Файл: Уроках биологии в 5 классе Учитель Ковалева Н. А. Формирование познавательных ууд познавательные действия включают.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
664078, г.Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24
Банк заданий
для формирования УУД на уроках биологии в 5 классе
Учитель: Ковалева Н. А.
Формирование познавательных УУД
Познавательные действия включают общеучебныеи логические
универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические
операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий
включает:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
Общеучебные универсальные действия
Работа с текстом
1. Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке 30 2. Прочитать
§.
Поставь вопросы к данному
§
3. Создай таблицу (сверни информацию) по …
1. Прочитайте текст «Жизненные формы растений»
Жизненные формы растений. Жизненная форма – это общий облик растения.
Среди цветковых растений различают несколько основных жизненных форм.
Деревья – ель, сосна, берѐза, дуб – имеют многолетние одревесневающие ствол и крону, образованную ветвями. Основная форма ствола – прямостоячая, что обеспечивает формирование из деревьев лесов. Однако в холодной зоне встречаются деревья с полегающими, стелющимися стволом и кроной, а в тропиках – древовидные лианы. Кустарники имеют несколько многолетних одревесневших стволиков. Среди кустарников, как и среди деревьев, встречаются прямостоячие (крушина, лещина), стелющиеся
(карликовая ива), лиановидные (лимонник) формы. В лесах кустарники входят в состав подлеска. Однако встречаются и чистые кустарниковые заросли. Травянистые растения (травы) бывают многолетними и однолетними. Первые имеют отмирающие каждый год надземные части и сохраняющиеся подземные – корни, корневища, клубни, луковицы. К многолетним травам относят клевер, пырей, тюльпан. Однолетние травы не имеют органов вегетативного возобновления и отмирают после цветения и плодоношения целиком, вместе с корневой системой, оставляя только семена.
Однолетние травы – это пастушья сумка, фиалка, дикая редька. Травы входят в состав луговых сообществ и травянистого яруса лесов. Много среди трав сорняков, произрастающих на полях и огородах. 2. Заполните в таблице
«Сравнение жизненных форм растений» графы, обозначенные номерами 1, 2,
3.
Логические действия
Анализ.
1. Изучите теоретический материал по теме «Строение клетки». Заполните таблицу.
Часть клетки
Описание
Функции
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в
которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нель- зя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются неко- торые черты сходства с ними.
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотро- фы, сапротрофы, хищники, паразиты.
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
3. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера
предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без оши-
бок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
4. Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева,
начиная с наружного.
1) луб
2) камбий
3) сердцевина
4) древесина
5) пробка
Сравнение
1. Сравните строение амебы мха и папоротника.
2. Заполните сравнительную таблицу.
Растения и животные.
Сходства
Различия
3. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых
на рисунке?
Классификация
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для
растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
2. Установите соответствие между признаком растений и его принадлеж-
ностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
А) не выносят засушливых условий
Б) представлены только деревьями и кустарниками
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для полового размножения необходима вода
3. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для
которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)
А) выделяют в особое царство
Б) тело представляет собой слоевище
В) имеют плодовое тело
Г) по способу питания – авто-гетеротрофы
Д) вступают в симбиоз с корнями растений
Е) представляют симбиоз грибов и водорослей
Синтез
1.
О чем идет речь?
Фотосинтез, неподвижность, хлоропласты, автотрофы - ? (растения)
Производители, потребители, разрушители - ? (биоценоз)
Воздух, вода, свет, температура - ? (абиотические факторы)
2. Рассмотрите рисунок, какой процесс жизнедеятельности растения
изображен на нем?
О
2
Опознание.
1. Подпишите части растительной клетки.
Аналогия.
1.Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая
же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных
ниже понятий. Найдите это понятие.
Растение – лист = клетка - ?
А – корень Б – пестик В – стебель Г – ядро
2. Нахождение закономерности:
Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, вакуоль -?
Выявление причинно-следственных связей
1. В 1771 году английским химиком Джозефом Пристли был осуществлён
опыт.
1. Почему умерла мышка?
2. Почему мышка, находящаяся под колпаком с растением жива?
3. Что необходимо для горения свечи?
4. Как растение помогло выжить мышке и гореть свече?
2. Почему в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода в
атмосферу?
3.Какими особенностями обладают растения засушливых мест обитания?
4.Закончите составление текста на тему «Царство Грибы», в котором
даны первое (1) и последнее (9) предложения. Расположите приведенные в
правой колонке таблицы 2 семь предложений в такой последовательности,
чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите
соответствующую последовательность номеров предложений.
Обобщение
1. Что является лишним в данном перечне:
Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.
Яблоко, яблоня, осина, береза.
Проведение аналогий
1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие
Растение – лист = клетка - ?
a. А – корень В – пестик b. Б – стебель Г – ядро
Формирование регулятивных УУД
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
1. Рефлексивный полилог: обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…;
мне захотелось…
2. Анкетирование
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В психологии и дидактике различаются приемы учебной работы и приемы учебной деятельности. В приемах учебной работы объединяются мыслительные и практические элементы действия: приемы грамматического разбора, составление плана и т.д. Приемы умственной деятельности относятся лишь к сфере мыслительной. Однако соотношение между этими приемами подвижно: обычно в учебной деятельности ученика за приемами учебной работы спрятаны приемы умственной деятельности. (В.Ф.Паламарчук.).
Правила запоминания
1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
7. Воспроизведи весь материал по плану.
Учись правильно выражать свои мысли
1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и
2. Анкетирование
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В психологии и дидактике различаются приемы учебной работы и приемы учебной деятельности. В приемах учебной работы объединяются мыслительные и практические элементы действия: приемы грамматического разбора, составление плана и т.д. Приемы умственной деятельности относятся лишь к сфере мыслительной. Однако соотношение между этими приемами подвижно: обычно в учебной деятельности ученика за приемами учебной работы спрятаны приемы умственной деятельности. (В.Ф.Паламарчук.).
Правила запоминания
1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
7. Воспроизведи весь материал по плану.
Учись правильно выражать свои мысли
1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и
произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы еѐ построения.
5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.
6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
7. Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какое оттенок придать речи.
Как делать выписки
1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.
2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
3. Стремись к краткости записи.
4. Отделяй одну мысль от другой.
5. Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как составить тезисы Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2. Разбей текст на смысловые блоки.
3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
Учись слушать
1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает твое внимание.
2. Настройся на восприятие нового материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
3. Вникни в формулировку темы лекции.
4. Осознай поставленную цель.
5. Изучи план лекции.
6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
7. Старайся представить услышанное.
8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы еѐ построения.
5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов – это обедняет речь.
6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
7. Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какое оттенок придать речи.
Как делать выписки
1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.
2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
3. Стремись к краткости записи.
4. Отделяй одну мысль от другой.
5. Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как составить тезисы Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2. Разбей текст на смысловые блоки.
3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.
Учись слушать
1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает твое внимание.
2. Настройся на восприятие нового материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
3. Вникни в формулировку темы лекции.
4. Осознай поставленную цель.
5. Изучи план лекции.
6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
7. Старайся представить услышанное.
8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.