Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «сверх-Я».
Существуют защитные механизмы – внутренние предохранители. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются: вытеснение, регрессия, рационализация, идентификация себя с другим лицом, проекция, сублимация.
1.3 Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга
Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.
Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику "свободных ассоциаций" и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие "комплекс", в том числе и "комплекс Электры", под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
В исследовании "Метаморфозы и символы либидо", он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип еще не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму "бессознательной деятельности души современного человека".
Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:
- личного сознания,
- коллективного сознания,
- личного бессознательного,
- коллективного бессознательного.
Под коллективным бессознательным Юнг понимал "разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа". "Коллективное бессознательное" представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.
По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие "архетипы". В общих чертах, "архетипы" образуют "наиболее древние и универсальные формы мышления", проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным "архетипом" личности является "самость", вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. "Самость" выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. "Архетипы", по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.
Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. 3А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания. Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание - основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого - открытие закономерности. Цель инженера - создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего и сферу прошлого.
2. Проблемы индивидуальности в философии на современном этапе
2.1 Проблема взаимодействия индивидуальности с окружающей
средой
Понятие индивидуальности человека - это процесс, при котором личность выделяется из общества и становится уникальной. Тем не менее, на индивидуальность человека также в той или иной степени влияет социум, его окружающий. Та личность, которая имеет индивидуальность, является самобытным состоявшимся человеком.
Многие ученые выдвигали различные теории о том, что есть понятие индивидуальности человека. Русский философ, педагог и психолог П.П. Блонский (1884-1941) писал в своих трудах, что «..индивидуальностью нужно считать целый комплекс характерных особенностей, который были получены человеком по наследству от предков» Блонский П.П. Современная философия. Между идеализмом и наукой. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011, с.192.
То есть, Блонский считал, что индивидуальность передается от человека к человеку на генетическом уровне. Но на полвека раньше другой исследователь данного феномена социолог Н.К. Михайловский полагал, что индивидуальностью является совокупность черт, которые имеет человек, будучи социальным элементом.
Сегодня обе эти теории считаются ошибочными, потому что некоторые индивидуальные черты действительно передаются генетически, а некоторые вырабатываются в социуме. Главной причиной становления индивидуальности можно назвать сугубо индивидуальный жизненный путь Что же такое индивидуальность человека?
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни.
Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ШКОЛА ПРЕСС, 2002, с.352.
Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями?
Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?
Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: ЮРАЙТ, 2010, с.224.
Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил постепенно и непрерывно увеличивает знание». 4
Длительное время спор между коллективизмом и индивидуализмом в нашей стране однозначно решался в пользу первого. Считалось, что коллективизм совместим с гуманизмом, а индивидуализм нет. Однако с точки зрения подлинного, гуманизма коллективизм также неприемлем в качестве всеобщей нормы поведения людей, как и индивидуализм.
Возведенный во всеобщую норму коллективизм разрушает в человеке личность, индивидуальность, навязывает ему конформистское поведение (овцы в стаде), превращает его в винтик общественного механизма. Если говорить о коллективизме как одной из форм поведения, то, безусловно, он может иметь положительное нравственное значение. Еще Сенека дал хороший образ коллективизма. Он писал: «Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть» Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Традегии / пер. с лат. С.А. Ошерова. - М.:ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1986, с.258.
Нельзя отрицать, что коллективизм может умножать силы людей и помогать в решении задач, которые не в силах решить отдельные, не связанные друг с другом люди. Зададимся, однако, вопросом: всегда ли, во всех случаях коллективизм хорош? При внимательном и непредвзятом рассмотрении этого вопроса оказывается, что коллективизм не всегда хорош, а в ряде случаев просто вреден и губителен.
Всегда ли цели той или иной группы людей согласуются с интересами отдельных людей и (или) всего человеческого общества? Когда индивидуализм распространен так же, как коллективизм, невозможны культ вождя, деспотизм, массовый террор и репрессии.
Индивидуалистов можно сравнить с графитовыми стержнями в атомном реакторе. Наличие определенного количества и качества графитовых стержней в массе ядерного вещества не дает возможности цепной реакции распада перейти в неуправляемую фазу ядерного взрыва.
Если индивидуалистов мало, то коллективистски настроенные люди могут погубить сами себя и общество, в котором они живут. Коллективисты склонны к единству действий настолько, что они готовы (как стадо овец) увлечь себя каким-нибудь политическим безумцем в пропасть самоуничтожения или тупикового пути развития Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.:ДАШКОВ и К, 2009, с.418.
Индивидуалисты при любой политической ситуации не дают себя увлечь теми или иными лидерами. Их настроения и интересы разновекторны и поэтому общество, в котором они занимают такие же сильные позиции, как и коллективисты, эволюционирует не так быстро, с оглядкой и осмотрительно. Разновекторные устремления индивидуалистов не позволяют обществу стать монолитом, который мог бы сорваться подобно камню в пропасть Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.:ДАШКОВ и К, 2009, с.418.
2.2 Проблема познания человеком себя и других людей
Индивидуальность - это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного «Я».
Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ШКОЛА ПРЕСС, 2002, с.354.