Файл: Менеджмент спортивной организации на примере ФК Спартак.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что спорт и физическая культура функционируют в современной России форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций.

Это прежде всего профессиональные спортивные. Всем, кто интересуется физической культурой и спортом, и даже тем, кто далек от них, хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как детско-юношеская спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация хоккея, российский футбольный союз и т.д.

В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 000 различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразиях вопросов и проблем - от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий - таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Выражаясь профессиональным языком, руководителям и персоналу всех спортивных организаций приходится заниматься менеджментом.

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.

Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт - физкультурно-спортивные услуги.

Основные принципы работы физкультурно-спортивной организации это: реализация услуг физкультурно-спортивной направленности, соответствующих рыночной ситуации и возможностям физкультурно-спортивной организации территории; наиболее полное удовлетворение потребностей населения; постоянное совершенствование реализуемых услуг; единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

Физическая культура и спорт – это, с одной стороны, социальная сфера жизни общества, которая включает в себя физкультурную, оздоровительную, учебную, тренировочную, соревновательную деятельность, а также деятельность, по их обеспечению. Стоит отметить, что физическая культура и спорт нуждаются в: правовом регулировании, финансировании, научно-исследовательской работе материально-технической базе и соответствующей подготовке кадров. С другой, отрасль непроизводственной сферы, вид общественно-полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг.


Услуга это вид деятельности, работ, направленных на удовлетворение потребностей других людей. То есть услуги - это блага, предоставляемые в форме общественно полезной деятельности, само оказание услуг создает желаемый результат.

Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся физкультурно-спортивные услуги по оздоровлению населения.

Цель исследования – анализ деятельности спортивной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- освежить знания, начав с основ спортивного менеджмента;

- дать общую характеристику спортивной организации;

- рассмотреть организационную структуру спортивной организации;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы управления спортивной организацией.

Объектом исследования: спортивный клуб.

Предметом исследования является деятельность спортивной организации.

Методы исследования: наблюдение.

Информационная база. В работе использовались труды современных отечественных ученых, которые занимаются вопросом изучения результативности деятельности спортивных организаций.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников

Глава 1. Теоретические основы управления спортивными организациями

1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент представляет собой сложный процесс управления спортивными организациями. Осуществлением данного процесса занимается спортивный менеджер. Его главная задача – обеспечить эффективную работу спортивной организации.

Спортивные организации работают по тем же принципам, что и коммерческие предприятия. Следовательно, важно правильно организовать управленческий процесс. Управленческие функции выполняются нескольким категориями сотрудников спортивной сферы. Например, тренерами, преподавателями, учителями физической культуры, инструкторами и т.д. Обязанности участников спортивной организации регламентируются должностной инструкцией.


Можно говорить о том, что спортивный менеджмент явлется одним из направлений специального менеджмента. Спортивный менеджмент включает в себя два аспекта: теоретический и практический, которые направлены на организацию эффективной работы в спортивной сфере.

К объектам спортивного менеджмента относятся все организации осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность. К таким организациям относятся: спортивные школы, спортивные клубы, спортивные команды, стадионы, спортивно-оздоровительные центры, спортивные федерации. Организации, занимающиеся спортивной деятельностью относятся к сфере услуг. Они оказывают услуги по организации занятий физическими упражнениями и спортом, программами спортивных тренировок, спортивных зрелищ и т.д.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Таким образом, можно говорить о том, что сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на объект управления с целью достижения желаемых результатов в спортивной сфере.

Если рассматривать спортивный менеджмент, как элемент рыночной системы, то можно говорить о том, что главная задача организаций занятых в спортивном секторе заключается в организации эффективной работы физкультурно-спортивных организаций.

Для достижения целей, стоящих перед спортивным менеджментом необходимо решать задачи по анализу закономерностей функционирования и социального развития спортивных организаций в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления ими.

Такая профессия, как спортивный менеджер появилась одновременно с должностью руководителя ФСО.

В должностные обязанности спортивного менеджера входит умение управлять спортивной организацией и ее сотрудниками.

Однако, необходимо отметить, что управленческие функции в спортивной сфере осуществляет не только спортивный менеджер, но тренера, преподаватели, учителя и инструкторы. Так, например, в обязанности тренера входит ведение набора участников в спортивную школу, ведение учета, анализа и обобщение результатов проделанной работы.

Управленческая деятельность появляется в процессе разделения и кооперации труда. Спортивные менеджеры относятся к профессиональным управляющим.


К основным функциям спортивного менеджера относятся:

- принятие управленческих решений, в том числе и распределение ресурсов. Необходимо отметить, что менеджер несет ответственность за последствия принятых решений;

- анализ информации о внутренней и внешней среде организации;

- руководство сотрудниками организации. Данная функция подразумевает координацию, мотивацию, организацию и контроль и другие действия относительно работы персонала.

Особенность спортивного менеджмента заключается в правильном, применение принципов, методов и технологий управленческой деятельности.

Необходимо отметить, что спортивные менеджеры должны обладать особыми качествами, такими как:

- знания в области специфических техник;

- производственными умениями;

- умением использовать спортивный инвентарь, умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т. п.

К спортивному менеджеру предъявляется ряд требований. В основном они связаны с ответственностью за принятые решения. Оценить профессионализм менеджера можно определив его уровень знаний технологий управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Как и в каждой сфере, спортивный сектор имеет свои проблемы и перспективы. В настоящее время, в России существуют реальные резервы улучшения подготовки качества молодых спортивных менеджеров. Перспективы развития связаны с улучшением компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли, углублением изучения иностранных языков, расширением перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин. К управленческим дисциплинам относятся: организация работы офиса спортивной организации, аудит и бухгалтерский учет компании, культура речи и т.д.

Деятельность спортивных организаций регламентируется гражданским кодексом Российской Федерации. Так, например, ГК РФ указывает на то, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.

Спортивные организации могут быть разных типов в зависимости от формы собственности. Тип организации и форма собственности выбираются в зависимости от социально-экономических и политических факторов.


Необходимо отметить, что в спортивных организациях принято придерживаться административно-командного управления, которое предусматривает взаимодействие всех участников организации по вертикали. Россия относится к странам рыночной экономики. Рыночная экономика предполагает большое число предпринимательских компаний. Предпринимательские организации предполагают высокую степень независимости и возможности для проявления творческой инициативы. Следовательно, спортивный менеджмент тесно связан с различными формами собственности на учебно-спортивную материально-техническую базу и владение спортивными организациями.

Под собственностью принято понимать производственные отношения, которые обусловлены отношением людей к средствам труда и продукту труда. Спортивные организации могут иметь частную, государственную, муниципальную или иную другую форму собственности. Необходимо отметить, что в зависимости от формы собственности организуется работа спортивной организации. Среди спортивных организаций принято выделять три подсистемы.

Первая подсистема представляет собой государственное управление. К ним можно отнести госкомитет по физической культуре и туризму.

Вторая подсистема представляет собой менеджмент в общественных объединениях, федерациях по видам спорта, спортивных организациих и т.п.

Третья подсистема относится к менеджменту в предпринимательских организациях физкультурно-спортивной направленности.

Отметим, что мы привели наиболее распространенную классификацию в научной литературе. Вышеперечисленная классификация отражает структуру, содержание и особенности механизма управления спортивными организациями.

Спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими.

Коммерческие организации представляют собой юридические лица, которые действуют с целью получения прибыли. К коммерческим организациям можно отнести:

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью);

- акционерное общество (ОАО, ЗАО).

- производственные кооперативы

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В отличие от коммерческих организаций, некоммерческие организации не ставят перед собой цель получить прибыль. К некоммерческим организациям относятся:

- потребительские кооперативы;

- общественные и религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- ассоциации и союзы (объединения юридических лиц);