Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (на примере ООО «Альфа Технология»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансовое положение организации на определенную дату и финансовые результаты ее деятельности за определенный период. Она является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации складывается из конкретных отчетных форм, характеризующих ее имущественное и финансовое положение.

Наиболее существенной формой бухгалтерской (финансовая) отчетности является бухгалтерский баланс. Его содержание формируется по данным об остатках на счетах бухгалтерского учета на отчетную дату. Бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта содержит данные о хозяйственных средствах (активах, имуществе) организации, право собственности, на которые принадлежит ей. Бухгалтерский баланс содержит данные о наличии имущества и обязательств организации на начало и конец отчетного периода.

Актуальность проблемы совершенствования принципов и техники составления годового бухгалтерского баланса, недостаточность её научной разработанности предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение и оценка принципов и техники составления годового бухгалтерского баланса, определение направлений их совершенствования в условиях конкретной организации.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты формирования и представления бухгалтерского баланса;

– изучить порядок формирования показателей бухгалтерского баланса на примере предприятия;

– разработать рекомендации по совершенствованию порядка формирования показателей бухгалтерского баланса предприятия.

Объектом исследования в данной работе является ООО «Альфа Технология».

Предметом исследования является бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта.

В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: метод сравнения, расчет абсолютных величин, горизонтальный и вертикальный анализ.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Введение включает в себя актуальность изучаемой темы, цели, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, структуру выпускной квалификационной работы.


В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты формирования и представления бухгалтерского баланса. Во втором разделе изучен порядок формирования показателей бухгалтерского баланса и даны рекомендации по совершенствованию баланса ООО «Альфа Технология».

В заключении изложены основные выводы и результаты по работе.

Теоретической основой курсовой работы являются источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по вопросам техники составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Информационной базой курсовой работы является годовая (финансовая) бухгалтерская отчетность ООО «Альфа технология».

В качестве информационной базы при написании данной работы использовались нормативно-правовые документы, труды таких авторов, как Бабаев Ю.А., Белов А.А., Богаченко В.М., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., а также материалы периодической печати.

Глава 1. Бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, его структура, содержание и предназначение

Сущность и содержание бухгалтерского баланса

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений [2].

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из:

− бухгалтерского баланса;

− отчета о финансовых результатах;

− приложений к ним [2].

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций регулируются стандартами бухгалтерского учета: «Бухгалтерский баланс и основные раскрытие в финансовых отчетах» и «Методических рекомендациях по составлению отчетности».


Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности организации занимает центральное место как источник чрезвычайно полезной информации для анализа финансового состояния организации за отчетный период.

В бухгалтерском балансе хозяйствующего субъекта хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой − по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

По своей сущности бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта представляет собой источник информации об имущественном состоянии организации и его структуре, включая и стоимость, вновь созданную в виде приращения собственного капитала[1].

Баланс характеризует деятельность предприятия в целом, это главная и универсальная форма отчетности.

Бухгалтерский баланс представляет имущественную массу организации в двух разрезах − с точки зрения состава имущества, и с точки зрения источников его приобретения, причем последнее понимается не как местонахождение или адрес источника приобретения, а как обязательство за полученные ценности.

В силу двоякого отражения имущества организации баланс имеет присущий только ему принцип, который состоит в сопоставлении имущества и обязательств.

Термин «баланс» происходит от латинских слов bis и lanx, которые в связке можно перевести как двучашие или двойная чаша, т.е. символ равновесия равенства.

Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться.


По балансу определяют, способна организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые затруднения.

По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль над движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.

Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. Белов А.А. предлагает классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам[2]:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) объект отражения;

6) способ очистки.

Воспользуемся предложенной схемой классификации для выработки более четкого представления о видах балансов. Первая классификация (по времени составления) представляется основополагающей. Рассмотрим 6 разновидностей баланса, выделенных по этому признаку.

Вступительные балансы составляют в момент создания организаций. Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых организаций и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе организации, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае (создаваемая организация организована на базе ранее действовавшей), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу организации, правопреемником которой создаваемая организация выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И, наконец, когда вступительный баланс составляется для организации, приобретенной на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации)[3].


Текущие балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз, текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.

Санируемые балансы[4]. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда организация находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

Ликвидационные балансы. Эти балансы составляются при ликвидации организации и разрабатываются неоднократно:

– на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

– в ходе периода ликвидации организации (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

– на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом действующей организации при ее ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данной организации другой организации (в последнем случае баланс называется передаточным).