Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и классификация избирательных систем
1.1. Классификация избирательных систем
1.2 Избирательная система России
1.3 Модели избирательных систем для формирования законодательных органов власти субъектов РФ
Глава 2. Избирательное право в России и особенности избирательной системы
2.1 Особенности избирательной системы России
2.2 Проблемы избирательной системы России и пути ее совершенствования
Введение
Актуальность темы. Один из политических институтов, в характеристике которого существует совокупность норм и правил, определяющих соотношение исполнительной и законодательной власти, где изымается или достигается легитимность - это избирательная система Российской Федерации, которая формирует определенный тип власти, организует его и обеспечивает участие всего общества в создании, формировании и развитии государственной власти.
Если выборы проведены успешно и результаты признаны большинством, это говорит о том, что данное общество способно решать политическими мирными средствами все существующие проблемы.
В своей структуре избирательная система Российской Федерации имеет два основных раздела.
Это, прежде всего, избирательное право - правовые нормы о порядке выборов, где существует пассивное (право быть избранным) и активное право (политическое, касающееся права граждан избирать).
Также существуют многие акты и избирательные законы, которые регулируют сам процесс выборов.
Вторым, основным компонентом избирательной системы является избирательный процесс - целый комплекс разнообразных действий по организации выборов, по их осуществлению.
Этот практический организационный момент основан на избирательном праве и имеет несколько важных своей последовательностью этапов: назначение даты, образование округов и участков для выборов, формирование избиркомов и - самое главное - выдвижение кандидатов, их регистрация, затем голосование и подведение итогов с установлением результатов.
Избирательная система Российской Федерации работает как раз по такой схеме. Все современные государства с демократическим строем применяют на практике общенациональные выборы - парламентские и президентские, затем выборы региональной власти и, наконец, в местное самоуправление.
Избирательная система Российской Федерации применяет на практике также и другие типы выборов, это зависит от уровня власти, который в данный момент формируется.
Предмет работы – избирательное право и избирательные системы, общественные отношения в данной сфере.
Объект исследования – избирательная система и избирательное право: правовое регулирование.
Методы исследования – сравнительно-правовой, аналитический.
Задачи настоящей работы:
- исследование понятия и классификации избирательных систем;
- анализ особенностей избирательных систем и избирательного права в России;
- анализ проблем и путей совершенствования избирательных систем.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и классификация избирательных систем
1.1. Классификация избирательных систем
Избирательные системы предусматривают определенные способы осуществления голосования и определения итогов. Кроме того, они связаны и с распределением между партиями депутатских мест. Все избирательные системы включают в себя определенные компоненты.
Среди них следует отметить: Избирательное право. Этот элемент отражает систему норм права о порядке выборов. Это (в узком смысле) политическая возможность гражданина избирать и быть избранным. В широком смысле это понятие отражает содержание соответствующих законов и прочих актов.
Избирательный процесс. Данный элемент характеризует комплекс действий, которые совершаются при выборах. В избирательном процессе предусмотрены особые стадии[1]:
Подготовительная. По ходу этого этапа осуществляется регистрация и учет голосующих, назначение даты голосования. Регистрация, выдвижение кандидатов. Финансирование выборов, предвыборная агитация. Голосование, определение результатов. Избирательное право в условиях демократической государственной системы предусматривает обязательное исполнение некоторых принципов.
К ним в частности относят: Равенство. Этот принцип указывает на наличие равных прав у всех депутатов в процессе выборов, равные финансовые и другие возможности. При этом каждый избиратель одинаково воздействует на результат голосования в целом. Всеобщность. Этот принцип указывает на наличие у каждого дееспособного гражданина возможности участвовать в выборах и быть выбранным. Избирательная система России предусматривает два ценза – возрастной и ценз гражданства. Так, в выборах как избиратели могут участвовать граждане с восемнадцати лет, а в качестве избираемых – с двадцати одного года. Прочие ограничения (по имущественному статусу, половому или образовательному признаку) практически нигде в мире не действуют.
Тайное голосование. Этот принцип указывает на право избирателя не сообщать о своем выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободно изъявлять свою волю и исключается давление на избирателя. Непосредственность. Этот принцип указывает на то, что гражданин отдает свой голос непосредственно за депутата, а не за лицо (выборщика), которое впоследствии будет отдавать свой голос за кандидата.
Гласность. Этот принцип указывает на возможность общественности обеспечивать контроль над проведением выборов. Проявляется этот принцип в присутствии на участках независимых наблюдателей. Свобода выборов. Речь, в данном случае, идет о добровольном участии гражданина в избирательном процессе. При этом никто не может оказать на человека давления. Ограниченность срока выборов. Этот принцип указывает на то, что избирательный процесс нельзя отложить либо перенести, если для этого не установлены веские причины, соответствующие законодательству. К основным типам избирательных систем относят[2]:
Избранным становится кандидат, за которого отдано наибольшее количество голосов. Систему относительного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал простое большинство. При этом для победы может быть достаточно меньше половины голосов.
Абсолютного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал пятьдесят процентов плюс еще один голос. Такая система характерна для выборов Президента России и Франции. Пропорциональную. Данная система предусматривает, что каждая выдвигаемая партия получает количество мандатов, которое пропорционально поданным за нее голосам на выборах.
Смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему. При распределении мандатов в данном случае используются элементы мажоритарных и пропорциональных выборов. Таким образом, становится ясно, что типов избирательных систем достаточно много. И разбираться в этом вопросе должны не только политики, но и обычные граждане.
1.2 Избирательная система России
Под финансированием избирательной кампании политической партии следует понимать оказание физическими и юридическими лицами финансовой и иной поддержки в целях создания материальной базы, необходимой для участия партии в выборах.
Финансирование избирательной кампании может быть как прямым, так и косвенным.
Косвенное, или альтернативное, финансирование предполагает оказание помощи политической партии, выражающееся в сборе подписей, предоставлении помещений для расположения предвыборного штаба, расклеивании агитационных материалов, предоставлении информационных услуг в печатных СМИ, на радио и телевидении, предоставлении транспортных средств[3].
Стоит отметить, что термин «косвенное финансирование», несмотря на его широкое распространение, на наш взгляд, недостаточно удачен.
По определению финансирование всегда связано с денежными средствами, оно предполагает наличие отношений по их формированию, использованию и расходованию.
Однако косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий не ограничивается только их финансовой поддержкой, но может быть оказано и в натуральной форме.
Поэтому косвенное финансирование следует понимать как материально-техническое обеспечение партий как участников избирательного процесса.
Отличительной особенностью косвенного финансирования избирательной кампании политической партии является то, что принятие благ косвенного финансирования, контроль за использованием полученных ресурсов осуществляются с согласия политической партии или ее уполномоченных представителей.
Косвенная поддержка политических партий может осуществляться как частными лицами, так и государством.
Граждане могут добровольно, бесплатно, лично выполнять работы, оказывать услуги политическим партиям без привлечения третьих лиц. При этом делать это они могут в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Например, граждане могут бесплатно собирать подписи в поддержку партии, выступать на агитационных мероприятиях, выполнять какую либо работу в избирательном штабе.
Таким образом, вполне законно бесплатное изготовление гражданином с помощью собственного компьютера экземпляра предвыборной программы партии, так как компьютер используется для записи текста вместо обычной ручки.
Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, оказание услуг, реализацию товаров, если они прямо или косвенно связанны с избирательной кампанией политической партии и направлены на достижение определенных результатов на выборах.
Однако на практике партии часто получают поддержку от юридических лиц в виде предоставления им в пользование служебного автотранспорта при проведении агитационных мероприятий, предоставление помещений для встреч с избирателями, электронно-вычислительной техники.
Государственная поддержка партий осуществляется путем бесплатного предоставления им разного рода услуг для целей избирательной кампании, что позволяет в необходимых случаях выравнивать финансовые возможности партий. Размеры такого финансирования многократно превышают суммы партийных расходов из средств избирательных фондов.
Одним из методов косвенного государственного финансирования является предоставление льгот, например, освобождение политических партий от уплаты налогов или уплаты их по более низким ставкам.
Так, согласно статьям 217 и 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые физическим лицам из средств избирательных фондов политических партий, предназначенные для проведения избирательной кампании.
Налоговые льготы широко применяются и за рубежом. Так, косвенным финансированием во Франции признается освобождение от налогообложения добровольных пожертвований в партийные кассы, сделанных юридическими лицами или гражданами.
Что касается Российской Федерации, то эта практика пока не получила распространения. Согласно НК РФ соответствующие льготы распространяются только на избирательные комиссии, партии, отдельных кандидатов и не предусмотрены для физических лиц, вносящих денежные средства в избирательные фонды.
Еще одним направлением косвенного финансирования является обеспечение бесплатного доступа политических партий к СМИ. При этом важно справедливо распределить между ними эфирное время.
В науке существуют три основных подхода к решению этого вопроса:
1. Эгалитарный: всем партиям предоставляется равное количество времени по одинаковым расценкам.
2. Компенсационный: преференции имеют небольшие и оппозиционные партии, им предоставляется больше эфирного времени.
3. Электоральный: бесплатное эфирное время распределяется между партиями пропорционально результатам последних выборов.
Подводя итог, можно сказать, что наряду с достоинствами косвенное финансирование таит в себе опасность многочисленных нарушений. Требуется дальнейшая детальная теоретическая и законодательная разработка указанных проблем.
В своей структуре избирательная система Российской Федерации имеет два основных раздела[4].