Файл: Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.
На втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.
На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние испытуемых.
На четвёртом этапе исследования были выявлены личностные черты испытуемых.
На пятом этапе исследования был определён доминирующий тип темперамента испытуемых.
В исследовании использовались следующие методы:
1.Анкетирование – с его помощью была получена социально-демографическая информация об испытуемых.
2.Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) [41,395].
3.Методика цветовых выборов М. Люшера – с её помощью диагностировалось психоэмоциональное состояние испытуемых [32,216].
4.16PF – опросник Р. Б. Кеттелла (предназначенный для людей от 16 лет и старше) – с его помощью определялись такие личностные факторы как общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость, конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску, стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень самоконтроля, социальная напряжённость.
На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: экстраверсия – интроверсия (Q1), тревожность (Q2), уравновешенность (Q3), независимость (Q4) [20, 17].
5.Методика «Оценка темперамента» А. Белова – с её помощью определялся доминирующий тип темперамента испытуемых [41,44].
3.2 Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1 Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
На данном этапе исследования с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности. Предварительно были выделены три группы испытуемых (по 15 человек в каждой группе) по уровню сформированности эмоционального выгорания: 1)с
отсутствием эмоционального выгорания, 2)с формирующимся эмоциональным выгоранием, 3)со сформировавшимся эмоциональным выгоранием. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Симптомы эмоционального выгорания | Сформировавшееся эмоциональное выгорание (М) | Формирующееся эмоциональное выгорание (М) | Отсутствие эмоционального выгорания (М) | |
Напряжение | Переживание психотравмирующих обстоятельств | 23,25 | 21,33 | 10,33 |
Неудовлетворённость собой | 17,3 | 9,33 | 6,33 | |
Загнанность в клетку | 13,66 | 16 | 7,93 | |
Тревога и депрессия | 10,16 | 11 | 7,33 | |
Резистенция | Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 22,5 | 22,33 | 8,26 |
Эмоционально-нравственная дезориентация | 19,16 | 12 | 8,93 | |
Расширение сферы экономии эмоций | 13,91 | 10,33 | 7,13 | |
Редукция профессиональных обязанностей | 22 | 22 | 7,46 | |
иеие | Эмоциональный дефицит | 24 | 12,33 | 6,6 |
Эмоциональная отстранённость | 19,83 | 13,33 | 8,33 | |
Истощение | Личностная отстранённость (деперсонализация) | 20,16 | 13,66 | 7,8 |
Психосоматические ипсиховегетативные нарушения | 14,08 | 6,4 | 6,33 |
Результаты исследования свидетельствуют о том
, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания:
1.В группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием выявлено, что в фазе напряжение наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (23,25), демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания; в фазе резистенция доминирующими симптомами являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (22,5), «редукция профессиональных обязанностей» (22), представляющие собой приёмы психологической защиты; в фазе истощение ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит» (24), «личностная отстранённость» (20,16), отражающие состояние нервной системы.
2.В группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием доминирующими симптомами синдрома эмоционального выгорания являются переживание психотравмирующих обстоятельств (21,33), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (22,33), редукция профессиональных обязанностей (22).
В ходе исследования с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием была обнаружена корреляция между фактором С (эмоциональной неустойчивостью) теста Кеттелла r=0,697 (p≤0,01) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко, и обратная корреляция между фактором Q3 (повышенный самоконтроль) теста Кеттелла r=-0,586 (p≤0,05) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко.
Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выделены три группы медсестёр по уровню сформированности эмоционального выгорания: 1)с отсутствием эмоционального выгорания, 2)с формирующимся эмоциональным выгоранием, 3)со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.
3.2.2 Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
На следующем этапе исследования с помощью методики цветовых выборов М. Люшера было определено психоэмоциональное состояние испытуемых. Результаты исследования по методике цветовых выборов М. Люшера представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
№ выбора | Последовательность позиций | ||
Сформировавшееся эмоциональное выгорание | Формирующееся эмоциональное выгорание | Отсутствие эмоционального выгорания | |
1-ый выбор | + + х х = = - -1 4 2 3 5 0 6 7 | !!! А+ х х = = = - -2 4 1 0 5 7 6 3 | + + х х = = = -3 4 2 1 6 5 7 0 |
2-ой выбор | 1 4 2 5 0 3 6 7+ + х = = - - -С ААА ! | 4 1 2 0 3 6 5 7 + + х х = = - - | 3 4 2 1 6 5 7 0+ + х х = = = - |
При сравнении групп медсестёр по результатам методики цветовых выборов Люшера можно выделить направленность личности как одну из ярко выраженных отличительных характеристик. У медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания преобладает деловая направленность: их отличает увлечённость, оптимизм, деловая активность, стремление к контактам, расширению сфер деятельности, высокая мотивация достижения, высокий уровень притязаний, потребность в самореализации и самоуважении, самостоятельность в деятельности. У них выражена потребность в обладании жизненными благами. Медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием отличает стремление к покою, всплески активности сменяются фазой пассивности, у них выражено стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса. Для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характерна направленность на интересы референтной группы, выраженное стремление к завоеванию признания и уважения со стороны значимых других, стремление к избеганию конфликта за счёт повышения самоконтроля.
Следующей отличительной характеристикой медсестёр можно назвать уровень стрессоустойчивости в профессиональной деятельности. Так у медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания высокий уровень стрессоустойчивости, им присущи эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, целеустремлённость, целенаправленность действий, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности. Медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, самоуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, демонстративностью, поисками признания, желанием произвести впечатление, склонностью к перепадам настроения, повышенной эмотивностью, беспокойством, напряжением из-за ограничения в самостоятельных решениях, стрессовым состоянием из-за подавленности биологических потребностей. Для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характерен низкий уровень стрессоустойчивости, они отличаются эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной напряжённостью, имеющей тенденцию к нарастанию, повышенным самоконтролем, неуверенностью, тенденцией к смене настроения, негативным отношением к запретам.
Отличительной особенностью медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания является выраженная экстравертированность – общительность, широкий спектр увлечений, обращённость в мир окружающих явлений жизни.
У медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием наблюдается проявление противоположных качеств: автономности и в то же время зависимости от мнения других, от ситуации успеха-неуспеха.
3.2.3 Изложение и анализ результатов исследования по 16PF- опроснику личности Р. Б. Кеттелла
На следующем этапе исследования были выявлены личностные черты испытуемых с помощью 16PF-опросника личности Р. Б. Кеттелла и статистически значимые различия, найденные при помощи параметрических критериев для независимых выборок Стьюдента и Фишера, по факторам 16PF-опросника личности Кеттелла:
1)между показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием (см. Табл. 4);
2)между показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и показателями группы медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием (см. Табл. 5);
3)между показателями группы медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием (см. Табл. 6).
Таблица 4 - Статистически значимые различия по критериям Фишера, Стьюдента между показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием по факторам теста Кеттелла
Факторы | Выборочная средняя (в стенах) | Критерий Фишера | Критерий Стьюдента | ||
Отсутствие эмоционального выгорания | Сформировавшееся эмоциональное выгорание | F(р≤0,05) | F(р≤0,01) | t(р=0,01) | |
А | 9,4 | 4,93 | | | 19,62 |
С | 7,4 | 4,26 | 3,3 | | |
Е | 7,6 | 6,13 | | | 4,224 |
F | 6,53 | 4 | | | 7,621 |
G | 4,46 | 8,46 | | 5,473 | |
H | 6,86 | 5,93 | | 9,237 | |
I | 4,53 | 8,33 | 2,938 | | |
L | 5 | 7,4 | 3,269 | | |
M | 6,53 | 5,06 | 3,649 | | |
N | 7 | 2,26 | | 3,905 | |
O | 4,4 | 9,2 | | | 20,01 |
Q1 | 6,46 | 4,06 | | | 11,74 |
Q2 | 6,66 | 2,93 | 3,68 | | |
Q3 | 4,86 | 6,53 | | | 3,683 |
Q4 | 4,13 | 7,4 | | 5,176 | |
Q1 | 7,773 | 6,12 | | | 7,192 |
Q2 | 3,92 | 7,72 | | | 20,54 |
Q3 | 5,64 | 3,16 | 3,208 | | |
Q4 | 6,4 | 3,76 | | | 8,753 |