Файл: Бессознательное и проблема индивидуализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Без определенного ограничения социальных связей и отношений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение.

«... Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, - писал Г. Гегель, - может гений создать истинно художественное творение» Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. Б.Г. Столпнера и М.И.Левиной / под ред. Д.А.Керимова и В.С.Нерсесянца. - М.: МИР КНИГИ, 2007, с.301.

На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?».

Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. - неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много.

Социальные роли или функции сами по себе безличны. Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое - уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

Если личность - это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой, с собой как другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ШКОЛА ПРЕСС, 2002, с.354.

Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни.

Поэтому индивидуальность - это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя. Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности человека? Как индивидуализируется человек в социальной, общественной жизни? Что отличает одного человека от другого? Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ШКОЛА ПРЕСС, 2002, с.355.


Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности Науменко Д. Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность». Каждый из нас объективно представляет собой индивидуальность.

Однако мы не являемся таковыми для самих себя. Поскольку «Я-концепция» закрепляется в именах, с помощью которых обозначаются черты (правдивый, лживый, смелый, трусливый и т.д.), то каждый из нас осмысливает, понимает и чувствует себя через символизацию самого себя посредством имен. Поэтому индивиду, несмотря на всю неповторимость его переживаний, трудно и часто совершенно невозможно ощущать свою индивидуальность, неповторимость. Будучи глупым, он не может принять себя таковым, причем мыслит он себя глупым именно так, как мыслит глупость его сообщество.

Поэтому герой русских народных сказок Иванушка-дурачок поразительно глуп с позиций обыденного сознания, но, в конце концов, оказывается, что он мудр, в отличие от братьев, которые весьма умны, но не способны на поступки, которые делают Иванушку индивидуальностью Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991, с.79.

Он становится индивидуальностью именно потому, что принимает себя таковым и действует в соответствии с этим, что неминуемо повышает эффективность его действий. Известный принцип Т. Питерса является одной из характеристик индивидуальности, которая состоит в осознании уровня своей некомпетентности. Если это - подлинное осознание, то подобная некомпетентность переживается совершенно иначе, чем, если бы оно пришло в результате конфликта и неудач.

Личность и индивидуальность отличаются тем, что индивидуальность является таковой вследствие своей интуитивности. Иванушка принимает решения, не пускаясь в длительные рассуждения и обоснования, он действует точно в контексте возникающей ситуации, полностью поглощаясь ею, и его решения совсем непонятны для «умного» человека, для личности.

То, что Иванушке кажется в данный момент, оказывается истиной лишь потому, что он не находится во власти социальных стереотипов, что и позволяет его братьям, личностям с недоразвитой индивидуальностью, считать его дураком. Нетрудно понять, что его индивидуальность развилась вследствие его созерцательности и того, что он не вовлечен в повседневное запрограммированное культурой выполнение обязанностей и удовлетворение потребностей. Он - созерцатель и может видеть ситуации в совершенно неожиданном контексте. Поэтому он - индивидуальность.



Восхождение к индивидуальности невозможно без приобретения внутренней свободы, обусловленной осознанием своих эмоций и управлением ими. Если я осознаю истинную природу власти над другим человеком, ее происхождение, силы, которые ее поддерживают и способствуют развитию во мне этой примитивной атавистической потребности, то я смогу иметь смысл жизни даже в тех мерзких ситуациях, когда я должен применять власть Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991, с.79.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Например, усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта - к поиску новых задач и целей этой деятельности, что приводит к формированию таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность.

Индивидуальность человека может раскрываться ярко, многогранно, и тогда говорят о яркой личности, а бывает, что человек никак себя не проявляет, и тогда возникает мнение, что он безликий, незаметный. А происходит это потому, что человек не смог достаточно понять себя, закомплексовал, вот он и воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. На самом же деле не может быть нормального человека без личности и индивидуальности. Весь вопрос заключается в том, как развить и раскрыть свою индивидуальность, найти и выразить себя .

Развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств Науменко Д. Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность».

Заключение
«У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания»,- З. Фрейд


Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами бессознательного, во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Исследуя бессознательное в психике человека и создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин.

Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней.

Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека.

Многие ученые выдвигали различные теории о том, что есть понятие индивидуальности человека. В современной науке нет однозначного определения человеческой индивидуальности. Разбег в различных трактовках этого понятия достаточно широк - от сведения индивидуальности к индивиду до отождествления с личностью. Между тем сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она - это самая устойчивая основа, а как частный случай - инвариант и одна из основ (другая основа - социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его - душа.

Понятие индивидуальности отражает не только уникальное, единичное, но одновременно - нераздельное и неповторимое. Не важно, как это единство объясняется философски, его существование - это эмпирический факт, который не должен остаться незамеченным. Но единство не следует понимать как простоту; оно заключает в себе бесконечное многообразие признаков - телесных, душевных и психофизических нейтральных; одновременных и последовательных; постоянных и изменяющихся.


Таким образом, изучение индивидуальности на современном этапе включает множество вопросов, разрешение которых требует дальнейших исследований и научных поисков. Авторов различных подходов объединяет идея о целостном, интегративном подходе к исследованию индивидуальности, поиску системообразущих механизмов определяющих развитие и саморазвитие индивидуальности.

Проблемы индивидуальности исследуются в трудах как зарубежных, так и отечественных философов и психологов. Важнейшим научным центром, где проводятся исследования индивидуальности, является город Пермь. Основатель центра - доктор психологических наук, профессор В.С. Мерлин. В настоящее время ведущими исследователями проблем индивидуальности являются Е.В. Левченко, С.Ю. Жданова, Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, Б.А., А.И. Щебетенко и др. В центре внимания этого коллектива - изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, особенности устройства интегральной индивидуальности.

Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

Список использованной литературы
1. Маковельский, А.О. Введение в философию. Ч. 1. Понятие о философии. Проблема познания / А.О. Маковельский. - Москва: ИЛ2006. - 286 c.

2. Бучило, Н.Ф. История и философия науки: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.

3. Григолава В.В. Бессознательное и установка. Вопросы психологии, 1984, №3

4. З. Фрейд Толкование сновидений М., 1992.

5. Старостин, А.М. Философия науки: Учебное пособие / А.М. Старостин и др. - М.: Дашков и К, 2017. - 268 c.

6. Семенов, Ю. И. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг / Ю.И. Семенов. - М.: Либроком, 2013. - 232 c.

7. Бельская, Е.Ю. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторина. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. - 416 c.

8. Корнфорт, Морис В защиту философии. - М.: Издательство иностранной литературы, 2016. - 304 c.

9. Философия. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. 576 с. (63 -64)


1 Маковельский, А.О. Введение в философию. Ч. 1. Понятие о философии. Проблема познания / А.О. Маковельский. - Москва: ИЛ2006. - 286 c.