Файл: «Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации» ( Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 39
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров
1.1 Склад: определение, показатели и критерии эффективности
1.2 Основные задачи и функции товарного хозяйства в логистической системе предприятия
1.4 Методы оптимизации работы склада
ГЛАВА 2. Анализ хранения товаров и проблемы предприятия «СК ПАРНАС»
2.1 Анализ рынка складских услуг Санкт-Петербурга
2.2 Общая характеристика организационно-экономического состояния ООО «СК ПАРНАС»
2.3 Анализ особенностей функционирования товарного комплекса
Продолжение таблицы 2
5 |
По характеру товарно-материальных ценностей |
Непродовольственные Продовольственные Фармацевтические Специальные |
6 |
По режиму хранения |
Неотапливаемые |
7 |
По степени механизации складских операций |
Немеханизированный склад Частично механизированный склад Механизированный склад Автоматизированный склад Автоматический склад |
8 |
По классу |
A (A+) B (B+) C D |
Частично рассмотрим некоторые из них. По классам выделяют четыре группы:
а) складские помещения класса А:
- одноэтажное здание, чаще всего прямоугольной формы;
- высокий потолок, не менее 13 м;
- настраиваемый температурный режим;
- наличие пожарной сигнализации и системы автоматического тушения;
- системы вентиляции;
- охрана и видеонаблюдение;
- места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
- существование офисных помещений;
- благоустроенная территория.
б) складские помещения класса B:
- одноэтажное или двухэтажное здание, чаще всего прямоугольной формы;
- потолок не менее 6м;
- контролируемый температурный режим;
- существование пожарной сигнализации и системы автоматического
тушения;
- системы вентиляции;
- охранная сигнализация и видеонаблюдение;
- места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
- наличие офисных помещений;
- благоустроенная территория;
- охрана по периметру;
- система отопления;
- пандус для разгрузки транспорта.
в) складские помещения класса С:
- капитальное производственное помещение;
- высота потолков не менее 4м;
- наличие лифта при многоэтажном строительстве;
- ворота на нулевой отметке;
- существование пожарной сигнализации и системы автоматического тушения;
- системы вентиляции;
- охранная сигнализация и видеонаблюдение;
- места для парковки легковых автомобилей и большегрузных;
- существование офисных помещений;
- благоустроенная территория;
- охрана по периметру;
- система отопления;
- пандус для разгрузки транспорта.
г) складские помещения класса D:
- подвальные неотапливаемые помещения;
- существование пожарной сигнализации и системы автоматического
- тушения;
- системы вентиляции;
- охранная сигнализация и видеонаблюдение;
- охрана по периметру.
Далее рассмотрим классификация складов по функциональным областям:
- склады логистики снабжения обеспечивают постоянное хранение сырья и продукции с целью снабжения потребителей;
- склады производственной логистики обеспечивают бесперебойность процесса, на таких складах располагается постоянный ассортимент товаров, который с определённой интенсивностью перевозится со склада на производство, при этом чаще всего товар имеет малый срок хранения;
- склады логистики распределения обеспечивают непрерывность движения товаров из области производства в область потребления.
1.4 Методы оптимизации работы склада
В настоящее время для компаний является сложной задачей эффективное управление их складской деятельностью. Вот почему глубокий анализ относительно текущей ситуации и процессов должен быть выполнен, чтобы создать удовлетворительную структуру [51].
Самая главная задача складской логистики- это сосредоточение запасов в определённом месте и их хранения согласно всем нормам.
Склад определяет основные требования к складской системе, и анализировать его нужно комплексно, с учетом всех взаимосвязей, это позволит эффективно выполнять все задачи, стоящие перед складом и достичь максимального уровня рентабельности.
Организация товарного хозяйства, которая основана на рациональном использовании площадей, приносит максимальный эффект, который достигается с помощью оптимальной организации складирования, складских процессов и оборудования [25].
«Эффективное функционирование складской логистики в современных условиях, несомненно, представляет собой весьма важную задачу для руководителя предприятия. Глобализация, усиление роли транснациональных компаний, усложнение экономических связей – все эти факторы делают малоэффективным старые, несовершенные методы управления складскими запасами.»[1]
В условиях растущей конкуренции вопросы по уменьшению затрат и увеличению качества обслуживания клиентов входят в перечень ключевых в деятельности складской логистики. На основной план выходит вопрос оптимизации работ, в связи с чем менеджмент рассматривает различные инструменты повышения эффективности функционирования склада. Для необходимой оптимизации складской логистики требуются крупные инвестиции в складскую инфраструктуру и информационные системы [8].
Существует мнение, что склады малых и средних мощностей не нуждаются в системе управления, но это мнение ошибочно, так как вопросы оптимальной организации пространства, использования складских площадей с максимальной пользой и нехватки мест для хранения возникают на любых складах, а значит оптимизации складских процессов актуальна везде. [31]
Широкое внедрение новых информационных технологий, таких как штриховое кодирование, радиочастотная идентификация и системы управления складом, позволяет значительно усовершенствовать работы товарного хозяйства [52].
Ниже представлены часть самых применяемых инструментов оптимизации работы склада, которые будут рассмотрены в дальнейшем:
- ABC-анализ;
- XYZ-анализ;
- WMS-система.
Для логиста очень важно уметь выделять из огромного числа всех запасов, хранящихся на складе, именно те, которые обеспечивают наибольший доход и те, которые приносят наибольшие затраты. Данный анализ предоставляет возможность целесообразного распределения управленческих усилий.
ABC-анализ-это вид анализа, который используется при необходимости анализа большого объёма данных. Задача определения необходимых вариантов размещения широко ассортимента товаров на складах является распространенной задачей, которая возникает в торговле. Ее основная идея состоит в том, что требуется определить наиболее оптимальные места для хранения товара [17]. Кроме того, анализ позволяет сократить общие расстояния перемещения товаров на складе [55].
ABC-метод позволяет произвести классификацию всех товаров компании по их ценности и проценту продаж, который эти товары приносят. Данный анализ позволяет выявить наиболее продаваемые товары и те товары, которые не пользуется высоким спросом. В основе данного анализа лежит принцип Парето: 20% всех товаров приносят 80% оборота, хотя первоначально, создателем данной идеи считается Джозеф Джуран, который первым обнаружил принцип «Важного- мало, обычного-много» [39]. Этот анализ делит все товары на три категории:
- А-самые важные товары, ассортимент которых составляет 20% всех хранящихся на складе товаров и которые обеспечивают 80% товарного оборота;
- B-товары средней важности. Их ассортимент составляет 30% от количества всех товаров, находящихся на складе и обеспечивает 15% от суммы дохода склада;
- C- наименее ценные товары, ассортимент которых составляет 50% от всех товаров, находящихся на складе и которые обеспечивают наименьший доход для склада- 5%.
В некоторых иностранных источниках процентное распределение представлено немного иначе:
- A-группа товаров, которая представлена на складе в количестве 10% от всех товаров и приносит прибыль в размере 70%;
- B-группа товаров, которых на складе 25%, и они приносят 20% прибыли;
- C-товары в количестве 65%, которые приносят 10% прибыли.
Алгоритм выполнения ABC-анализа:
- Необходимо отсортировать все объекты анализа в порядке убывания значения анализируемого параметра;
- Рассчитать долю параметра в общей сумме всех параметров;
- Рассчитать долю параметра с накопительным итогом;
- Определить границы для групп и отнести каждый объекта к своей группе.
Таблица 3- Пример проведения ABC-анализа
Продукт |
Значение |
Доля от общего |
Накопительная |
Группа |
6 |
86 |
8% |
8% |
A |
18 |
74 |
7% |
15% |
A |
11 |
68 |
6% |
22% |
A |
4 |
67 |
6% |
28% |
A |
5 |
66 |
6% |
34% |
A |
10 |
64 |
6% |
40% |
A |
19 |
61 |
6% |
46% |
A |
13 |
59 |
6% |
51% |
A |
16 |
58 |
5% |
57% |
A |
1 |
56 |
5% |
62% |
A |
15 |
56 |
5% |
67% |
A |
20 |
52 |
5% |
72% |
A |
12 |
47 |
4% |
77% |
A |
17 |
46 |
4% |
81% |
B |
2 |
43 |
4% |
85% |
B |
9 |
39 |
4% |
89% |
B |
14 |
37 |
3% |
92% |
B |
8 |
33 |
3% |
95% |
B |
7 |
29 |
3% |
98% |
C |
3 |
19 |
2% |
100% |
C |
Сумма |
786 |
При использовании данного инструмента классификации товаров очень важно грамотно интерпретировать результаты. Поток товаров группы «А» необходимо чётко планировать, постоянно производить их учёт и контроль. Кроме того, желательно как можно чаще производить их инвентаризацию и отслеживать объём заказываемых партий данного товара и размер страхового запаса. Товары группы «B» можно контролировать в обычном режиме, производить их инвентаризацию и контролировать их объёмы можно значительно реже, чем товары категории «А». Группа «С» наименее ценна по сравнению с другими группами, но производить её контроль и учёт также необходимо, только с меньшей периодичностью [38]. Но иногда одного ABC-анализа недостаточно, и тогда применяется XYZ-анализ.
Классификация XYZ является модификацией анализа ABC и состоит в классификации продуктов на основе структуры их продажи [49].
XYZ-анализ- это способ классификации товаров по частоте их использования и стабильности продаж [44]. Для проведения данного анализа используются те же данные, которые были использованы в АВС-анализе, но рассчитывается коэффициент вариации, который в процентах отражает отклонения в продажах за рассматриваемый период [6]. Данный анализ разделяет товары на три категории:
- X- товары, коэффициент вариации которых колеблется в пределах от 0% до 10%;
- Y- товары, коэффициент вариации которых колеблется в пределах от 10% до 25%;
- Z- товары с коэффициентов вариации более 25%.
Алгоритм выполнения XYZ-анализа:
- Рассчитать коэффициент вариации по формуле
[1]
где:
σ – стандартное отклонение объема продаж;
xi – объем продаж в период в i-й период;
n – количество рассматриваемых периодов продаж товаров;
х* – среднеарифметическое значение продаж товаров.
Таблица 4- Пример проведения XYZ-анализа
Товар |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Коэфф. вар. |
XYZ |
2 |
24 |
21 |
22 |
22 |
25 |
23 |
6% |
X |
4 |
30 |
32 |
33 |
28 |
30 |
34 |
7% |
X |
6 |
22 |
23 |
23 |
21 |
23 |
21 |
4% |
X |
7 |
19 |
22 |
21 |
22 |
21 |
0 |
6% |
X |
8 |
22 |
25 |
24 |
20 |
23 |
23 |
8% |
X |
9 |
49 |
50 |
53 |
55 |
48 |
49 |
5% |
X |
10 |
9 |
11 |
10 |
11 |
9 |
10 |
9% |
X |
3 |
44 |
44 |
42 |
56 |
43 |
44 |
11% |
Y |
5 |
31 |
34 |
45 |
33 |
33 |
41 |
15% |
Y |
1 |
15 |
17 |
33 |
30 |
27 |
16 |
34% |
Z |
XYZ-анализ позволяет разделить товары на три группы. Группа «X» состоит из товаров со стабильной величиной потребления и высоким уровнем прогнозирования. В группу «Y» входят товары с сезонными колебаниями и средним уровнем прогнозирования. Товары, входящие в группу «Z» отличаются нерегулярным потреблением и нестабильными колебаниями, что делает их прогноз практически невозможным [22].