Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 684
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По длительности действия: постоянные и временные (например, осуществляющие функции государства при чрезвычайном положении, во время войны).
По способу решения вопросов: единоличные (Президент, Генеральный прокурор) и коллегиальные (Государственная Дума).
По широте компетенции: общей (полномочны решать широкий круг вопросов, например, Правительство) и специальной (специализируются на определённом виде деятельности, например, Министерство образования, юстиции) компетенции.
.
-
Антидемократические режимы: понятие и виды.
В отличие от демократического государственного режима, в антидемократических режимах отсутствует народовластие и иные признаки демократии. В науке выделяют тоталитарный и авторитарный режимы.
Авторитарный режим отличается тем, что:
-
народ отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью; -
вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты; -
устраняется оппозиция (формально разрешается деятельность политических партий, профсоюзов); -
личность лишена гарантий безопасности, права и свободы формально провозглашены, установлен приоритет общих интересов над личными; -
ряд сфер общественной жизни свободен от политического контроля (экономика, частная жизнь).
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. Нарушается принцип разделения властей: парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.
При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией. Термин «тоталитарный» был введён в оборот Б.Муссолини для описания фашистского движения в Италии. Характерными чертами данного режима являются:
-
идеологизация общественной жизни, нетерпимость к инакомыслию, введение цензуры; -
сращивание правящей партии с государственным аппаратом; -
абсолютная концентрация власти, объединяющей законодательную и исполнительную власти в одном органе; -
централизация государственного управления и ликвидация местного самоуправления; -
контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан; -
бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению; -
милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.
Можно выделить три вида тоталитарных режимов: левый (коммунизм), правый (фашизм), религиозный (исламский фундаментализм). Антидемократический режим не всегда следует рассматривать как негативное явление, поскольку в условиях внешней или внутренней угрозы он является действенным средством стабилизации ситуации в стране.
-
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Методы осуществления государственной власти.
Власть присуща любому обществу на любом этапе его развития, и поэтому носит социальный характер. Любая власть реализуется в форме отношения между людьми – властеотношения, складывающегося между властвующим и подвластным. Власть реализуется в определенных учреждениях и выступает регулятором общественных отношений. Проявление власти должно быть осознанным, т.е. власть носит интеллектуально-волевой характер.
Выделяют несколько видов власти: политическую и неполитическую, демократическую и недемократическую, легальную и легитимную. Особым видом социальной власти является государственная власть. Обладая всеми признаками социальной власти, государственная власть обладает рядом особенностей:
-
реализуется через государство и его органы; -
носит публичный (общественный) характер, осуществляется специальным аппаратом и не совпадает с обществом; -
это суверенная власть, обладающая независимостью и полнотой; -
это универсальная власть, распространяющаяся на всю территорию государства; -
обладает монополией на принятие нормативно-правовых актов, применение принуждения, сбор налогов; -
призвана реализовывать общественные интересы.
Государственная власть носит политический характер, поскольку осуществляется в классово разделённом обществе, должна регулировать его интересы и потребности.
Способы осуществления государственной власти зависят от волевой позиции сторон властеотношения. Если интересы властвующих и подвластных совпадают, предписания государства выполняются добровольно, то властеотношения реализуются беспрепятственно. В случае возникновения конфликта интересов государство может прибегнуть к различным методам – достижению компромисса, убеждению, принуждению. Немаловажно и идеологическое, информационное воздействие на личность как способ осуществления власти.
-
Формы и методы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретают функции государства. Основными формами осуществления функций государства являются: законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность. Все данные формы являются правовыми, то есть регламентируются нормами права и связаны с изданием нормативных актов (правовых и индивидуальных). Неправовыми (или, точнее, организационными) формами осуществления функций государства называются такие, которые связаны с созданием государственных органов, их материальным обеспечением и подбором кадров. Идеологическая, воспитательная, техническая деятельность государства также реализует его функции в неправовой форме.
Методы осуществления функций государства – приемы и способы, используемые в данном процессе. Долгое время считалось, что государство осуществляет свои функции двумя методами: убеждения и принуждения. Не отрицая значимости данных способов, следует указать на множество методов реализации функций государства. К ним относятся:
-
метод нормативно-правового регулирования (издание нормативно-правовых актов); -
метод принуждения (при нарушении норм права) и убеждения; -
метод рекомендаций (субъект самостоятельно выбирает вариант поведения, один из которых рекомендован государством) и поощрения (стимулирования общественно полезной деятельности); -
метод договорного регулирования (например, при определении компетенции федерации и субъектов); -
метод надзора и контроля; -
метод информационного воздействия (посредством оповещения, ведения идеологической работы).
-
Политическая система общества: понятие и структура.
В структуре общества выделяются несколько сфер – экономическая, социальная, политическая, духовная, культурная. Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты; её основным назначением является обеспечение целостности общества, достижение компромисса между слоями общества. Политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов
, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.
Характерными чертами политической системы выступают:
-
связь с государственной властью; -
отражение политических процессов, происходящих в обществе; -
управление делами общества, выражение интересов его групп; -
регулирование с помощью политических норм и правил.
В структуре политической системы можно выделить 4 элемента:
-
институциональный, который включает в себя собственно политические организации (государство, партии), неполитические организации (общества, союзы), религиозные организации, СМИ, органы местного самоуправления, органы социального партнёрства, людей. Запрещённые ассоциации не имеют права участвовать в политической жизни, однако, активно участвую в ней (запрещенные партии, экстремистские и террористические организации); -
регулятивный, включающий в себя правовые нормы, корпоративные нормы, политические нормы, обычаи и традиции, правила политической этики; -
функциональный, раскрывающий направления и формы деятельности политической системы, методы политической деятельности. Функциями политической системы являются политическое руководство обществом и управление его делами, интеграция различных элементов политической системы, регулирование политического поведения, а также политико-идеологическая, мобилизационная, информационная функции. -
коммуникативный, предполагающий существование как правовых, так и неформальных отношений внутри политической системы. Неформальные отношения между государственными служащими, представителями бизнеса, торговых союзов, банков существенно влияют на политическую систему общества.
В совокупности все элементы политической системы характеризуют политическую активность населения, политическую культуру общества.
-
Место и роль государства в политической системе общества.
Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, группы, является государство с присущими ему специфическими признаками. Только государство выступает в качестве представителя всего общества, интегрирует его и выражает его интересы. Государство – единственное суверенное образование в политической системе, распространяющее свою власть на всё общество. Государство вправе принимать властные решения, а также обладает аппаратом управления и принуждения.
Данные признаки государства обуславливают его роль в политической системе общества. Так, государство – единственная полновластная организация на определенной территории. Все иные организации распространяют свою власть на ограниченный круг лиц (члены организации, партии), и нередко стремятся к приобретению государственной власти.
Исходя из социального назначения государства, оно является собственно политической организацией, направленное на урегулирование отношений между различными слоями общества.
Исходя из правотворческих полномочий государства, оно регулирует условия и порядок формирования иных институтов политической системы, устанавливает ограничения и запреты в их деятельности. Таким образом, государство можно назвать одним из наиболее важных элементов в политической системе, существенно влияющим на её развитие.
-
Партии в политической системе общества.
Политические партии – необходимый элемент демократической политической системы. Основное назначение политической партии – участие в выборах в представительные органы, борьба за власть (государственную, муниципальную).Назначение политической партии заключается также:
-
в интеграции социальной группы; -
в снятии ее внутренних противоречий.
В ч.1 ст. 3 ФЗ «О политических партиях» 2001 г. дано следующее определение политической партии: это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни посредством формирования и выражения их воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах власти.
Признаками политической партии являются участие в политической жизни, борьба за власть, связь с избирательной системой, наличие идеологии. Партии имеют свою программу, систему целей, организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют корпоративные нормы поведения. Поэтому партии служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
Через признаки партии раскрываются и её функции: социального представительства, борьбы за власть, идеологическая, кадровая, политической социализации, выработки политического курса.