Файл: Методические указания для обучающихся к практическому занятию на тему.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой Булгакова А.И.
«24 »июня 2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
к практическому занятию на тему: Понятие о кариесе. Классификация кариозных полостей. Принципы препарирования кариозных полостей I-V класса.
Дисциплина – Пропедевтическая стоматология.
Специальность – 31.05.03 стоматология.
Курс – 1
Семестр – II
Количество часов – 4
Уфа – 2021г.
Тема: Понятие о кариесе. Классификация кариозных полостей. Принципы препарирования кариозных полостей I-V класса.
На основании рабочей программы «Пропедевтическая стоматология», утвержденной «30» 06 2021г.
Рецензенты:
Зав. кафедрой терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России, д.м.н., профессор Рединова Т.Л.
Декан стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, профессор кафедры ортопедической стоматологии, д.м.н.
Салеев Р.А.
Авторы: зав. кафедрой, проф. Булгакова А.И., Валеев И.В., Хазиева Л.М
Утверждение на заседании №12 кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, от «24» июня 2021г.
-
Тема и ее актуальность.
Основным методом лечения кариеса зубов в стадии дефекта является препарирование – оперативное лечение кариеса, с последующим пломбированием. Правильное препарирование кариозной полости позволяет не только добиться длительного сохранения пломбы, но и предупредить возникновение рецидива и осложнения кариеса. Поэтому овладение студентами техникой препарирования кариозных полостей по Блэку является основной задачей пропедевтического курса.
-
Учебные цели:
Освоить общие понятия о кариесе, классификацию кариеса; принципы препарирования кариозных полостей 1-5 классов по Блэку
Для формирования умений студент должен освоить следующие индикаторы компетенций:
ИПК 1.1 Знает:
Общие вопросы организации медицинской помощи взрослому населению и детям Анатомию головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения и иннервации строение зубов. Гистологию и эмбриологию полости рта и зубов, основные нарушения эмбриогенез. Анатомо-функциональное состояние органов челюстно-лицевой области с учетом возраста .Нормальную и патологическую физиологию зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции Методику сбора анамнеза жизни и заболеваний, жалоб у детей и взрослых (их законных представителей) со стоматологическими заболеваниями. Медицинские изделия, применяемые при оказании медицинской помощи детям и взрослым со стоматологическими заболеваниями Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ).Санитарно-эпидемиологические требования и вопросы организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний
ИПК 1.2 Умеет:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей и взрослых (их законных представителей) со стоматологическими заболеваниями, выявлять факторы риска и причин развития стоматологических заболеваний. Интерпретировать информацию, полученную от детей и взрослых (их законных представителей) со стоматологическими заболеваниями. Применять методы осмотра и физикального обследования детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями
ИПК 2.1 Знает:
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях. Методы медикаментозного и немедикаментозного лечения, медицинские показания к применению медицинских изделий при стоматологических заболеваниях Группы лекарственных препаратов, применяемых для оказания медицинской помощи при лечении стоматологических заболеваний; механизм их действия, медицинские показания и противопоказания к назначению; совместимость, возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные. Принципы, приемы и методы обезболивания, подбор вида местной анестезии при лечении стоматологических заболеваний. Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении пациентов с заболеваниями зубов, пульпы, периодонта, пародонта, слизистой оболочки рта и губ
ИПК 2.2 Умеет:
Определять медицинские показания и противопоказания к проведению методик местной анестезии челюстно-лицевой области
Проводить местную анестезию (аппликационную, инфильтрационную, проводниковую) у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями. Выполнять медицинские вмешательства, в том числе терапевтические, у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях (исключая повторное эндодонтическое лечение): восстановление зуба пломбой с использованием стоматологических цементов, материалов химического отверждения, фотополимеров, -восстановление зубов с нарушением контактного пункта, восстановление зуба пломбировочным материалом с использованием анкерных штифтов, наложение девитализирующей пасты, пульпотомия (ампутация коронковой пульпы), экстирпация пульпы, инструментальная и медикаментозная обработка хорошо проходимого корневого канала, временное пломбирование лекарственным препаратом корневого канала, пломбирование корневого канала зуба пастой, гуттаперчивыми штифтами, удаление наддесневых и поддесневых зубных отложений в области зуба (ручным методом3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Принципы препарирования кариозных полостей по Блэк.
2. Принципы препарирования кариозных полостей по И.Г. Лукомскому.
3. Этапы препарирования кариозных полостей.
4. Вид занятия – практическое занятие.
5. Продолжительность занятия – 4 часа.
6. Оснащение:
Таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, пластмассовые зубы, стоматологические инструменты, боры, наконечники, бормашины.
7. Содержание занятия:
Контроль исходного уровня знаний и умений.
Задания для самоконтроля:
Выберите правильный ответ:
1. ВЫБЕРИТЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ:
1) осмотра полости рта;
2) лечения зубов
а) шпатель, б) зеркало, в) экскаватор, г) зонд стоматологический,
д) кюретажная ложка, е) штопфер - гладилка, ж) амальгамтрегер,
з) анатомический пинцет, и) матрицедержатель.
2. КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ ПРЕПАРИРОВАНИИ КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЕЙ:
1) шаровидные боры;
2) фиссурные боры;
3) алмазные головки;
4) карборундовые головки;
5) сепарационные диски;
6) обратноконусовидные боры.
3. БОРЫ ДЛЯ:
1) углового наконечника
2) прямого наконечника
Длина:
а) 44 мм.
б) 42 мм.
в) 30 мм.
г) 27 мм.
д) 25 мм.
е) 22 мм.
4. ИНСТРУМЕНТ:
1) гладилка
2) экскаватор
3) штопфер
Назначение:
а) снятие зубных отложений
б) внесение пломбировочного материала в кариозную полость
в) определение подвижности зуба
г) уплотнение пломбировочного материала
д) определение глубины патологического десневого кармана.
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
Кариес зуба – патологический процесс, возникающий после прорезывания зуба, обусловленный воздействием различных факторов (местных и общих), проявляющийся деминерализацией и деструкцией твердых тканей с образованием дефекта в виде полости.
В возникновении кариозного процесса принимают участие множество этиологических факторов, что позволяет считать кариес полиэтиологическим заболеванием.
Основными этиологическими факторами являются:
1) микрофлора полости рта;
2) характер и режим питания, содержание фтора в воде;
3) количество и качество слюноотделения;
4) общее состояние организма;
5) экстремальные воздействия на организм.
Все вышеперечисленные факторы были названы кариесогенными и подразделены на общие и местные, играющие важную роль в возникновении кариеса.
Общие факторы:
1) Неполноценная диета и питьевая вода;
2) Соматические заболевания, сдвиг в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба.
3) Экстремальные воздействия на организм;
4) Наследственность, обуславливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба. Неблагоприятный генетический код.
Местные факторы:
1) Зубная бляшка и зубной налёт, изолирующие микроорганизмами;
2) Нарушение состава и свойств ротовой жидкости;
3) Углеводистые липкие пищевые остатки полости рта;
4) Резистентность зубных тканей, обусловленная полноценной структурой и химическим составом твёрдых тканей зуба;
5) Отклонения в биохимическом составе твёрдых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба;
6) Состояние пульпы зуба;
7) Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания постоянных зубов.
Классификация кариеса:
1. Анатомическая:
-
кариес эмали (caries adamantis); -
кариес дентина (caries dentini); -
кариес цемента (caries cementi)
2. По клиническому течению:
-
острый (c. Acuta); -
хронический (c. сhronica).
3. Топографическая:
-
кариес в стадии пятна (macula cariosa); -
поверхностный кариес (c. superficialis); -
средний кариес (c. media); -
глубокий кариес (c. profunda).
4. По локализации:
-
фиссурный; -
аппроксимальный; -
пришеечный.
5. По количеству пораженных зубов:
-
одиночный (c. sporadica); -
множественный (c. systematica); -
генерализованный (c. generalisata).
6. По интенсивности развития кариеса:
-
компенсированный; -
субкомпенсированный; -
декомпенсированный.
-
Топографическая классификация по Блэку (1914 г.):
- 1 класс – область естественных фиссур моляров и премоляров,
слепые ямки резцов и моляров(c.fissurum);
- 2 класс – контактные (боковые) поверхности моляров и премоляров;
- 3 класс – контактные поверхности резцов и клыков без нарушения
режущего края(aproximales);
- 4 класс – контактные поверхности резцов и клыков с нарушением
целостности угла и режущего края;
- 5 класс – пришеечные области всех зубов на вестибулярной и
оральной поверхности(c.cervicalis).
При наличии дефекта твердых тканей зуба лечение заключается в оперативном удалении нежизнеспособных декальцинированных тканей и создании полости, размеры и конфигурация которой зависят от расположения полости и пломбировочного материала, используемого для пломбирования. Оперативная обработка кариозной полости называется препарированием.
При препарировании необходимо следовать принципам, без соблюдения которых невозможно достичь цели препарирования – создания полости, не только удобной для наложения пломбы, но и обеспечивающей ее надежную фиксацию.
В понятие сформированной полости включаются следующие элементы: края, стенки, углы, дно. Стенки полости имеют названия в зависимости от поверхности коронки, к которой они прилежат. Углы между параллельными отвесно стоящими стенками являются главными элементами фиксации пломбировочного материала. Дном полости принято считать поверхность, обращенную к пульпе зуба, независимо от локализации кариозной полости.
Основные правила препарирования кариозных полостей:
1. Безболезненность (использование анестетиков, работа на скоростных бормашинах новыми борами в прерывистом режиме, охлаждение водой).