Файл: «Роль «Электронного Правительства» в системе государственного управления» (Электронное правительство в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1358
Скачиваний: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Электронное правительство в Российской Федерации
Понятие электронного правительства
Концепция Электронного Правительства в Российской Федерации
2. Внедрение электронного правительства
2.1 Использование сайта электронного правительства гражданами
2.2 Перспективы внедрения электронного правительства в бизнес-среде
2.2 «Электронное Правительство» в системе государственных служб
Концепция Электронного Правительства в Российской Федерации
Впервые в нашей стране Системный проект формирования инфраструктуры электронного правительства был утвержден в 2010 году Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Он затрагивал процессы внедрения электронных технологий в деятельность федеральных государственных органов исполнительной власти, их территориальных органов, подведомственных организаций для обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых при предоставлении гражданам государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По сравнению с 2010 годом уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране существенно вырос. Широкомасштабное развертывание технологий и каналов высокоскоростной связи, степень проникновения Интернета и его доступность стали ускорителем развития информационного обмена, распространения электронных сервисов и появления новых форм коммуникаций населения и бизнеса. Это, в первую очередь, многообразие сайтов, форумы, электронная почта и торговля (в том числе интернет-магазины), социальные сети и многое другое. Возможности беспроводной связи вывели социальное общение и бизнес-процессы на новый уровень. Исчезла необходимость быть «привязанным» к технологии проводной связи для выхода в сеть, пользователи массово отказываются от стационарных компьютеров и телефонов. В современном мире многофункциональный смартфон становится самым востребованным гаджетом, позволяющим общаться и работать практически в любых условиях. Доступ в интернет является самой популярной из услуг у сотовых операторов в России. Произошел стремительный рост числа мобильных приложений, включая сервисы для комфортного взаимодействия с государством. В стране, как и во всем мире, быстро развиваются новые интернет-технологии, систематизирующие информационные потоки, делающие их интуитивно понятными и доступными. Крупные компании стараются построить на базе своих интернет-сервисов всеобъемлющие информационные системы с использованием искусственного интеллекта. Они собирают информацию о пользователе и его поведении на сайтах, общаются с ним при помощи персональных помощников, сообщают последние новости, рекомендуют покупки, ведут графики работы и отдыха. Таким образом, для граждан и бизнеса период начиная с 2010 года характеризуется радикальным изменением компьютерных технологий и процессов использования информационных ресурсов. Информационные технологии также стали неотъемлемой частью деятельности органов власти. В их структурах образуются подразделения, ответственные за формирование планов информатизации ведомств, в рамках которых реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере межведомственного электронного документооборота (МЭДО), управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных систем между собой в рамках оказания электронных государственных и муниципальных услуг. Сформированы прикладные системы информационно-аналитического обеспечения работы государственных и муниципальных органов для быстрого доступа к нормативной, научной, методической и справочной информации. Создаются базы данных по основным направлениям реализации полномочий органов государственной и муниципальной власти.
Ведомства широко используют возможности интернет-сайтов для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления электронных услуг и обеспечения интерактивного взаимодействия с гражданами и бизнесом (электронные приемные). Перечисленные выше изменения полностью поменяли механизмы функционирования органов государственной и муниципальной власти с документами и данными, в том числе механизмами их аналитической обработки. На ситуацию в России напрямую влияют и общемировые тренды в сфере информационных технологий:
-облачные и туманные вычисления, позволяющие аккумулировать разбросанные по множеству устройств, в том числе мобильных, вычислительные и интеллектуальные ресурсы и эффективно распределять их с учетом необходимых потребностей;
-накопление, хранение и оперативная аналитическая обработка больших объемов данных («большие данные»), что позволяет обнулить время принятия управленческих решений, быстро обнаружить источник возникновения проблем, сделать надежный прогноз развития актуальных событий;
-объединение физических объектов (вещей) и механизмов управления ими в единую вычислительную сеть с обеспечением их взаимодействия друг с другом или внешним окружением («интернет вещей»), что помогает освободить человека от рутинных непроизводительных работ и создать ему дополнительные условия для творческой деятельности;
-развитие программ интеллектуальных персональных помощников, которые позволяют убрать барьер сложности информационных систем и повысить удобство и эффективность работы пользователя в его персонифицированной информационной среде;
-технология блокчейн, как совокупность решений, обеспечивающая создание распределенной децентрализованной системы (сети) передачи и хранения блоков данных, которая позволяет повысить доверие к информации в цифровом мире, в том числе в рамках финансовых транзакций;
-сервисная электронная поддержка целенаправленной коллективной деятельности на основе применения методов сетевого искусственного интеллекта, что позволяет быстро обрабатывать данные, собранные из разных источников и от разных участников, и находить среди них самые полезные для пользователей, в том числе для принятия высокоэффективных управленческих решений. [2]
Пользователями электронного правительства являются физические лица, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, органы управления электронным правительством и операторы его систем, другие заинтересованные стороны (включая законных представителей пользователей, поставщиков дополнительных услуг, разработчиков сервисов и др.), а также информационные системы и ресурсы указанных субъектов, связанные с предоставлением услуг или выполнением функций.
Основными ценностями электронного правительства для пользователей являются:
-комфортная информационная среда жизнедеятельности граждан и организаций;
-полноценное удовлетворение индивидуальных потребностей каждого пользователя;
-взаимодействие без границ.
Развитие электронного правительства направлено на улучшение качества жизни населения, повышение эффективности государственного и муниципального управления, в том числе сокращения бюджетных расходов, развитие гражданских инициатив и предпринимательской деятельности за счет применения информационных технологий. Видение будущего электронного правительства Российской Федерации состоит в том, что:
1. Государственные и муниципальные услуги будут реализовываться по принципу: «любой гражданин», «любое ведомство», «любое время», «любое место». Принцип характеризует идеальное качество электронных услуг, исключающее ощущение любой категорией получателей бюрократических барьеров, пространственных и временных ограничений. При этом обеспечивается персональная ответственность государственных (муниципальных) служащих на всех этапах предоставления услуг.
2. Принципом развития электронного правительства будет стремление к показателям: «ноль бумаги», «ноль чиновников», «ноль проблем взаимодействия». Принцип характеризует образ максимально эффективного и результативного электронного правительства, в котором рутинные процедуры полностью автоматизированы, а также сведен к минимуму субъективный компонент в принятии решений, в том числе в рамках контроля и надзора. При этом поддерживается непрерывное электронное взаимодействие на всех уровнях компетенций, так что необходимость использования бумажных документов практически отсутствует. 3. Интерактивный уровень правительства станет общедоступным. Принцип характеризует такой уровень прозрачности, динамичности и гибкости новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами, когда информирование о деятельности органов власти осуществляется на всех административных этапах, а при публичном обсуждении вопросов государственного управления действует механизм учета мнений каждого участника взаимодействия в целях удовлетворения всех потребностей. [2]
Перечень документов, на основании которых развивается электронное правительство:
1) О предоставлении государственных услуг в электронном виде:
- Федеральный закон от 27.07.2010 (с изменениями) № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Постановление Правительства от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2012 (с изменениями) № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»»;
- Об информационных ресурсах и системах, необходимых для работы электронного правительства:
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»»;
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»;
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;
- Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 (с изменениями) № 1222 (ред. от 28.03.2017) «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия»;
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Нормативно-правовые акты и решения коллегиальных органов;
- Приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
- Протоколы заседаний Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
- Протоколы заседаний Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. [3]
Таким образом, катализатором развития электронного правительства являются потребности в создании наилучших условий для социально-экономического развития общества, рост которых могут обеспечить информационные технологии. Повышение финансовой эффективности процессов государственного управления и предоставления государственных (муниципальных) услуг должно происходить за счет их перевода в электронный вид. В случае эффективного развития данной системы будут учтены интересы всех пользователей: граждан, предпринимателей и сотрудников органов власти. Современные тенденции в сфере информационных технологий в стране и в мире создают новейшие условия и вызовы для развития электронного правительства.
2. Внедрение электронного правительства
2.1 Использование сайта электронного правительства гражданами
Сайт Правительства является средством быстрого информирования граждан о текущей работе министров, его можно сравнить с библиотекой, снабжённой универсальными инструментами для оперативного получения архивных данных по разным когда-либо обсуждавшимся и принятым Правительством решениям, по законопроектной деятельности, по исполнению поручений и планов, по работе премьер-министра, его заместителей, федеральных министров.
На сайте доступны документы стратегического планирования, в том числе «Основные направления деятельности Правительства на период до 2024 года», государственные программы РФ, планы мероприятий по достижению целевых показателей социально-экономического развития.
Раздел «Структура Правительства» содержит сведения о правовых основах деятельности Правительства; состав кабинета министров; сведения о распределении обязанностей между вице-премьерами; сведения о системе органов исполнительной власти России – список федеральных министерств, ведомств, агентств, служб, надзоров (все они имеют на сайте свою ленту с новостями); сведения об органах при Правительстве; сведения об Аппарате Правительства с распределением обязанностей в руководящем звене.
Блок «Работа Правительства» включает в себя 246 тематических разделов, размещенных в 26 блоках, которые отражают основные функции федерального Правительства согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации». Каждый раздел это подборка материалов по соответствующей функции кабинета министров. В разделе «Работа Правительства» представлены граждане могут просматривать его отчеты.
На сайте весьма широко представлены тексты постановлений Правительства с пояснениями, в которых содержится их характеристика, содержание проблемы на которое направлено постановление, ожидаемые результаты и предполагаемая оценка эффективности от реализации.
В отношении законопроектной деятельности можно рассмотреть планы Правительства, тексты отзывов, поправок, заключений, результаты рассмотрения.