Файл: «Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ведение любого вида предпринимательской деятельности всегда связано с рисками, поскольку организация, функционирующая в условиях рынка, является неотъемлемой частью экономической, политической, социальной жизни общества. С развитием рыночных отношений, неустойчивостью экономики и нарастающими геополитическими проблемами, предпринимательская деятельность в нашей стране осуществляется в условиях неопределенности.

Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, несущие в себе угрозу деятельности или ущерб являются рисками. Риски включают в себя весь перечень негативных влияний рынка на деятельность организации. Но, несмотря на угрозы, риски также могут принести пользу организации, поскольку способствуют перестроению бизнес-процессов и, впоследствии обеспечивают положительную динамику развития.

Именно поэтому организации должны работать с рисками, проводить их оценку, разрабатывать решения по снижению их негативного эффекта и получения пользы для дальнейшего существования. Такой подход называется системой управления рисками или риск-менеджментом.

Хотя понятие риска достаточно многообразно, в рамках данной работы будем рассматривать только отдельный тип – коммерческий риски. Данный вид риском напрямую связан с ведением коммерческой деятельности организации и оказываемыми ею услугами. И именно коммерческие риски требуют детального рассмотрения, что и будет выполнено в рамках данной работы.

В последние годы наблюдается нестабильная ситуация в экономике нашей страны, что создает различные виды угроз предпринимательской деятельности. Поэтому проведение анализа коммерческих рисков и разработка вариантов их минимизации является актуальной темой исследования.

Цель курсовой работы – проанализировать коммерческие риски и определить способы их уменьшения на примере ООО «Сандей».

Для достижения поставленной цели в рамках выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать теоретические аспекты управления рисками;
  • проанализировать коммерческие риски, способы их оценки;
  • проанализировать деятельность ООО «Сандей» на предмет определения рисков на основании метода экспертной оценки;
  • разработать мероприятия по минимизации выявленных рисков.

Объектом исследования является салон красоты ООО «Сандей», предмет – коммерческие риски в деятельности данной организации.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных мер по снижению негативного влияния коммерческих рисков в салоне красоты ООО «Сандей» с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности компании.


В качестве основных источников материала в работе использованы экономические статьи, учебники по управлению рисками в коммерческой организации, а также внутренняя документация компании, на базе которой производится разработка стратегии минимизации рисков.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы управления коммерческими рисками

1.1 Сущность и содержание рисков

На сегодняшний день существует множество мнений по тому что понимать под «риском» и в чем его сущность. Основная причина сложившейся ситуации заключается в многоаспектность этого явления, которое в недостаточной мере используется в деятельности российских коммерческих организаций.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст.2 определяет предпринимательство, как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Любой вид предпринимательской деятельности содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив масштабы и характер этого риска. Очевидно, что наличие рисков в коммерческой деятельности, вне зависимости от ее вида, установлено законодательно. Рассмотрим понятия риска.

Под «риском» можно понимать опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов, в сравнении с их ожидаемой (прогнозной) величиной [6]. Учитывая тот факт, что любая коммерческая деятельность подвержена возникновению рисков, необходимо проведение мероприятий по их выявлению, предупреждению или снижению возможного негативного эффекта. Такая деятельность называется «риск-менеджментом» или «управлением рисками».

Для рисковой ситуации свойственны три основных условия [13]:

  • наличие неопределенности;
  • необходимость принятия решения по выбору из альтернативных вариантов;
  • наличие возможности дать оценку вероятности осуществления выбираемых альтернатив.

Можно выделить следующие элементы «риска», которые представляют его сущность [2]:

  • возможность отклонения от предполагаемой, установленной цели, ради достижения которой и осуществлялся выбор альтернатив;
  • отсутствие полной уверенности в достижимости поставленной цели;
  • вероятность достижения ожидаемого результата;
  • возможность материальных, нравственных или иных потерь, связанных с выбранной альтернативой в условиях неопределенности.

Риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды организации и субъективную в результате принятия внутренних решений, именно поэтому успехи и неудачи следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к фирме, а другие – внутренними [4]. Схематически факторы коммерческих рисков представлены на рисунке 1.1 [8].

Рисунок 1.1. Факторы рисков

Работа по анализу факторов рисков является одним из сложнейших, но в то же время наиболее приоритетных направлений по управлению рисками. Проведение факторного анализа усложняется еще тем, что в каждом виде хозяйственной деятельности могут быть свои, присущие данному виду бизнеса, рисковые моменты, но могут быть и повторяющиеся факторы в любом виде предпринимательской деятельности.

Рассмотрим основные функции риска [9].

1) Стимулирующая функция. Она заключается в том, что необходимость планирования и разработки мер, направленных на исключение или снижение негативных последствий реализации риска, мотивирует организацию проводить совокупную оценку различных факторов риска. С другой стороны, реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским.

2) Защитная функция. Данная функция имеет два основных аспекта. Первый – организации и предприниматели вынуждены искать средства и формы защиты от негативных последствий реализации рисков. Второй аспект обусловлен тем, что существует объективная необходимость законодательного закрепления понятия «правомерности риска», а также правового регулирования страховой деятельности [14].

3) Компенсирующая функция. Позволяет получить положительную компенсацию (сверх плановой) при благоприятном исходе рисковой ситуации.

4) Социально-экономическая функция. В процессе реализации коммерческой деятельности риск и конкуренция позволяют выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике отдельные отрасли деятельности, в которых приемлем риск. Вмешательство государства для разрешения рисковых ситуаций снижает эффективность рассматриваемой функции риска. С социальной точки зрения это приводит к искажению принципов равенства для участников рынка из разных сфер деятельности, что способствует созданию дисбаланса рисков в этих отраслях.


Схематическое представление влияния риска и принимаемого по итогу решения можно представить в виде рисунка 1.2 [5].

Рисунок 1.2 – Влияние риска

Из представленного рисунка можно видеть, реализация риска и методы минимизации его влияния оказывают значительное влияние на объект управления, в качестве которого может выступать как сама организация, так и ее отдельные бизнес-процессы [2]. И, после такого воздействия объект управления переходит в новое состояние, где либо получает выгоду от принятых мер, либо ущерб от негативного влияния реализованного риска.

1.2 Понятие и характеристики коммерческого риска

Среди всего многообразия рисков, наступление которых возможно в предпринимательской деятельности, ключевое место отводится коммерческим рискам. Они позволяют охарактеризовать возможность наступления потерь в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности организации, неопределенность результатов реализации коммерческого проекта, а также реализацию маркетинговой стратегии компании [15].

Экономисты определяют «коммерческий риск» как рис, возникновение которого характерно при реализации товаров или услуг, производимых или приобретаемых организацией [13]. Говоря иными словами, любая сделка, в которой возникают товарно-денежные отношения, может способствовать реализации риска. При этом негативные последствия риска может получить как одна, так и другая сторона. Например, вследствие изменения обстоятельств, в убытке остается продавец, который продал товар по низкой цене или покупатель, который переплачивает за товар.

Рассмотрим основные причины возникновения коммерческих рисков. К ним относятся [11]:

  • увеличение цены закупки товаров, необходимых в процессе реализации проекта организацией или предпринимателем;
  • уменьшение объемов реализуемой продукции по причине снижения спроса или утраты покупательских потребностей на товарную позицию, вытеснения его с рынка товарами-аналогами, введения квот или запретов на продажу;
  • потеря или пропажа товара в силу непредвиденных ситуаций;
  • непрогнозируемое снижение закупок в сравнении с планируемыми показателями, приводящие к увеличению себестоимости товаров или услуг;
  • потеря товарного вида или качества товаров в процессе обращения (перевозка, хранение, отгрузка), приводящая к снижению отпускной цены;
  • рост издержек обращения в сравнении с планируемыми показателями по причине наложения штрафных санкций, ввода новых пошлин, налогов и иных отчислений, что оказывает негативный понижающий эффект на прибыль организации.

При этом, необходимо понимать, что коммерческие риски представляют собой риски, которые поддают прогнозированию, их возникновение зависит от ряда факторов, устранение которых позволит диверсифицировать (устранить) риски [10]. При проведении мероприятий по устранению рисков важным требованием является комплексная выработка мер, реализуемая в качестве стратегии предприятия, направленной по управлению рисками. Также необходимо понимание того, что коммерческие риски не являются чем-то единым, стабильно-постоянным, сценарии их реализации разнятся от случая к случаю и зависят от множества внешних факторов. Рассмотрим классификацию коммерческих рисков, которая включает в себя основные факторы, которые могут оказать негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности.

Имущественный риск – вероятность потери имущества вследствие кражи, диверсии, небрежности, перегрузок технических и технологических систем. В целом имущественные риски редко зависят напрямую от действий предпринимателя и происходят либо при участии третьих лиц, либо в случае форс-мажорных ситуаций [2].

Финансовый риск – риск, возникающий при осуществлении финансовых соглашений, исходя из того, что в роли товара выступает валюта, ценные бумаги или денежные средства [2]. Данный вид коммерческих рисков также редко зависит от прямых действий предпринимателя и является следствием непредвиденных обстоятельств происходящих на рынке.

Производственный риск связан с убытками в результате остановки производства из-за различных факторов, а также риск, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий [3]. Такие риски являются либо следствием форс-мажора, либо при прямом участии предпринимателя, который не смог произвести правильную оценку реализуемых мероприятий с целью модернизации производства.

Торговые коммерческие риски являются более распространенным видом рисков, они непосредственно связаны с торговыми операциями и способны принимать конкретные формы – задержка платежей, отказ от платежа в период транспортировки товара, неполное поступление товара покупателю вследствие действий продавца и т.д. [5]

Также к коммерческому риску можно отнести риск маркетинговой стратегии, риск конкурентной борьбы и информационный риск.

Риск маркетинговой стратегии связан с неправильной оценкой действий предпринимателя. Чаще всего такие риски происходят когда при разработке маркетинговой стратегии товара не учитываются все имеющиеся факторы или игнорируются объективные ограничения, например, предприниматель берется поставить партию товара, которую фактически не позволяют выпустить имеющиеся мощности.