ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальный контекст
Тема 13
Мандевиль считал порочный эгоизм универсальной характеристикой человеческого поведения. Согласно суждению Мандевиля, мораль создана искусственно, чтобы скрепить наше общество, но если мы хотим пользоваться его плодами и не готовы к лишениям, если мы заинтересованы в процветании экономики, то не следует требовать уничтожения порока.
Сюжет «Басни о пчёлах» следующий: в пчелином улье (аллегория изображающего общества) процветают обман, расточительство, жадность, тщеславие, подкупность, всё продаётся и покупается, несправедливо нажитое богатство граничит с жуткой нищетой. Пчёлы взмолились к Юпитеру о том, чтобы все стали честными, скромными и добросовестно трудились. Но после того, как из жизни улья исчезли социальное неравенство, корысть и эгоизм, все пчёлы стали честными, экономическое процветание сменилось упадком, улей зачах и распался. Мораль произведения такова: то, что представляется нам социальным злом - человеческие пороки и социальные конфликты - это неотъемлемая черта жизни общества и одно из условий его прогресса.
Фильм "Паразиты" раскрывает тему социального неравенства и разрыва между богатыми и бедными и стала главной для Пон Чжун Хо. Он начал работу над фильмом еще в 2013 году, но в 2019 тема всеобщего паразитирования стала еще более явной. Главная эмоциональная задача фильма – чувство страха - после просмотра фильма лично я испугалась масштаба и неотвратимости социального расслоения. Если человечество продолжит жить так, как живёт сейчас, мы обречены на вечное заточение в ловушке паразитизма, нечестности, эгоизма и инфантильности.
Во время просмотра фильма довольно легко понять, что режиссёр не встает на сторону ни богатой ни бедной семей. Он не делает из них типичных антагонистов или наоборот, типичных положительных персонажей. Нет, Он одинаково не любит, но при этом жалеет и понимает всех героев. Как только зритель встает на сторону одной семьи, она тут же совершает какую-то мерзость. Как только зритель решает, что другая семья – злодеи, так они тут же делают нечто человечное. В фильме также ярко прослеживаются ассоциации с насекомыми-паразитами. Бедняки ползают, бегают на четвереньках, прячутся в темных местах.
В фильме также хорошо прослеживается приём антитезы, ведь Паки и Кимы отражают друг через кривое зеркало. Богатая семья живет на холме в огромном доме. Бедные – на дне города, в подвале многоэтажки. В фильме много лестниц: в доме Паков идущие вверх, у Кимов – вниз. Даже в городе нужно спуститься по лестнице к Кимам домой. Это метафора «иерархической лестницы», где бедные неизбежно уязвимы, а богатые царят на вершине мира. Обычный проливной дождь становится катастрофой для Кимов – их квартиру затапливает до середины, а на лужайке Паков только газон становится еще зеленее.
Как же связаны между собой «Басня о пчёлах» и фильм «Паразиты»? Оба этих произведения по моему мнению являются остросоциальными. Как в басне, так и в фильме меня подкупает не само социальное неравенство, а правда о нëм, какую показывают нам авторы произведений. Мораль фильма состоит в том, что каждый человек в обществе не зависимо от класса стремится выживать за счет других. Мораль басни же состоит в следующем: если нация хочет сохранить добродетель, необходимо, чтобы люди довольствовались своим бедным положением и грубели в работе. Но если они захотят жить в свое удовольствие, наслаждаться радостями жизни и стать богатыми, сильными, процветающими и воинственными, это окажется абсолютно невозможным.
Оба этих произведения показывают нам невозможность существования общества без так называемой социальной «пищевой цепочки», где говоря обычным языком, сильный и приспособленный к ситуации человек «пожирает» более слабого.