Файл: «Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации» ( Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня складирование и обработка товаров являются одними из основных звеньев логистической системы. На эти области приходится до 40% всех логистических затрат.

Склад –это важнейших элемент логистической системы, так как именно он служит в целях концентрации запасов в одном месте и необходимость в этой концентрации существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от поставщика сырья и до покупателя.

Современный склад представляет собой сложную систему, которую необходимо рассматривать не как самостоятельное звено, а как одно из звеньев огромной логистической системы, которая уже сама формирует складскую логистику.

Проблема складской логистики состоит в том, что хранение товаров должно осуществляться с наибольшей экономической эффективностью, то есть с минимальными затратами. Вопрос повышения эффективности организации работы товарного комплекса всегда остаётся актуальным. Одним из направлений совершенствования товарного хозяйства и его деятельности является автоматизация процессов, их модификация и модернизация.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что отрасль складской логистики не стоит на месте, а постоянно развивается и совершенствуется. С каждым годом появляется всё больше технологий и создаётся больше методов, которые позволяют максимально эффективно использовать склады.

Цель работы- разработка рекомендаций по оптимизации товарного хозяйства ООО «СК ПАРНАС».

Объект исследования- складское хозяйство ООО «СК ПАРНАС».

Предмет исследования- методы повышения эффективности работы товарного хозяйства.

В процессе выполнения работы и достижения поставленной цели был выделен ряд задач:

  • провести анализ рынка складских услуг в Санкт-Петербурге;
  • провести общий анализ организационно-экономического состояния

рассматриваемого предприятия;

  • изучить Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров;
  • проанализировать процесс выполнения операций на складе;
  • рассмотреть различные современные методы оптимизации работы товарного хозяйства;
  • выявить проблемы в работе рассматриваемого склада.

В качестве источников информации были использованы научные труды отечественных и зарубежных экспертов в области логистики, таких как Багинова В.В., Гаджинский А.М., Дыбская В.В. и других специалистов.


ГЛАВА 1. Теоретические основы приема, размещением и хранением товаров

1.1 Склад: определение, показатели и критерии эффективности

На сегодняшний день логистика является одним из ключевых факторов развития предприятий и повышения их конкурентоспособности [14].

Первые упоминания в истории, связанные с хранением товаров относят к египетской цивилизации, где хранили большие запасы зерна, чтобы не умереть в случае голода или любого другого стихийного бедствия [53]. Хранение является важным аспектом хозяйственной деятельности. На ранних этапах промышленного развития рабочая сила использовалась свободно, при этом мало внимания уделялось эффективности использования пространства, методам комплектования заказов или обработке материалов в целом [46]. Склады воспринимались как место перегрузки товаров с транспорта на транспорт [47].

В настоящее время хозяйственную деятельность коммерческих предприятий крайне сложно представить без операции хранения, то есть, без складов, которые являются важным звеном логистической отрасли. Ещё 25-30 лет назад складам не уделяли должного внимания, а для хранения использовались старые полуразрушенные помещения, которые даже не были оборудованы [45]. Но сегодня сложно представить бизнес без логистики и склада, ведь склады играют очень важную функциональную роль и большое внимание уделяется развитию, повышению эффективности и оптимизации логистики складирования [35].

Под логистикой складирования принято понимать отрасль логистики, отвечающую за разработки моделей организации товарного хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с минимальными издержками на хранение [19]. Складская логистика подразумевает оптимизацию и контроль процессов распределения и складирования [54]. Задача логистики: уменьшить количество обращений к товару в процессе его обработки на складе и минимизировать количество действий, выполняемых сотрудниками при выполнении каждой операции. А главной целью логиста является осуществление действий по оптимизации процессов логистической инфраструктуры склада [32]. Эффективная система складирования позволяет оптимально размещать груз на складе и рационально управлять им [27].  Склад создает временную задержку за счет сокращения временного промежутка между производством и потреблением товаров [48].


Современный склад — это сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения [3]. Склады представляют собой основу участников логистической цепи, через которую проходит материальный поток [40].

Проанализировав различные источники, сформулируем определение. Склад- это технически сложное помещение, оснащённое различными вспомогательными устройствами, служащими для приёмки, размещения, передвижения, комплектации и отпуска товаров с минимальными затратами за минимальный промежуток времени. Склад обладает своей собственной структурой и выполняет в логистической системе определенные функции [13].

Система хранения состоит из следующих элементов:

  • помещение, используемое для размещения материальных ресурсов на время их хранения;
  • офисное помещение;
  • вспомогательные устройства и техника (стеллажи, погрузочно-разгрузочная техника, паллеты, поддоны);
  • измерительное оборудование;
  • учетные системы для координации работы, осуществления товарооборота и проверки наличия ресурсов;
  • системы дорог и стоянок на территории склада.

Основные критерии эффективности, которые характеризуют склад как часть логистической системы представлены в таблице 1.

Таблица 1-Критери эффективности работы склада [3, c.7]

Критерии эффективности

Расчёт критерия

1

Складской товарооборот

Определяется как сумма товарных запасов, площади и емкости склада, количества стеллажей и ячеек для хранения.

2

Количество стеллажей и поддонов

Определяется площадью склада

3

Количество ячеек в стеллажах

Определяется размерами ячеек и параметрами самих стеллажей

4

Выработка на одного работника

Стоимость обработанных грузов в расчёте на единицу времени

5

Площадь складских помещений

Определяются планом склада с учётом дальнейших параметров эксплуатации

Современный складской комплекс, обладающий качественными технологиями, решает большое множество вопросов, связанных с обращением товарно-материальных ценностей [45].

Важной составляющей любой логистической системы компании считается складской отдел. Он выполняет ряд задач, таких как: приемка продукции, размещение всех поступивших товаров, идентификация и учет продукции, комплектация заказа, упаковка, маркировка, отгрузка сформированного заказа и др. [7].


Важно помнить, что лишь индивидуальный подход к организации работы склада позволит обеспечить его эффективное функционирование. Прежде чем начинать работу склада, нужно тщательно проанализировать рынок услуг, просчитать, какое количество персонала и техники необходимо конкретно для данного склада, чтобы эффективность его работы стремилась к максимуму.

1.2 Основные задачи и функции товарного хозяйства в логистической системе предприятия

Склад играет очень важную роль для всего комплекса логистических услуг. В большинстве случаев со склада начинаются и складом заканчиваются все функциональные области логистических систем [3].

С одной стороны, склады увеличивают финальную стоимость товара за счёт затрат на хранение, но с другой стороны, склады обеспечивают непрерывность производства. Стоит упомянуть о золотом правиле логистики- правило 7R [2]:

  • Right product — нужный товар;
  • Right quality — необходимого качества;
  • Right quantity — в необходимом количестве;
  • Right time — в нужное время;
  • Right place — в нужное место;
  • Right customer — нужному потребителю;
  • Right cost — с требуемым уровнем затрат.

Склад является связующим звеном между первоначальным источником сырья и конечным потребителем [29]. Неразумно представлять движение материальных потоков в логистической цепочке без скопления необходимых запасов в определённых местах.

Некоторые говорят, что склады совсем не нужны и стоит перестать их эксплуатировать, так как на них не создаётся новая потребительская стоимость товаров. Одним из аргументов для таких предположений служит опыт некоторых зарубежных предприятий, на которых все складские запасы сведены к минимуму, а производство происходит с помощью сырья, которое постоянно прибывает, не задерживаясь на складе. Но есть некоторые нюансы, например, работа транспортной логистики должна быть идеально налажена, чтобы производство никогда не останавливалось. Поэтому предположения о бесполезности складов очень спорны.

Основные причины использования складов в логистике [3]:

  • регулирование и сглаживание спроса и предложения в логистике снабжения и распределения;
  • снижение логистических издержек при перевозке (экономичные партии доставки);
  • максимальное удовлетворение потребности клиентов;
  • создание условий для сохранения активной стратегии продаж;
  • увеличение географического объёма рынка;
  • ритмичное снабжение конечных потребителей и возможность организации у них товарных запасов [3].

Склад, как и любой другой элемент логистической системы, должен выполнять свою деятельность с целью повышения эффективности всей системы. Поэтому от складов в логистической системе ожидается выполнение следующих основных функций [13]:

  • Сглаживание интенсивности материальных потоков на основе потребительского спроса. Это означает, что склад выполняет связующую роль между поставщиком и потребителем, но помимо этого он должен реагировать на изменение спроса и уменьшать либо увеличить товарные запасы;
  • Преобразование ассортимента по требованию клиента. На складе из всего ассортимента создаётся необходимый заказ, собранный по запросу клиента;
  • Обеспечение необходимого количества запасов. Склад должен выравнивать разницу между выпуском продукции и её потреблением, чтобы не возникало дефицита продукции и производство шло непрерывно. В данном случае склад служит буфером;
  • Унитизация отгружаемой партии. Зачастую потребителям требуется меньше товаров, чем можно разместить в транспортное средство, но склад может объединить разные партии заказов для полной загрузки транспорта, а также это делается в целях снижения транспортных расходов.

Основными задачами складских комплексов являются:

  • максимальное использование всех складских элементов (складской площади, оборудования, стеллажей);
  • организация работы с минимальными издержками и максимальной выгодой;
  • предоставление актуальной информации о динамике запасов;
  • выявление малорентабельных товаров.

1.3 Классификация складов

Разнообразие видов складов в логистических системах, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов требуют их систематизации. Общепринятая классификация складов предполагает следующую систематизацию:

Таблица 2- Классификация складов [3, с.24]

Признак классификации

Вид склада

1

По функциональным областям логистики

Склад логистики снабжения;

Склад логистики производства;

Склад логистики распределения

Продолжение таблицы 2

2

По типу продукции

Склад материальных ресурсов
Склад незавершенного производства

Склад готовой продукции

Склад тары
Склад остатков и отходов
Склад инструментов

3

По типу собственности

Собственный склад организации (фирмы)

Арендуемый склад
Коммерческий склад (логистического посредника

Склады государственных и муниципальных предприятий
Склады общественных и некоммерческих организаций

4

По отношению к участникам логистической системы

Склад производителя
Склад торговых компаний
Склад торгово-посреднической компании

Склад транспортной компании
Склад экспедиторской компании
Склад предприятия по грузопереработке

Склады прочих логистических посредников (операторов)

5

По характеру товарно­-материальных ценностей

Непродовольственные Продовольственные Фармацевтические Специальные