Файл: Рабочая программа курса Азбука здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ТУЛУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУДАГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № ___________

от «____» ___________ 20 г.


Рабочая программа курса

«Азбука здорового образа жизни»

для учащихся 1 класса с ОВЗ

Разработала:

Барковская Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

2016 г.

Пояснительная записка
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.

Программа воспитания школы определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.

Социально экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу
, которая сегодня, решая ряд сложнейших задач, обеспечивает социальную защиту детей и удовлетворяет все образовательные потребности и запросы, способствует гражданскому воспитанию учащихся.

Программа   воспитания  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья раскрывает роль и место социальной функции  воспитания  в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школа считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся кжизни в современном обществе на основе становления личности. Исходя из неоднородности, контингента обучающихся главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностныйподход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.


Методы и формы реализации программы:

- словесные методы

- наглядные методы 

- практические методы

- игра

Принципы:

- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:

Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, презентаций и т. д.

Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии, диспуты,

Практические – диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые, деловые, образовательные игры, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов по профилактике вредных привычек.

На занятиях используются: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.

Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 33 занятий за 1 год. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия обучающихся. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.
Содержание программы
Мой организм и режим (12 часов)

Здоровое питание (7 часов)

Вредные привычки (4 часа)

Спорт и я (9 часов)




Тема занятия

Дата

I четверть

1

Мои физические показатели. Взаимозависимость здоровья и физических показателей.




2

Режим как основа здоровья.




3

Весёлые старты.




4

Беседа с детьми о правилах выполнения личной гигиены.




5

Сон как основа хорошего самочувствия.




6

Экскурсии, прогулки во все время года.




7

Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах?




8

Режим и как его соблюдать. Сделал дело – гуляй смело.




9

«Привлекательная внешность? Не проблема».




II четверть

10

«Чистая вода – для хвори беда» .




11

Что такое ЗОЖ? Закаливание.




12

«Как уберечься от гриппа?»




13

«Я выбираю здоровье».




14

Чистота – залог здоровья.




15

Экскурсии, прогулки во все время года.




16

Весёлые старты.




III четверть

17

Игры на свежем воздухе.




18

Продукты питания.




19

Основные приёмы обработки продуктов питания.




20

Режим питания и культура поведения за столом.




21

Приготовление простейших блюд.




22

Посуда и столовые приборы.




23

Правильный рацион питания.




24

Сервировка стола. Уборка стола после еды. Мытьё посуды.




25

А ну-ка мы! (спортивные состязания)




IV четверть

26

О вреде курения.




27

О вреде алкогольной зависимости.




28

Здоровье. Как его сохранить?




29

Конкурс рисунков.




30

Экскурсии, прогулки во все время года.




31

Весёлые старты.




32

Викторина: Спорт, молодость, здоровье.




33

А ну-ка мы! (спортивные состязания)






Прогнозируемый результат

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, учащиеся должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;

  • как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуре;

  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.