Файл: Экзистенциальногуманистическое направление в психотерапии. Гештальттерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ.

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

(2 часа)
3.1. Экзистенциально-гуманистическая терапия. Логотерапия В.Франкла. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса.

3.2. Гештальттерапия: теоретические положения гештальттеории. Механизмы нарушения процесса саморегуляции. Технология гештальт-терапии.

3.1. К экзистенциально-гуманистическому направлению современной психотерапии, которая является одной из четырех основных направлений современной психологии и психотерапии (кроме динамического, поведенческого и трансперсонального направлений), относят прежде всего экзистенциальную психотерапию, дазайн анализ (экзистенциальный анализ), логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию.

Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, ее уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями этого направления являются Бинсвангер, Босс, Франкл, в США – Мей, Бьюженталь, Ялом.

Бинсвангером и Боссом разработан психотерапевтический метод – экзистенциальный анализ, или дазайн-анализ. Цель дазайн-анализа – содействовать индивиду в познании своих возможностей, выявлении их, что необходимо для решения задач, с которыми он столкнулся. Выздоровление понимается лишь как восстановление способности к саморазвитию. Психотерапевтическая практика – это, прежде всего, ряд весьма тщательно разработанных индивидуальных случаев. Постулируется отказ от научной категоризации, диагностических схем и классификаций. Экзистенциальный аналитик изучает поведение, речь, письменную продукцию, сновидения, свободные ассоциации пациента и реконструирует его биографию. И таким образом достигает психотерапевтического эффекта благодаря тому, что он ведет пациента к пониманию структуры человеческого существования и помогает ему найти свой путь из мира невротического или психотического, «потерянного», «ошибочного», «искаженного» способа существования в мир «свободной экзистенции», который позволяет субъекту реализовать собственные возможности для существования.


Один из вариантов экзистенциальной психотерапии, Логотерапия, созданная Виктором Франклом (1905-1997), или, как ее называют некоторые авторы, Третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками это­го смысла. Первые две школы — это психоанализ Фрейда и индивидуальная пси­хология Адлера. Фрейд сосредоточился на бессознательном, и, прежде всего, на сек­суальном инстинкте, Адлер выделил в качестве наиболее значимых факторов волю к власти, стремление к статусу или «социальному интересу». Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни — врож­денная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремле­нии к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе — «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

Человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано; «экзистенциальная фрустрация», хотя сама но себе не патогенна, может при­вести к неврозу, коренящемуся не в психической, а духовной сфере существования человека. Эти ноогенные неврозы возникают не в связи с конфликтами между влечением и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями, на ос­нове нравственных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде силь­ного сексуального влечения), психогенными неврозами. Поэтому логотерапия по­казана в случае не только ноогенных, но и психогенных неврозов.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, кото­рый она включает. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне неврозов, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундамен­тальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению. На этих двух онтологических характеристиках человека основывается механизм действия методов парадоксаль­ной интенции Франкла, которая применяется при лечении фобий и обсессий и де-рефлексии, используемой при лечении сексуальных неврозов.



Метод парадоксальной интенции, по мнению Франкла, действует на более глу­боком уровне, чем это может показаться на первый взгляд. Активизация юмора этим методом у пациента основывается на восстановлении базовой веры в бытие. Достигается нечто, существенно большее, чем изменение поведенческого паттерна, а именно экзистенциальная реориентация. Именно в этом отношении парадоксаль­ная интенция представляет собой истинно — «лого» — терапевтическую процеду­ру в подлинном смысле этого слова. Парадоксальная интенция мобилизует эту основную человеческую способность для терапевтических целей преодоления не­вроза.

Примеры Франкла по применению метода парадоксальной интенции. Первый пример: Студентка-медик применила этот метод успешно по отношению к самой себе. Во время занятий в Институте анатомии она испытывала страх тремора в присутствии преподавателя. Она стала говорить себе, когда тот входил в помеще­ние: «О, вот преподаватель. Сейчас я покажу ему, какая я великолепная «дрожательница». «Я действительно покажу ему, как здорово я могу дрожать». Но всякий раз, когда она намеренно пыталась дрожать, у нее ничего из этого не выходило. Второй пример. Пациентка в течение 11 лет страдала и лечилась разными метода­ми по поводу приступов сердцебиений, сопровождавшихся тревогой и страхом смерти. Всякий раз, когда появлялся страх, вслед за ним начиналось сердцебиение. По совету психотерапевта она начала говорить самой себе в такие моменты: «Мое сердце будет биться еще сильнее. Я как раз хотела бы умереть прямо здесь на тро­туаре». Кроме того, пациентке посоветовали намеренно искать такие места, кото­рые она переживала как неприятные, вместо того чтобы избегать их. Две недели спустя пациентка сообщила: «У меня все хорошо, и я не испытываю никаких сер­дцебиений. Страх исчез совершенно».

Существует специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний — это неспецифическая сфера. Специфи­ческой же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяю­щая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Никто, и логотерапевт в том числе, не «преподносит» тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни, в своей ситуации. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенци­альных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним; дру­гими словами, человек не изобретает его, а находит в объективной действительно­сти. Правильно ставить вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.


Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики логотерапии. С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности — узловая проблема логотерапии: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации.

ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ

Карл Роджерс (1902-1987) почти 12 лет проработал в Рочестере (под Нью-Йорком) в Центре для трудновоспитуемых де­тей и подростков. Характерно, что именно здесь Роджерс перешел от формального, директивного подхода в воспи­тании и психотерапии к тому, что он позже назовет психотерапией, центрированной на клиенте.

В 1951 г. была опубликована его основная книга: «Терапия, центрированная на клиенте». В книге он ут­верждал, что основной направляющей силой в терапевти­ческом процессе должен быть не терапевт, а сам клиент. Эти идеи Роджерса подверглись резким нападкам со стороны критиков, привыкших к мысли о том, что веду­щую роль в лечении больного должен играть врач.

Основные положения учения Роджерса

Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Ре­альность, окружающий мир для Роджерса существуют только как символы; главное же, что формирует воспри­ятие этого мира, заложено в самом человеке.

Самость. Большинство психологов используют термин «самость» для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость — это представление о себе, кото­рое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Это только «стоп-кадр», искусственно выделенный из непрерывного процесса, который невозможно зафиксировать.

Идеальная самость — это представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние.

«Принятие себя таким человеком, каким ты действи­тельно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть,— учит Роджерс, — есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное
Я чаще всего проявляется повышенной амби­циозностью, обостренным самолюбием. Это может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

Терапия, центрированная на клиенте, стремится со­здать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы само­сти — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Роджер­са — это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздо­ровления. Роджерс полагал, что только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное — умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.

«Я полагаю, — писал Роджерс, — что основной барьер, мешающий общению между людьми, — это наша естест­венная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждение другого человека или другой груп­пы».

Семья — одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: постоянно поддерживаемых обязательствах друг перед другом; выражении чувств; неприятии специфических ролей (искренность); способ­ности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера.

Поддерживание обязательств. Партнерство рассматривается не как контракт, а как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только сво­их потребностей, но и потребностей партнера по браку. Семья — это работа ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе, утверждает Роджерс, обогащают любовь и укрепляют семью.

Выражение чувств. Роджерс настаивает на пол­ной открытости в выражении чувств и интимной жизни. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «правди­вым, честным человеком».

Неприятие ролей. Развал семьи очень часто про­исходит от попыток навязать одному из супругов (или обоим) ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родителей. Роджерс учит супружескую пару «жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формиро­ваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать».