Файл: Решением школьного методического совета Зам директора увр протокол от. Гусева Е. В.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением школьного методического совета Зам.директора УВР протокол от _______.№ ________ ____________ Гусева Е. В.
« » ___________2022г
-
Рабочая программа -
дополнительного образования
«Я и интернет» («Точка роста»)
-
для обучающихся 2 – 4 классов -
-
-
Составитель: Раевская Ю. С. -
Учитель начальных классов.
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». -
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. -
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 -
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26
Исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Новизна рабочей программы «Безопасность в сети Интернет» заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
1.2. Цель и задачи программы внеурочной деятельности
Цель: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2.Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
-
Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
-
Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
-
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
-
Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
-
Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
-
Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
-
Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Данная рабочая программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов. Объем - 34 часа в год.
Программа составлена на основе курса «Основы кибербезопасности» для общеобразовательных организаций авторов Тонких И.М., Комарова М.М., Ледовского В.И., Михайлова А.В., переработана и модифицирована.
Содержание программного материала этих тем, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.
Практические работы в содержании программы возможно использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Личностные результаты
- вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
1.2. Метапредметные результаты
- развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информация, компьютер и Интернет
-
Основные вопросы: Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта. -
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра. выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.
-
Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа № 2. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа № 3. Создание электронной почты
Техника безопасности и экология
-
Основные вопросы: Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.
Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.
3.Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Использование мобильного приложения «Компас»
Практическая работа № 2. Создание буклета по теме: «Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
Практическая работа № 3. Создание буклета по теме: «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость
-
Основные вопросы: Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости. -
Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
- обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
- уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных.
-
Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях
Практическая работа № 2. Тест «Есть ли у меня игровая зависимость». Квест «Я умею говорить «Нет» в сети интернет»
Методы безопасной работы в Интернете
-
Основные вопросы: Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете? -
Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.
- обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры.
-
Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. Исследовательская работа «Колобанга в поисках вируса» (выявление признаков заражения вирусом).
Потребительские опасности в Интернете
-
Основные вопросы:
Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
-
Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать принципы работы интернет-магазинов, понятие «электронные деньги».
- обучающиеся должны уметь дозировано использовать личную информацию в сети интернет.
- уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
-
Тематика практических работ
Практическая работа № 1. Квест «Покупка в интернет-магазине».
Основные правила поведения сетевого взаимодействия
-
Основные вопросы: Что такое интернет-этикет. Как вести себя в гостях у «сетевых» друзей. -
Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать правила сетевого этикета.
- обучающиеся должны уметь корректно общаться в сети Интернет.
-
Тематика практических работ:
Практическая работа № 1. «Пишу письмо другу»
Государственная политика в области защиты информации
-
Основные вопросы: Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства. -
Требования к знаниям и умениям:
- обучающиеся должны знать политику государство в области защиты информации.
- обучающиеся должны уметь защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники).