Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра правоведения и иностранных языков
Дисциплина: Философия
РЕФЕРАТ
Тема: Бессознательное и проблема индивидуализации
Выполнил
студент группы ЛДзус-22 Е.В. Гришина
Проверил
доцент кафедры ПиИЯ, к. фил.н И.В. Дотоль
Братск
2023
Содержание
Введение....…………………………………………………………………… | 3 |
1.Понятие бессознательного………….……………………………………... | 5 |
1.1Мотивационная структура личности……………………………... | 5 |
1.2 Бессознательное как источник внутреннего конфликта………... | 6 |
1.3 Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга………… | 7 |
2.Проблемы индивидуальности в философии на современном этапе…… | 10 |
2.1 Проблема взаимодействия индивидуальности с окружающей средой………………………………………………………………………… | 10 |
2.2 Проблема познания человеком себя и других людей…………... | 12 |
Заключение………………………………………………………………….... | 10 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 11 |
Введение
В философии одним из сложнейших является вопрос об уровнях сознания. Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается субъектом, остальная же часть остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса и Танатоса, использующих энергию сексуального влечения.
Значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет социальное бессознательное, являющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного:
- неосознаваемые побудители деятельности;
- неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер;
- неосознаваемые подпороговые процессы и механизмы;
- неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы).
В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.
Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.
Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многое в одном.
Согласно немецкому философу И. Канту, индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу.
В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.
Одна из главных задач современных наук о человеке, и прежде всего современной психологии, состоит в выяснении возможностей, средств и методов формирования и развития индивидуальности человека, в связи, с чем разработка этой проблемы приобретает исключительно важное значение.
Особый интерес представляет изучение зарождения и формирования проблемы познания индивидуальности, ее содержательное наполнение в отечественной психологической науке на рубеже XIX-XX вв.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема индивидуальности уже в конце XX века стала подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.
В данном исследовании рассматриваются подходы к изучению индивидуальности в истории человечества таких западных философов, как К. Маркс, В. Гете, Г. Гегель С., Л. Феейрбах, С. Кьеркегор, В. Штерн и др.
Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века представлены в трудах отечественных философов и психологов, таких как П.П. Блонский, И.И. Резвицкий, К.К. Платонов.
В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Б.Г. Ананьева и В.С. Мерлина, А.Г. Асмолова, И.В. Равич-Щербо, Л.Я. Дорфмана, Э.А. Голубевой и др., которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития).
В отечественной психофизиологии индивидуальных различий такого рода работы ведутся 50 лет. Помимо школ Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, это исследования К.М. Гуревича, Е.П. Ильина, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса, В.М. Русалова с их сотрудниками и др.
1. Понятие бессознательного
1.1 Мотивационная структура личности
Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства. Фрейд воспринимал личность как триединство. Он считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («сверх-Я» или «супер-эго»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях.
Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф.Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».
1
В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что два основных врожденных бессознательных инстинкта (инстинкт жизни и инстинкт смерти) находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил
Вторая структура личности — «Я», по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я»
Третья структура личности — «сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. «Сверх-Я» является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Если человек представляет из себя отдельную клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает. Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний — систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех «Я» и образует «сверх-Я». Можно сказать, что «сверх-Я» представляет собой совокупность всех общественных отношений. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «сверх-Я».
1.2 Бессознательное как источник внутреннего конфликта
Фрейд считал сложную мотивационную структуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений («Оно») с силой «Я» и «сверх-Я». «Сверх-Я» оказывает давление, а «Я» вооружается своими орудиями самозащиты.
Исходя из внутренней структуры личности, Фрейд сделал вывод о том, что наличие между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.
Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество - созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция.2
Согласно теории Фрейда, «Оно» набирает свою изначальную силу, но параллельно с этим развивается и «Я». Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В данном случае разумом является «супер-эго». Так как инстинкты, или «Оно», служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить «Оно» с какой-либо жидкостью. То есть в строго концентрированном состоянии «Оно» находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому «Я» или «супер-эго» являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то следовательно, «Я» и «Оно» изменяются во времени, причем если «Оно» уже определилось, то «Я» в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является «Я», а внутренним содержанием «Оно». Клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки, следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание «Оно». Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным «Оно» и контролирующем «Я». Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.