Файл: Крестовые походы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли

франками.

В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров

коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В

соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы

учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они

имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились

своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения

распространялись и на местное население.

Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю

или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной

независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные

кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь

свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с

мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так

далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.

Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-

храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них

входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски

аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты

храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также

создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров

и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели,

их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли

пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех

христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь

святому делу.

За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратились в мощный

банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и

Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на

Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы

получить их уже в Европе.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ


2-й крестовый поход (1147–1149). Когда в 1144 Эдесса была захвачена

мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной

Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил

германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции

Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый крестовый поход. На этот

раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в

которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям

крестоносцев и их имуществу защиту церкви.

Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за

отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился

полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю Рожеру II

совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского

моря.

3-й крестовый поход (1187–1192). Если христианские военачальники

постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина

объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин

легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль

над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов.

3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I

Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп II Август (правил

в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в

1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через

реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других

монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю.

Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы

постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.

Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода.

Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом

славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином

договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым

другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее

Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и

договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191

Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство,



просуществовавшее до 1489г.

4-й крестовый поход (1202–1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-й

крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии

этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа

Виллардуэна «Завоевание Константинополя» – первой пространной хронике во

французской литературе.

По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских

крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и

провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло

только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить

зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам,

чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный

венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным

соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план – использовать Египет в

качестве плацдарма для нападения на Палестину – был на время отложен.

Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась

и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия

венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и

повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне

свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и

благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность

император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет.

Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам

Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного

вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло

восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли.

Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней

начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было

расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана

Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.


Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала лишь

Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы.

Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и

добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах

Эгейского моря. Тем самым они выиграли от крестового похода больше всех, но

до Святой Земли его участники так и не добрались.

Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды – он снял с

крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство,

надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался

непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению

раскола.

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток

возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в

Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что

их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.

Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа

и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не

смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под

предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и

вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на

корабли.

Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять

дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких

детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из

Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети

отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти

отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли.

Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и

взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и

просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю

удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом

Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее

упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а

небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета.


Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть

детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии

возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.

Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого

похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится.

Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле

имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных,

батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

5-й крестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа

Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в

качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается).

Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима

Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные

действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы,

крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту,

находившийся на берегу моря.

Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на

Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного

христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы

предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были

вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его

называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха

Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в

обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе)

получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих

короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван

мусульманами.

7-й крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик

IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась

сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были

наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое