не может быть избран президентом человек, уже занимавший эту должность два срока подряд.
На основании Конституции, Федерального закона, устава субъекта Федерации или муниципального образования устанавливаются и дополнительные ограничения, которые позволяют лицу занимать выборную должность только установленное количество сроков подряд на одной и той же должности.
Статус депутата не может совмещаться с занятием определённой деятельностью. Депутат может быть избран, но в установленный срок он обязан прекратить деятельность, которая не должна совмещаться с его новым статусом.
Свободы и права граждан ограничиваются на основании федерального закона лишь в той мере, какая нужна для защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, законных прав и интересов общества, для обеспечения безопасности государства и обороны страны. Ограничения, налагаемые на граждан для достижения таких целей, выражаются в избирательном праве, которое изложено в Конституции и текущем законодательстве[12].
В основном это правило соблюдается. Если государство будет позволять недееспособным гражданам, например, формировать партии и участвовать в политике государства, тогда и само это государство вполне может стать недееспособным, подвергая таким образом и нравственность, и безопасность граждан, о которых сказано в Конституции.
Научная литература вместо термина «ограничение» чаще использует понятие «ценз», хотя это одно и то же, только слово «ценз» чаще употреблялось для исторических событий, а сегодня принято говорить именно об ограничениях избирательного права, которые зиждятся не на научных умозаключениях, но на основе законодательства.
Главное то, что граждане участвуют в выборах на равных условиях и обладают идентичными возможностями (с юридической точки зрения, конечно).
2.2 Проблемы избирательной системы России и пути ее совершенствования
Главные проблемы избирательной системы в том, что законодательство не учитывает объемы внутренней миграции населения, из-за чего жители не могут проголосовать по месту пребывания. Это одна из основных причин, повлиявших на низкую явку избирателей по всей стране.
Из-за сложностей в подготовке документов и особенно оформлении подписных листов из более чем 200 самовыдвиженцев удалось зарегистрироваться лишь 19 кандидатам. Это огромная проблема, она ограничивает право граждан быть избранными. Жесткие требования приводят к выбраковке действительных подписей избирателей.
Кроме того, объем документов и сведений, которые обязаны предоставить кандидаты, сложен для восприятия и недостаточно структурирован.
Размытость формулировки «использование должностного положения» привела к тому, что закон в отношении различных кандидатов нарушали принцип равенства. Из-за этого, многих нарушителей не могли «схватить за руку»: «Было по-разному, например, в сфере агитации. В США действующий президент агитирует рабочих за своего кандидата, использует должностное положение (видимо, у них так принято), а у нас нужно наводить порядок».
Отсутствие действенных механизмов ответственности за фальсификацию итогов голосования из-за недостаточной независимости избирательных комиссией это «факт», а также возрастает нагрузку на членов участковых и территориальных избирательных комиссий. Очень много технических ошибок из-за того, что перегружены члены комиссий – нужно как-то разгрузить[13].
Злободневный вопрос в преддверии выборов президента связан с бюджетом: средства, выделяемые на подготовку и проведение дня голосования, зависят от даты опубликования решения об их назначении. Это обстоятельство делает закупочную деятельность невозможной в соответствии с федеральным законом №44.
Необходимо проработать вопросы обучения членов участковых избирательных комиссий и организовать их тестирование. Это не должно быть от выборов до выборов. Это должен быть систематический процесс. 90% жалоб происходит из-за того, что недоучили членов комиссии.
Что делать с открепительными удостоверениями и досрочным голосованием – еще один вопрос, которые пока никак не решается. С одной стороны, должно быть обеспеченно право граждан избирать, с другой стороны, большинство нарушений связано именно с этими видами голосования.
В избирательном процессе ждут и совершенствования материально-технической базы. Кроме закупки КОИБов и оснащения участков видеонаблюдением, будут внедряться новые технологии.
Одна из самых серьезных проблем, по мнению членов ТИКов и УИКов по всей стране, - это упрощение протокола.
В целом, чтобы повысить доверие граждан к избирательной системе, Памфилова предлагает ориентироваться не столько на мнение экспертов и представителей партий, сколько на мнение избирателей. Главное – какова их оценка и уровень доверия. От этого зависит, будут они ходить на выборы или нет. Максимальное доверие значит минимальные злоупотребления и фальсификации.
Заключение
Ключевая тенденция в продолжающемся процессе формирования политической системы России – это явно обозначившийся отказ правящего в стране политического режима от реального соблюдения правовых основ и демократических принципов Конституции Российской Федерации 1993 года, его отход от принципа конституционализма.
Вместо воплощения на практике политико-правовой сути конституционной модели политической системы осуществляется ее сознательное искажение при формальном соблюдении конституционных процедур и сохранении внешних форм политических и государственных институтов, установленных Конституцией.
Стратегия административного выстраивания российской партийной системы с использованием для ее реализации законодательства о партиях и избирательного законодательства ведет к превращению российских политических партий из автономных структур гражданского общества в составной элемент государственного механизма и подконтрольный правящему режиму инструментарий для политического манипулирования и противодействия оппозиции.