Файл: Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).
4.Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).
5.Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
6.Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [34,86].
Анализируя фазы развития синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.
1.4 Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он предопределяет собой личностную деформацию.
Почему же простое человеческое общение превращается в профессиональное заболевание? Виноват заложенный в нас природой механизм сопереживания, сочувствия другому человеку. Он устроен таким образом, что мы вначале подсознательно отождествляем себя с партнером по общению, автоматически отражаем, как в зеркале, его телесно-эмоциональное состояние. Инстинктивно воспроизводя ощущения, вызванные эмоциями другого человека, мы принимаем их за свои собственные и в результате «заражаемся» чужим настроением. И как это ни парадоксально, развивается эмоциональное выгорание вследствие действия естественных механизмов психологической защиты. В первую очередь – вытеснения эмоций, с помощью которых человек неосознанно пытается отгородиться от неприятных переживаний. Вытесненные из сознания эмоции превращаются вначале в телесный дискомфорт, а со временем – в расстройства.
На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психосоциальных факторов, Бреннер сделал вывод, что на протяжении первых трёх лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания). Количество стресс-реакций возрастает, благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах [16].
Все типы ситуационных реакций (кроме ситуационной реакции дезорганизации) могут быть признаны реакциями психологической защиты, они экономят психологическую энергию, ограничивая практическую деятельность без нарушения системы адаптации.
Типы ситуационных реакций по картине и динамике: реакция эмоционального дисбаланса, пессимистическая ситуационная реакция, реакция отрицательного баланса, ситуационная реакция демобилизации, ситуационная реакция оппозиции, ситуационная реакция дезорганизации (снимает интеллектуальный контроль, дезорганизует конструктивное планирование, ускоряет социально-психическую дезадаптацию).
В случае подвижности психических процессов продолжительность ситуационной реакции невелика. Фактор астенизация – активность регулирует интенсивность ситуационной реакции. Активная психика включает систему личностной психологической защиты, в результате чего срабатывающие защитные механизмы оказываются эффективными и корригируют поведение индивидуума, то есть делают личность более адаптивной, что в свою очередь влечёт за собой снижение интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при ситуативных реакциях. Астенизация же провоцирует углубление неблагоприятных отрицательных переживаний, продлевая длительность стрессовой ситуационной реакции [3,111].
Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для медицинского работника. Адаптация к новым, а тем более к экстремальным условиям, достигается ценой затрат функциональных резервов организма за счёт так называемой биосоциальной платы. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни. Переход от одного функционального состояния к другому развивается в результате изменения свойств биологических систем: уровня функционирования, функциональных резервов, степени напряжения регуляторных механизмов [39,12].
Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности. Наше чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если мы учимся реагировать адаптивным способом, мы более успешно и эффективно действуем и повышаем свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к эмоциональному выгоранию. Когда требования (внyтpенние и внешние) постоянно преобладают над pесypсами (внyтpенними и внешними), y человека наpyшается состояние равновесия. Непрерывное или пpогpессиpyющее наpyшение равновесия неизбежно ведет к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
Адаптационный потенциал человека – количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономической трате функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие преморбидного состояния.
Выделяют пять основных групп функциональных состояний по показателю активности регуляторных систем:
1)норма – состояние уравновешенности организма с внешней средой, высокая приспособляемость организма к различным условиям достигается при минимальном напряжении регуляторных систем;
2)умеренное функциональное напряжение возникает после работы, к концу рабочего дня или как результат высокой активности человека;
3)выраженное функциональное напряжение характеризует состояние здорового человека во время работы;
4)резко выраженное функциональное напряжение у здоровых людей может кратковременно возникать в моменты больших нагрузок;
5)астенизация регуляторных систем – неспособность организма поддерживать равновесие с окружающей средой.
Важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности. Этот фактор эффективно срабатывает при определённых рассогласованиях позиций личности и господствующих установок среды, предупреждает развитие когнитивного диссонанса, следовательно, и дезадаптации личности. Нетерпимость обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На её проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность. К социально-психологическим установкам личности, определяющим отношение к другим людям, можно отнести локализацию контроля над происходящими событиями, иначе обозначаемую как экстернальность – интернальность [33,46].
Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определённых профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависит здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Медицинский работник тоже обладает определённой властью над больными.
У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определённая эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется чёрствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создаётся впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.
Следствием эмоционального выгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как медицинской сестре в этом состоянии кажется, что её чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. Появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медицинских сестёр считается появление или заметное учащение соматических заболеваний. Поэтому следует задумываться над тем, что беспричинно учащающиеся головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.
Наряду со стремлением снижать эмоциональную нагрузку в ситуации профессионального стресса часто наблюдается обратный вариант, связанный с трудоголизмом – стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. У многих медицинских работников нет никого, кроме сyпpyги/сyпpyга или паpтнеpа, с кем можно было бы поговорить о чем-нибyдь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом, будучи не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие. Образ родителя, который не способен отключаться от работы и не доступен для своих детей, остается трагическим стереотипом. Этому очень часто способствует наличие в медицинском самосознании заведомо иррациональных установок: «Я всегда должен быть успешным», «Мои пациенты и коллеги должны быть всегда довольны мной». Многие специалисты, находясь в синдроме «сгорания», искренне убеждены, что жесткие социальные стандарты медицинской профессии накладывают ограничения не только на стиль поведения, но и на чувства (я не вправе чувствовать злость, раздражение, страх, вину, иначе я – плохой специалист). И это создает отчуждение от самого себя. Если же при этом медицинская сестра неосознанно стремится играть роль «Родителя» или «Спасителя», отвечающего за все, – это прямой путь к профессиональному стрессу [13,28].