Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 688
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как элементы политической системы, государство и политические партии не могут не взаимодействовать. Формами взаимодействия государства и политических партий являются:
-
участие партий в формировании выборных органов власти; -
участие в формировании политического курса государства; -
влияние на процесс законотворчества путём внесения предложений; -
контроль за государственными органами; -
установление государством правовых рамок деятельности политической партии, определение её правового статуса; -
регулирование участия партии в избирательных кампаниях; -
решение вопросов конституционности партий; -
контроль финансовой деятельности партий.
В своём развитии партии прошли путь от аристократических группировок и политических клубов до современных массовых партий. Партии могут быть поделены по социальному признаку (чьи интересы выражают – промышленники, крестьяне, рабочие); идеологической ориентации (либеральные, консервативные, социалистические, национально-патриотические); составу (кадровые и массовые); месту в системе власти (правящие и оппозиционные); используемым методам политической борьбы (правые, левые и центристские).
-
Место и роль общественных объединений в политической системе общества.
Право на объединение является одним из важнейших политических прав личности и закреплено во многих международных актах (Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ (ст. 30). Право на объединение включает в себя правомочия создавать объединения, вступать в них либо воздерживаться от вступления, и выходить из объединений.
Ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» 1995 г. определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Закон предусматривать 6 видов общественных объединений: организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Для участия в политической жизни общественные объединения могут осуществлять следующие правомочия: создавать СМИ, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях, использовать банковские вклады.
Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер: государство регулирует правовой статус объединений, пределы их деятельности и объём полномочий, а объединения участвуют в политической жизни, политических акциях (митингах, демонстрация, шествиях), контролируют деятельность государства. Государство и объединения сотрудничают в следующих сферах: информирование граждан, ведение общих дел (охрана окружающей среды, правопорядка, труда), законотворчество. Государство наделено полномочиями проверять деятельность общественного объединения, приостанавливать или запрещать её.
-
Государство и церковь: правовые формы их взаимодействия.
В зависимости от типа государственно-конфессиональных отношений все государства могут быть поделены на 4 группы: теократические, клерикальные, светские, атеистические.
Признаками теократического государства (Ватикан, Иран) являются:
-
государственная власть принадлежит церкви; -
религиозные нормы регулируют все сферы публичной и частной жизни, являются источником законодательства; - 1 2 3 4 5 6 7 8 9
глава государства является высшим религиозным деятелем.
В клерикальном государстве (Великобритания, Швеция, Япония):
-
одна религия имеет статус государственной, пользуется привилегиями; -
полного сращивания религии и государства не происходит: государство уважает религию, исповедуемую большинством населения и поддерживает традиции; -
церковь активно участвует в экономических отношениях; -
включена в политическую систему, имеет представительство в высших органах власти; -
наделяется рядом юридических полномочий (регистрация брака); -
контролирует образование, воспитание, СМИ.
Светское государство обладает следующими признаками (Германия, США):
-
религиозные организации отделены от государства; -
государство не вправе контролировать отношение граждан к религии, вмешиваться во внутрицерковные дела; -
государство не оказывает материальной помощи ни одной из религий; -
религиозные организации не выполняют юридических функций, не вмешиваются в политическую жизнь страны.
Особенностями атеистического государства являются следующие (Албания, социалистические страны):
-
отсутствие у церкви права собственности; -
запрет либо жёсткий контроль религиозных организаций; -
репрессии священнослужителей и верующих; -
запрет проведения обрядов, ритуалов, распространения религиозной литературы; -
подмена свободы совести пропагандой атеизма.
-
Правовой статус личности: понятие, структура, принципы, виды.
Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в обществе; это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус – реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.
В структуру правового статуса входят следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности
; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа.
На правовое положение личности оказывают воздействие экономические (кризисы, безработица), политические (сепаратизм, чрезвычайное положение), нравственно-психологические факторы (потеря ориентиров и приоритетов, духовной опоры).
Различают следующие виды правового статуса:
-
общий (конституционный) – наиболее устойчивый, определяется Конституцией РФ, раскрывает положение личности в обществе в целом, свидетельствует о степени демократичности государства;
-
специальный (родовой) – указывает на особенности положения определенных категорий граждан , их дополнительные права, обязанности, льготы; -
индивидуальный - фиксирует статус отдельного лица, совокупность персонифицированных прав и обязанностей, наиболее динамичная категория.
По признаку гражданства можно выделить статус граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством, беженцев, российских граждан, находящихся за рубежом. В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, определяющих статус личности, выделяют отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, профессиональный, должностной.
Принципы правового статуса личности - это основные начала, исходя из которых осуществляются использование прав и выполнение обязанностей. Конституционными принципами правового статуса личности являются равноправие (запрет дискриминации, равенство возможностей), непосредственное действие прав, неотчуждаемость прав, недопустимость их произвольного ограничения. При осуществлении прав человек не может нарушать права и свободы других лиц, правовой статус состоит не только из прав, но и из обязанностей. Гарантированность прав и свобод состоит в обязанности государства обеспечить каждому человеку реальную возможность пользоваться ими.
-
Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Гарантии прав человека позволяют выявить действительный правовой статус личности, поскольку нередко права личности провозглашаются, но не обеспечиваются механизмами реализации.
Гарантии как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера всесторонне показывают уровень экономического и политического развития общества, общественного и правового сознания населения. Система гарантий прав человека строится на принципах всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Можно выделить следующие виды гарантий прав и свобод:
-
материальные (единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, социальное партнерство); -
политические (народовластие, политический плюрализм); -
духовные (идеологическое многообразие, доступность и бесплатность образования, свобода творчества); -
юридические (обязанность государства обеспечить право на судебную защиту, получение квалифицированной юридической помощи). Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации и гарантии охраны прав. Гарантиями реализации прав являются: пределы прав и свобод, юридические факты, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной реализации прав. Гарантии охраны прав – это конституционный контроль и надзор, меры защиты, меры юридической ответственности виновных, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности; -
организационные – состоят в определении, принятии и решении государством задач социальной и правовой политики; государственном и общественном контроле; обработке информации. По содержанию их можно классифицировать на контрольные, процедурные (тайна совещательной комнаты как гарантия независимости судей), организационно-технические (применение технических средств для сохранения тайны голосования).
По сфере действия гарантии можно разделить на внутригосударственные и международные. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции и имеют первостепенное значение. Международные гарантии – это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина (например, занятость населения). В данную систему входят Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и другие международные документы.