Файл: На сегодняшний день уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кропина Анжела Анатольевна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
Задание 1
Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
На сегодняшний день уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете.
По мнению ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение.
Ключевые моменты в общеоб:
- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
Задание 2
Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:
-
Федеральный проект «Чистая страна». -
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». -
Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности». -
Федеральный проект «Чистый воздух». -
Федеральный проект «Чистая вода». -
Федеральный проект «Оздоровление Волги». -
Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». -
Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов». -
Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». -
Федеральный проект «Сохранение лесов». -
Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»
Показатели национального проекта
Показатели | |||||||
Наименование показателя | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт. | 0 | 16 | 42 | 76 | 108 | 146 | 191 |
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт. | 31 | 48 | 57 | 67 | 74 | 74 | 75 |
Количество введённых в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 7 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 3 | 7 | 16,2 | 22,8 | 24 | 33 | 36 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 7 | 12 | 27 | 38 | 40 | 55 | 60 |
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, % | 100 | 100 | 97 | 95 | 93 | 71 | 78 |
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 0 |
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт. | 0 | 15 | 80 | 150 | 300 | 4000 | 6900 |
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, % | 50 | 50 | 47 | 44 | 40 | 38 | 36 |
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 87,5 | 87,5 | 87,8 | 88,2 | 89 | 89,4 | 90,8 |
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 94,5 | 94,5 | 94,9 | 95,5 | 96,5 | 97 | 99 |
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год | 3,17 | 3,17 | 2,98 | 2,58 | 2,38 | 1,58 | 1,05 |
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 | 28,7 | 32,0 | 159,2 | 230,0 | 304,7 | 442,8 | 600,0 |
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га | - | 2,7 | 6,4 | 10,6 | 14,4 | 17,3 | 23,5 |
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км | - | 1,5 | 3 | 4,5 | 6 | 7,5 | 9 |
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, % | 100 | 96,8 | 90,2 | 85,6 | 81,0 | 76,4 | 71,8 |
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт. | 218 | 223 | 226 | 231 | 235 | 235 | 235 |
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га | 1,3 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,0 |
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек | 3571 | 4313 | 4913 | 5617 | 6203 | 6895 | 7891 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % | 62,3 | 64,4 | 2,8 | 80,4 | 85,6 | 92,2 | 100 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб. | 32,3 | 20,5 | 18,0 | 17,0 | 16,0 | 15,0 | 12,5 |
Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».
Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Задание 3
Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира +12
1.3 Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.
Ответ: +6
2. Использование энергии:
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10
2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5
2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10
2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10
Ответ: +45 +75 -10
3. Транспорт:
3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25
3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3
3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85
3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10
3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20
Ответ: +3 +45
4. Питание:
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2
4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14
4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50
4.5 Вы едите мясо три раза в день +85
4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30
Ответ: +2 +50
5. Использование воды и бумаги:
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2
5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2
5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1
5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10
5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5
Ответ: +14 +4
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15
6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17
6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10
6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8
6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15
6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5
Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.
Ответ: +100
Подведение итогов теста
Разделите полученный результат на 100. В итоге вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности необходимо, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
Важно знать следующие факты:
— Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.
— Имеется следующая информация для проведения сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика — всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует в с 4,4 га (2,5 планеты).
Подведение итогов теста: 334:100= 3.34 га
Требования к оформлению задания
Оформите результаты персонального тестирования и краткий конспект будущего занятия по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Тема: «Экологический след»
Задачи:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с понятием экологического следа, показать, из чего складывается экологический след отдельного человека и как его можно рассчитать
2) Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы
3) Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе
Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме истощения ресурсов планеты.
Конспект занятия.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой. Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.