Файл: Рабочая программа курса Азбука здорового образа жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ТУЛУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУДАГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № ___________
от «____» ___________ 20 г.
Рабочая программа курса
«Азбука здорового образа жизни»
для учащихся 1 класса с ОВЗ
Разработала:
Барковская Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
2016 г.
Пояснительная записка
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.
Программа воспитания школы определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.
Социально экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу
, которая сегодня, решая ряд сложнейших задач, обеспечивает социальную защиту детей и удовлетворяет все образовательные потребности и запросы, способствует гражданскому воспитанию учащихся.
Программа воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся кжизни в современном обществе на основе становления личности. Исходя из неоднородности, контингента обучающихся главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностныйподход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Методы и формы реализации программы:
- словесные методы
- наглядные методы
- практические методы
- игра
Принципы:
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:
Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, презентаций и т. д.
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии, диспуты,
Практические – диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые, деловые, образовательные игры, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов по профилактике вредных привычек.
На занятиях используются: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.
Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 33 занятий за 1 год. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия обучающихся. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.
Содержание программы
Мой организм и режим (12 часов)
Здоровое питание (7 часов)
Вредные привычки (4 часа)
Спорт и я (9 часов)
№ | Тема занятия | Дата |
I четверть | ||
1 | Мои физические показатели. Взаимозависимость здоровья и физических показателей. | |
2 | Режим как основа здоровья. | |
3 | Весёлые старты. | |
4 | Беседа с детьми о правилах выполнения личной гигиены. | |
5 | Сон как основа хорошего самочувствия. | |
6 | Экскурсии, прогулки во все время года. | |
7 | Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах? | |
8 | Режим и как его соблюдать. Сделал дело – гуляй смело. | |
9 | «Привлекательная внешность? Не проблема». | |
II четверть | ||
10 | «Чистая вода – для хвори беда» . | |
11 | Что такое ЗОЖ? Закаливание. | |
12 | «Как уберечься от гриппа?» | |
13 | «Я выбираю здоровье». | |
14 | Чистота – залог здоровья. | |
15 | Экскурсии, прогулки во все время года. | |
16 | Весёлые старты. | |
III четверть | ||
17 | Игры на свежем воздухе. | |
18 | Продукты питания. | |
19 | Основные приёмы обработки продуктов питания. | |
20 | Режим питания и культура поведения за столом. | |
21 | Приготовление простейших блюд. | |
22 | Посуда и столовые приборы. | |
23 | Правильный рацион питания. | |
24 | Сервировка стола. Уборка стола после еды. Мытьё посуды. | |
25 | А ну-ка мы! (спортивные состязания) | |
IV четверть | ||
26 | О вреде курения. | |
27 | О вреде алкогольной зависимости. | |
28 | Здоровье. Как его сохранить? | |
29 | Конкурс рисунков. | |
30 | Экскурсии, прогулки во все время года. | |
31 | Весёлые старты. | |
32 | Викторина: Спорт, молодость, здоровье. | |
33 | А ну-ка мы! (спортивные состязания) | |
Прогнозируемый результат
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, учащиеся должны научиться:
-
называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда; -
как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний; -
основам здоровьесберегающей учебной культуре; -
здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию; -
противостоянию вредным привычкам; -
высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности; -
организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; -
самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.