Файл: 2. Модели имиджа организации Формирование положительного имиджа организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3

1. Сущность понятия «имидж организации»……………………………………….4

2. Модели имиджа организации…………………………………………..……...…12

3. Формирование положительного имиджа организации…………….……….…..16

Заключение…………………………………………………………………………...21


Список литературы…………………………………………………...……………...22
Введение
Имидж организации - это образ организации, существующий в сознании людей. Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Поэтому реально можно между управляемым и неуправляемым имиджем. Формирование благоприятного имиджа для организации – процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление стихийно сформировавшегося неблагоприятного образа компании.

Актуальность выбранной темы: «Имидж организации», обусловлена тем, что имидж организации является мощным фактором, определяющим возможности выхода российских организаций и товаров на мировые рынки и, следовательно, влияющим на положение России в мире. Имидж организации формируется не только за счет направленных на это акций и мероприятий. Качество производимых товаров и оказываемых работ или услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиенту и собственной деятельности имеет значение для имиджа не менее важное, чем реклама и презентации.

Благоприятный имидж для компании должен быть адекватным, оригинальным, пластичным и иметь точный адрес. Быть адекватным - значит соответствовать реально существующему образу или специфике фирмы. Быть оригинальным - значит отличаться от образов других фирм, особенно от ближайших конкурентов. Не устаревать, не выходить из моды, постоянно совершенствовать свои услуги, изменяясь, казаться неизменным. Иметь точную направленность - значит быть привлекательным для определенной целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных заказчиков.

Цель исследования: изучение проблемы имиджа организации.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть понятие имиджа организации.

2. Проанализировать особенности формирования имиджа организации.


1. Сущность понятия имидж организации
В последние годы новое слово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы. Стали привычным такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука - имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства, особенно в период избирательных кампаний. Правда, оценить результативность деятельности имиджмейкеров очень сложно. С момента первых работ по созданию эффективного имиджа, когда проблема решалась на уровне, соответствующем крылатым выражениям «Имидж у меня нормальный - на здоровье не жалуюсь!» или «Главное в имидже - прическа и галстук», прошло несколько лет. В это процесс активно включилась наука, прежде всего психология. Это естественно, потому что имидж - не что иное, как особый психический образ и содержание его сугубо психологическое. А проблема психического образа в психологии изучена очень хорошо, особенно в таких ее направлениях, как психология личности, социальная перцепция, психология восприятия, психология отношений, социальная психология и пр. Поэтому психологические знания могут быть весьма полезными в имиджмейкерской деятельности [3, c. 14].

Однако, прежде чем остановиться на психологическом содержании категории имидж, условиях, факторах и методах формирования эффективного имиджа, рассмотрим сущность понятия «имидж». Имидж не просто психический образ, он обладает вполне определенными свойствами. Это следует даже из общепринятого определения имиджа.

Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы [13, c. 52].

Все существующие точки зрения в этой области можно разбить на два принципиально различных подхода при изучении имиджа организации независимо от принадлежности к каким-то конкретно школам.
Это подход, который идет от науки, и в зависимости от конкретной парадигмы, предлагает свои механизмы формирования имиджа.



И второй подход, который идет от, так называемой практики, где часто смешиваются элементы различных технологий, перемешанные со здравым смыслом. Такой подход тоже имеет право на существование, но только в том случае, когда системообразующим элементом для организации различных технологий в нечто целостное является конкретная модель, отвечающая все тем же научным требованиям.

Приведем несколько определений этого понятия, используемых в отечественной и зарубежной литературе:

Так в рамках второго подхода Имидж определяется - как «вербальное или визуальное представление, возникающее в связи с вещью, идеей или понятием» [9, c. 43].

Имидж - совокупность визуальных и вербальных образов, возникающих в сознании ваших клиентов и партнеров в связи с вашей фирмой [15, c. 24].

Имидж; - это представление клиентов о продукте, институте, марке, бизнесе или человеке, которое может соответствовать, а может не соответствовать действительности. В маркетинге важнее "существующий имидж", чем "что есть на самом деле" [5, c. 44].

Имидж; - реально сложившийся в сознании целевой аудитории конкретное представление о конкретной компании [1, c. 20].

Имидж - это репутация, престиж фирмы (качество товара, точность выполнения принятых обязательств, форма общения с клиентами). Имидж проявляется в ассортименте, в качестве товаров, обслуживании (сервис, прочность выполнения обязательств, гарантия надежности и т.п.) [10, c. 44].

Имидж; - это совокупное общественное восприятие компании многими людьми. Впечатление о фирме формируется в ходе личных контактов человека с фирмой; на основе слухов, циркулирующих в обществе; из сообщений средств массовой информации [13, c. 55].

Как мы видим, среди специалистов не существует полного согласия в определении понятия «имидж организации». На наш взгляд, ни одно из вышеперечисленных определений не способно в полной мере раскрыть сущность такого сложного, многоаспектного понятия как «имидж организации».

В рамках этого подхода авторы в лучшем случае выделяют отдельные, существенные с их точки зрения признаки. Такие как, положительная, совокупность мнений о социальном объекте, представленная вербальными и визуальными образами, в сознании целевой аудитории. В принципе, на наш взгляд, какие-то существенные признаки такого понятия как имидж организации, здесь представлены, но для дальнейшего продвижения в анализе этого понятия они не достаточны.


Таким образом, предварительный анализ определений показывает, что имидж организации - это некое социально-психологическое по происхождению образование, существующее на уровне, как отдельной личности, так и группы, которое включает когнитивные, эмоционально-оценочные и мотивационные структуры, влияющие на поведение людей.

Оно может быть искусственно создано или существовать как стихийно возникающая форма представленности организации в сознании людей в виде конкретного образа этой организации, включающего как реальные, так и вымышленные свойства организации.

Прежде всего имидж организации это образ-представление, существующее в сознании индивида или группы индивидов в связи с некоторой фирмой. Другими словами, если мы говорим, что у организации есть имидж, мы подразумеваем то, что у аудитории сложилось некоторое представление о данной организации. Было бы правильно сказать, что имидж как бы не принадлежит самой организации, а «существует в виде мнения или оценки в глазах каждого из людей, которые с ней связаны тем или иным образом» [9, c. 15]. Носителем имиджа, в связи с этим, является не сама организация, а люди, которые с этой организацией связаны.

Имидж - это психический образ, хотя и специально сконструированный, манипулятивный, имеющий характер стереотипа. Поэтому как психическому образу имиджу присущи следующие общие характеристики:

  • имидж - объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;

  • эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям;

  • как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями;

  • как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным;

  • имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

  • имидж должен быть прагматичным, то есть ориентирован ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации ее развития;

  • эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;

  • имидж должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого определения [11, c. 94].


Научные исследования и РR-практика, как отмечалось, свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирования положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Именно поэтому американцы говорят, что положительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительного отношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность [4, c. 82].

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим? Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходима конкретизация потому что она определяет характер и направленность РR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. Рассмотрим эти базисные основания и соответствующие им типологии имидж. Для иллюстрации возьмем типы имиджа организаций.

В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает:

  • внешним, то есть проявляющемся в основном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.);

  • внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.) [1, c. 31].

Очевидно, что между данными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность.