Файл: «Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации» ( Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2

5

По характеру товарно­-материальных ценностей

Непродовольственные Продовольственные Фармацевтические Специальные

6

По режиму хранения

Неотапливаемые
Отапливаемые
Склады-холодильники
Склады с фиксированным температурно­-влажностным режимом

7

По степени механизации складских операций

Немеханизированный склад

Частично механизированный склад

Механизированный склад Автоматизированный склад Автоматический склад

8

По классу

A (A+)

B (B+)

C

D

Частично рассмотрим некоторые из них. По классам выделяют четыре группы:

а) складские помещения класса А:

  1. одноэтажное здание, чаще всего прямоугольной формы;
  2. высокий потолок, не менее 13 м;
  3. настраиваемый температурный режим;
  4. наличие пожарной сигнализации и системы автоматического тушения;
  5. системы вентиляции;
  6. охрана и видеонаблюдение;
  7. места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
  8. существование офисных помещений;
  9. благоустроенная территория.

б) складские помещения класса B:

  1. одноэтажное или двухэтажное здание, чаще всего прямоугольной формы;
  2. потолок не менее 6м;
  3. контролируемый температурный режим;
  4. существование пожарной сигнализации и системы автоматического

тушения;

  1. системы вентиляции;
  2. охранная сигнализация и видеонаблюдение;
  3. места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
  4. наличие офисных помещений;
  5. благоустроенная территория;
  6. охрана по периметру;
  7. система отопления;
  8. пандус для разгрузки транспорта.

в) складские помещения класса С:

  1. капитальное производственное помещение;
  2. высота потолков не менее 4м;
  3. наличие лифта при многоэтажном строительстве;
  4. ворота на нулевой отметке;
  5. существование пожарной сигнализации и системы автоматического тушения;
  6. системы вентиляции;
  7. охранная сигнализация и видеонаблюдение;
  8. места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
  9. существование офисных помещений;
  10. благоустроенная территория;
  11. охрана по периметру;
  12. система отопления;
  13. пандус для разгрузки транспорта.

г) складские помещения класса D:

  1. подвальные неотапливаемые помещения;
  2. существование пожарной сигнализации и системы автоматического
  3. тушения;
  4. системы вентиляции;
  5. охранная сигнализация и видеонаблюдение;
  6. охрана по периметру.

Далее рассмотрим классификация складов по функциональным областям:

  • склады логистики снабжения обеспечивают постоянное хранение сырья и продукции с целью снабжения потребителей;
  • склады производственной логистики обеспечивают бесперебойность процесса, на таких складах располагается постоянный ассортимент товаров, который с определённой интенсивностью перевозится со склада на производство, при этом чаще всего товар имеет малый срок хранения;
  • склады логистики распределения обеспечивают непрерывность движения товаров из области производства в область потребления.

1.4 Методы оптимизации работы склада

В настоящее время для компаний является сложной задачей эффективное управление их складской деятельностью. Вот почему глубокий анализ относительно текущей ситуации и процессов должен быть выполнен, чтобы создать удовлетворительную структуру [51].

Самая главная задача складской логистики- это сосредоточение запасов в определённом месте и их хранения согласно всем нормам.

Склад определяет основные требования к складской системе, и анализировать его нужно комплексно, с учетом всех взаимосвязей, это позволит эффективно выполнять все задачи, стоящие перед складом и достичь максимального уровня рентабельности.

Организация товарного хозяйства, которая основана на рациональном использовании площадей, приносит максимальный эффект, который достигается с помощью оптимальной организации складирования, складских процессов и оборудования [25].

«Эффективное функционирование складской логистики в современных условиях, несомненно, представляет собой весьма важную задачу для руководителя предприятия. Глобализация, усиление роли транснациональных компаний, усложнение экономических связей – все эти факторы делают малоэффективным старые, несовершенные методы управления складскими запасами.»[1]

В условиях растущей конкуренции вопросы по уменьшению затрат и увеличению качества обслуживания клиентов входят в перечень ключевых в деятельности складской логистики. На основной план выходит вопрос оптимизации работ, в связи с чем менеджмент рассматривает различные инструменты повышения эффективности функционирования склада. Для необходимой оптимизации складской логистики требуются крупные инвестиции в складскую инфраструктуру и информационные системы [8].


Существует мнение, что склады малых и средних мощностей не нуждаются в системе управления, но это мнение ошибочно, так как вопросы оптимальной организации пространства, использования складских площадей с максимальной пользой и нехватки мест для хранения возникают на любых складах, а значит оптимизации складских процессов актуальна везде. [31]

Широкое внедрение новых информационных технологий, таких как штриховое кодирование, радиочастотная идентификация и системы управления складом, позволяет значительно усовершенствовать работы товарного хозяйства [52].

Ниже представлены часть самых применяемых инструментов оптимизации работы склада, которые будут рассмотрены в дальнейшем:

  • ABC-анализ;
  • XYZ-анализ;
  • WMS-система.

Для логиста очень важно уметь выделять из огромного числа всех запасов, хранящихся на складе, именно те, которые обеспечивают наибольший доход и те, которые приносят наибольшие затраты. Данный анализ предоставляет возможность целесообразного распределения управленческих усилий.

ABC-анализ-это вид анализа, который используется при необходимости анализа большого объёма данных. Задача определения необходимых вариантов размещения широко ассортимента товаров на складах является распространенной задачей, которая возникает в торговле. Ее основная идея состоит в том, что требуется определить наиболее оптимальные места для хранения товара [17]. Кроме того, анализ позволяет сократить общие расстояния перемещения товаров на складе [55].

ABC-метод позволяет произвести классификацию всех товаров компании по их ценности и проценту продаж, который эти товары приносят. Данный анализ позволяет выявить наиболее продаваемые товары и те товары, которые не пользуется высоким спросом. В основе данного анализа лежит принцип Парето: 20% всех товаров приносят 80% оборота, хотя первоначально, создателем данной идеи считается Джозеф Джуран, который первым обнаружил принцип «Важного- мало, обычного-много» [39]. Этот анализ делит все товары на три категории:

  • А-самые важные товары, ассортимент которых составляет 20% всех хранящихся на складе товаров и которые обеспечивают 80% товарного оборота;
  • B-товары средней важности. Их ассортимент составляет 30% от количества всех товаров, находящихся на складе и обеспечивает 15% от суммы дохода склада;
  • C- наименее ценные товары, ассортимент которых составляет 50% от всех товаров, находящихся на складе и которые обеспечивают наименьший доход для склада- 5%.

В некоторых иностранных источниках процентное распределение представлено немного иначе:

  • A-группа товаров, которая представлена на складе в количестве 10% от всех товаров и приносит прибыль в размере 70%;
  • B-группа товаров, которых на складе 25%, и они приносят 20% прибыли;
  • C-товары в количестве 65%, которые приносят 10% прибыли.

Алгоритм выполнения ABC-анализа:

  1. Необходимо отсортировать все объекты анализа в порядке убывания значения анализируемого параметра;
  2. Рассчитать долю параметра в общей сумме всех параметров;
  3. Рассчитать долю параметра с накопительным итогом;
  4. Определить границы для групп и отнести каждый объекта к своей группе.

Таблица 3- Пример проведения ABC-анализа

Продукт

Значение

Доля от общего

Накопительная

Группа

6

86

8%

8%

A

18

74

7%

15%

A

11

68

6%

22%

A

4

67

6%

28%

A

5

66

6%

34%

A

10

64

6%

40%

A

19

61

6%

46%

A

13

59

6%

51%

A

16

58

5%

57%

A

1

56

5%

62%

A

15

56

5%

67%

A

20

52

5%

72%

A

12

47

4%

77%

A

17

46

4%

81%

B

2

43

4%

85%

B

9

39

4%

89%

B

14

37

3%

92%

B

8

33

3%

95%

B

7

29

3%

98%

C

3

19

2%

100%

C

Сумма

786

При использовании данного инструмента классификации товаров очень важно грамотно интерпретировать результаты. Поток товаров группы «А» необходимо чётко планировать, постоянно производить их учёт и контроль. Кроме того, желательно как можно чаще производить их инвентаризацию и отслеживать объём заказываемых партий данного товара и размер страхового запаса. Товары группы «B» можно контролировать в обычном режиме, производить их инвентаризацию и контролировать их объёмы можно значительно реже, чем товары категории «А». Группа «С» наименее ценна по сравнению с другими группами, но производить её контроль и учёт также необходимо, только с меньшей периодичностью [38]. Но иногда одного ABC-анализа недостаточно, и тогда применяется XYZ-анализ.


Классификация XYZ является модификацией анализа ABC и состоит в классификации продуктов на основе структуры их продажи [49].

XYZ-анализ- это способ классификации товаров по частоте их использования и стабильности продаж [44]. Для проведения данного анализа используются те же данные, которые были использованы в АВС-анализе, но рассчитывается коэффициент вариации, который в процентах отражает отклонения в продажах за рассматриваемый период [6]. Данный анализ разделяет товары на три категории:

  • X- товары, коэффициент вариации которых колеблется в пределах от 0% до 10%;
  • Y- товары, коэффициент вариации которых колеблется в пределах от 10% до 25%;
  • Z- товары с коэффициентов вариации более 25%.

Алгоритм выполнения XYZ-анализа:

  1. Рассчитать коэффициент вариации по формуле

[1]

где:

σ – стандартное отклонение объема продаж;

xi – объем продаж в период в i-й период;

n – количество рассматриваемых периодов продаж товаров;

х* – среднеарифметическое значение продаж товаров.

Таблица 4- Пример проведения XYZ-анализа

Товар

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Коэфф. вар.

XYZ

2

24

21

22

22

25

23

6%

X

4

30

32

33

28

30

34

7%

X

6

22

23

23

21

23

21

4%

X

7

19

22

21

22

21

0

6%

X

8

22

25

24

20

23

23

8%

X

9

49

50

53

55

48

49

5%

X

10

9

11

10

11

9

10

9%

X

3

44

44

42

56

43

44

11%

Y

5

31

34

45

33

33

41

15%

Y

1

15

17

33

30

27

16

34%

Z

XYZ-анализ позволяет разделить товары на три группы. Группа «X» состоит из товаров со стабильной величиной потребления и высоким уровнем прогнозирования. В группу «Y» входят товары с сезонными колебаниями и средним уровнем прогнозирования. Товары, входящие в группу «Z» отличаются нерегулярным потреблением и нестабильными колебаниями, что делает их прогноз практически невозможным [22].