Файл: «Роль «Электронного Правительства» в системе государственного управления» (Электронное правительство в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1235

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Иными словами, государственная услуга — это деятельность органа власти в ответ на обращение гражданина или организации, результатом которой является возникновение (изменение, прекращение) правоотношения (например, выплата социальной помощи), либо создание документа (например, выдача паспорта).

В России функционирует Единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), который представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую:

• доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

• предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг;

• учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала.

По данным на 31 декабря 2015 г., на Едином портале было зарегистрировано 22,5 млн пользователей, при этом ежемесячный прирост составляет порядка 1 млн человек

В субъектах РФ создаются региональные порталы государственных услуг, например, Портал городских услуг города Москвы (https://pgu.mos.ru/ru/), с помощью которого жители города могут получить услуги в сфере социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики, а также обратиться напрямую в управы, ЗАГСы, ГИБДД и проч.

Помимо получения государственных услуг, реализация различных форм общественного участия в разработке и принятии государственных решений является важной составляющей модели G2C электронного правительства. Примером может служить портал «Активный гражданин» (ag.mos.ru) — электронные референдумы Правительства Москвы — в рамках которого жители города принимают участие в голосовании по вопросам благоустройства территорий, транспортной инфраструктуры, организаций здравоохранения и образования в городе.

Еще одним интересным проектом в рамках этой модели выступает московский геоинформационный портал «Наш город» (gorod. mos.ru), позволяющий выстраивать конструктивный диалог между жителями и органами исполнительной власти города по конкретным вопросам городского хозяйства.


Зарубежный опыт развития модели G2C убедительно доказывает перспективность развития электронных государственных услуг и электронных площадок, позволяющих гражданам принимать участие в разработке и принятии государственных решений. Однако на настоящий момент есть ряд ограничений, препятствующих активному развитию и масштабированию данной модели в рамках страны. Главными ограничениями выступают цифровое неравенство (по данным компании GfK, в 2015 г. 84 млн жителей России имели доступ к Интернету и проблема информационной безопасности (согласно данным опросов ВЦИОМ в 2015 г., 59% россиян становились жертвами вредоносных вирусов и программ, однако меньше половины опрошенных соблюдают элементарные правила безопасности при использовании Интернета, например, регулярную смену пароля почты и социальных сетей).

«Государство — бизнесу» (G2B). В рамках данной модели электронного правительства ключевыми отношениями между государством и бизнесом выступают отношения по поводу государственных закупок, доступа к открытым данным и участия в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в частности, процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

Государственные закупки в России реализуются через официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru). Сайт предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок, а также формирования и хранения такой информации.

Открытые государственные данные являются одним из самых перспективных и одновременно недооцененных направлений развития электронного правительства в России. Главная цель открытых государственных данных заключается в опубликовании в свободном доступе общественно значимых материалов, создаваемых в процессе функционирования органов государственной власти, для того чтобы граждане, бизнес и общественные организации могли их использовать в своих целях.

По данным опроса, проведенного Европейской Комиссией в 2006 г., общий объем рынка открытых данных в ЕС оценивался от 10 до 48 млрд евро. В 2016 г. объем рынка открытых данных ЕС составит, по оценкам экспертов, 55,3 млрд евро, а к 2020 г. увеличится на 36,9% до 75,7 млрд евро (при этом косвенный объем рынка открытых данных достигнет 209 млрд евро). К 2020 г. эксперты ожидают создание в ЕС 25 000 рабочих мест, непосредственно связанных со сферой открытых государственных данных. Таким образом, опыт стран Европы показывает большие перспективы использования открытых данных бизнесом как непосредственно для нужд компании (при формировании прогнозов развития отрасли, например), так и для сектора информационного посредничества, когда компании аккумулируют и структурируют массивы открытых данных и продают созданные на их основе прогнозы клиентам.


Ключевой площадкой, обеспечивающей взаимодействия бизнес-сообщества и граждан с органами государственной власти по поводу обсуждения проектов нормативно-правовых актов, является Федеральный портал проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). На портале размещается информация о подготовке нормативных правовых актов (НПА) и организуется его общественное обсуждение: размещаются проекты НПА, подлежащие оценке регулирующего воздействия, информация о прохождении антикоррупционной экспертизы, результаты публичного обсуждения НПА и процедур оценки.

Таким образом, несмотря на наличие ряда проблем в функционировании вышеописанных площадок, речь о которых пойдет в следующих главах, можно сделать вывод, что в настоящее время в России развивается полноценная инфраструктура электронного правительства в рамках модели G2B.

«Государство — государству» (G2G). Базовыми проектами электронного правительства в рамках модели G2G являются системы электронного документооборота (внутриведомственного и межведомственного), географические информационные системы, содержащие данные о пространственных объектах в форме их цифровых представлений, и системы поддержки принятия решений (СППР), объединяющие управленческие информационные системы и системы управления базами данных.

Традиционно под электронным документооборотом принято понимать такой способ организации работы с документами, при котором основная масса документов используется в электронном виде и хранится централизованно. Реализуется система электронного документооборота (СЭД) посредством специального программного обеспечения, организующего работу с электронными документами в организации (создание, изменение, поиск, визирование с помощью электронной цифровой подписи), а также взаимодействие между сотрудниками (передача документов, отправка уведомлений, совместная работа над документами и т.п.).

Система внутриведомственного электронного документооборота реализуется в настоящий момент практически во всех органах государственной власти. Качество и полнота исполнения функций зависят от конкретного органа власти, однако существует ряд проблем и ограничений, с которыми сталкиваются все организации при реализации СЭД. К таким проблемам следует отнести:

• дублирование электронного документооборота бумажным (электронные документы распечатываются и подписываются «на всякий случай»);

• необходимость постоянной поддержки программного обеспечения (обновления, решения возникающих проблем и ошибок);


• гармонизации внутриорганизационных процессов и функций с техническими возможностями СЭД;

• некомпетентность сотрудников (отсутствие необходимых навыков для работы в компьютерных программах);

• психологическая неготовность сотрудников использовать только СЭД.

Система межведомственного документооборота также активно развивается в настоящий момент. Согласно государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» взаимодействие информационных систем государственных органов реализуется в рамках системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) — федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия (обмена электронными сообщениями, содержащими документы и информацию о ходе исполнения документов получателем) систем электронного документооборота участников межведомственного электронного документооборота — Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти. МЭДО была создана для повышения эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между госорганами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.

Тем не менее, проблемой развития электронного документооборота остается разрозненность создания новых ведомственных сетей: они создаются и используются без взаимной увязки, не учитывая возможность повышения эффективности бюджетных расходов и технических ресурсов за счет их совместного или повторного использования.

Для решения этой проблемы было принято решение о создании Единой сети передачи данных (ЕСПД) — совокупности сетей магистральных каналов передачи данных с узлами доступа в административных центрах субъектов РФ, предназначенной для передачи информации федеральными органами исполнительной власти на качественно новом технологическом уровне. Также решению этой проблемы будет способствовать реализация проекта «Гособлако» — применение «облачных» технологий в государственном секторе, позволяющих хранить и обрабатывать информацию удаленно, уменьшая тем самым расходы на закупку оборудования и программного обеспечения в каждом органе власти. Тем не менее, на данный момент не планируется перевод всего электронного взаимодействия между органами государственной власти в «одно облачное решение»: ведомственные системы будут сохранены. Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде были утверждены совместным приказом Минкомсвязи России и Федеральной службы охраны РФ в 2015 г. Переход федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на обмен электронными документами планируется завершить до конца 2016 г.


Помимо приведенной выше классификации, выделяют три основные архитектурные модели электронного правительства, получившие распространение в США, Европе и Азии:

• англо­американская модель;

• континентально­европейская модель;

• азиатская модель.

Характеристики вышеперечисленных моделей представлены в Таблице 1.

Таблица 1.1 Основные модели создания электронного правительства

Характеристики

Англо-американская модель

Континентально-европейская модель

Азиатская модель

Страны, где модель получила развитие

США, Канада и Великобритания

Большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы

Сингапур, Южная Корея

Цели электронного правительства

Открытость, прозрачность и ответственность перед гражданами (сервисная власть); упрощение и удешевление взаимодействия граждан и представителей бизнеса с государственными структурами

Предоставление правительственной информации в режиме online; условий выполнения своего гражданского долга, используя систему электронного голосования; услуги правительства при уплате налогов и штрафов

Удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение ИКТ в систему культуры и образования

Отличительные характеристики модели

Реформы всей структуры государственного управления; создание информационных порталов, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и доступ к информации; использование стратегии, ориентированной на внешнюю деятельность, при относительно низком уровне развития электронного управления (США); освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением

Законодательное регулирование информационных отношений и информационных потоков, циркулирующих в европейском информационном пространстве

Создание единого информационного пространства; упрощение процесса обучения и переквалификации

Во всех трех моделях следует отметить стремление разработчиков национальных программ электронного правительства к интернационализации, созданию совместимой системы, которая позволит участвовать в процессе глобализации. [1]