Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 684

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По длительности действия: постоянные и временные (например, осуществляющие функции государства при чрезвычайном положении, во время войны).

По способу решения вопросов: единоличные (Президент, Генеральный прокурор) и коллегиальные (Государственная Дума). 

По широте компетенции: общей (полномочны решать широкий круг вопросов, например, Правительство) и специальной (специализируются на определённом виде деятельности, например, Министерство образования, юстиции) компетенции.

.

  1. Антидемократические режимы: понятие и виды.

В отличие от демократического государственного режима, в антидемократических режимах отсутствует народовластие и иные признаки демократии. В науке выделяют тоталитарный и авторитарный режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

  • народ отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

  • вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;

  • устраняется оппозиция (формально разрешается деятельность политических партий, профсоюзов);

  • личность лишена гарантий безопасности, права и свободы формально провозглашены, установлен приоритет общих интересов над личными;

  • ряд сфер общественной жизни свободен от политического контроля (экономика, частная жизнь).

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. Нарушается принцип разделения властей: парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией. Термин «тоталитарный» был введён в оборот Б.Муссолини для описания фашистского движения в Италии. Характерными чертами данного режима являются:

  • идеологизация общественной жизни, нетерпимость к инакомыслию, введение цензуры;

  • сращивание правящей партии с государственным аппаратом;

  • абсолютная концентрация власти, объединяющей законодательную и исполнительную власти в одном органе;

  • централизация государственного управления и ликвидация местного самоуправления;

  • контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

  • бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

  • милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.


Можно выделить три вида тоталитарных режимов: левый (коммунизм), правый (фашизм), религиозный (исламский фундаментализм). Антидемократический режим не всегда следует рассматривать как негативное явление, поскольку в условиях внешней или внутренней угрозы он является действенным средством стабилизации ситуации в стране.

  1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Методы осуществления государственной власти.

Власть присуща любому обществу на любом этапе его развития, и поэтому носит социальный характер. Любая власть реализуется в форме отношения между людьми – властеотношения, складывающегося между властвующим и подвластным. Власть реализуется в определенных учреждениях и выступает регулятором общественных отношений. Проявление власти должно быть осознанным, т.е. власть носит интеллектуально-волевой характер.

Выделяют несколько видов власти: политическую и неполитическую, демократическую и недемократическую, легальную и легитимную. Особым видом социальной власти является государственная власть. Обладая всеми признаками социальной власти, государственная власть обладает рядом особенностей:

  • реализуется через государство и его органы;

  • носит публичный (общественный) характер, осуществляется специальным аппаратом и не совпадает с обществом;

  • это суверенная власть, обладающая независимостью и полнотой;

  • это универсальная власть, распространяющаяся на всю территорию государства;

  • обладает монополией на принятие нормативно-правовых актов, применение принуждения, сбор налогов;

  • призвана реализовывать общественные интересы.

Государственная власть носит политический характер, поскольку осуществляется в классово разделённом обществе, должна регулировать его интересы и потребности.

Способы осуществления государственной власти зависят от волевой позиции сторон властеотношения. Если интересы властвующих и подвластных совпадают, предписания государства выполняются добровольно, то властеотношения реализуются беспрепятственно. В случае возникновения конфликта интересов государство может прибегнуть к различным методам – достижению компромисса, убеждению, принуждению. Немаловажно и идеологическое, информационное воздействие на личность как способ осуществления власти.



  1. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретают функции государства. Основными формами осуществления функций государства являются: законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность. Все данные формы являются правовыми, то есть регламентируются нормами права и связаны с изданием нормативных актов (правовых и индивидуальных). Неправовыми (или, точнее, организационными) формами осуществления функций государства называются такие, которые связаны с созданием государственных органов, их материальным обеспечением и подбором кадров. Идеологическая, воспитательная, техническая деятельность государства также реализует его функции в неправовой форме.

Методы осуществления функций государства – приемы и способы, используемые в данном процессе. Долгое время считалось, что государство осуществляет свои функции двумя методами: убеждения и принуждения. Не отрицая значимости данных способов, следует указать на множество методов реализации функций государства. К ним относятся:

  • метод нормативно-правового регулирования (издание нормативно-правовых актов);

  • метод принуждения (при нарушении норм права) и убеждения;

  • метод рекомендаций (субъект самостоятельно выбирает вариант поведения, один из которых рекомендован государством) и поощрения (стимулирования общественно полезной деятельности);

  • метод договорного регулирования (например, при определении компетенции федерации и субъектов);

  • метод надзора и контроля;

  • метод информационного воздействия (посредством оповещения, ведения идеологической работы).

  1. Политическая система общества: понятие и структура.

В структуре общества выделяются несколько сфер – экономическая, социальная, политическая, духовная, культурная. Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты; её основным назначением является обеспечение целостности общества, достижение компромисса между слоями общества. Политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов
, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.

Характерными чертами политической системы выступают:

  • связь с государственной властью;

  • отражение политических процессов, происходящих в обществе;

  • управление делами общества, выражение интересов его групп;

  • регулирование с помощью политических норм и правил.


В структуре политической системы можно выделить 4 элемента:

  • институциональный, который включает в себя собственно политические организации (государство, партии), неполитические организации (общества, союзы), религиозные организации, СМИ, органы местного самоуправления, органы социального партнёрства, людей. Запрещённые ассоциации не имеют права участвовать в политической жизни, однако, активно участвую в ней (запрещенные партии, экстремистские и террористические организации);

  • регулятивный, включающий в себя правовые нормы, корпоративные нормы, политические нормы, обычаи и традиции, правила политической этики;

  • функциональный, раскрывающий направления и формы деятельности политической системы, методы политической деятельности. Функциями политической системы являются политическое руководство обществом и управление его делами, интеграция различных элементов политической системы, регулирование политического поведения, а также политико-идеологическая, мобилизационная, информационная функции.

  • коммуникативный, предполагающий существование как правовых, так и неформальных отношений внутри политической системы. Неформальные отношения между государственными служащими, представителями бизнеса, торговых союзов, банков существенно влияют на политическую систему общества.

В совокупности все элементы политической системы характеризуют политическую активность населения, политическую культуру общества.

  1. Место и роль государства в политической системе общества.

Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, группы, является государство с присущими ему специфическими признаками. Только государство выступает в качестве представителя всего общества, интегрирует его и выражает его интересы. Государство – единственное суверенное образование в политической системе, распространяющее свою власть на всё общество. Государство вправе принимать властные решения, а также обладает аппаратом управления и принуждения.


Данные признаки государства обуславливают его роль в политической системе общества. Так, государство – единственная полновластная организация на определенной территории. Все иные организации распространяют свою власть на ограниченный круг лиц (члены организации, партии), и нередко стремятся к приобретению государственной власти.

Исходя из социального назначения государства, оно является собственно политической организацией, направленное на урегулирование отношений между различными слоями общества.

Исходя из правотворческих полномочий государства, оно регулирует условия и порядок формирования иных институтов политической системы, устанавливает ограничения и запреты в их деятельности. Таким образом, государство можно назвать одним из наиболее важных элементов в политической системе, существенно влияющим на её развитие.

  1. Партии в политической системе общества.

Политические партии – необходимый элемент демократической политической системы. Основное назначение политической партии – участие в выборах в представительные органы, борьба за власть (государственную, муниципальную).Назначение политической партии заключается также:

  • в интеграции социальной группы;

  • в снятии ее внутренних противоречий.

В ч.1 ст. 3 ФЗ «О политических партиях» 2001 г. дано следующее определение политической партии: это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни посредством формирования и выражения их воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах власти.

Признаками политической партии являются участие в политической жизни, борьба за власть, связь с избирательной системой, наличие идеологии. Партии имеют свою программу, систему целей, организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют корпоративные нормы поведения. Поэтому партии служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Через признаки партии раскрываются и её функции: социального представительства, борьбы за власть, идеологическая, кадровая, политической социализации, выработки политического курса.