Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Естествознание с методикой преподавания
Практическое занятие 3.
Выполнил:
Обучающийся Григорьева София Константиновна
Преподаватель:
Музафарова Екатерина Александровна
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов — 4.
Решите педагогическую задачу:
Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».
Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:
-
Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности. -
Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.
Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога
Тип проекта | Цель проекта | Тема проекта | Описание проектного продукта |
Практико- ориентированный | Решение практических задач | 1. Живой уголок в нашем классе | Нацелен на интересы учеников класса. Продукт исследования может быть использован школой. Учебные пособия, растения, беседа с родителями, макеты, эскизы. |
2.Береги зрение | |||
Исследовательский | Доказательство или опровержение гипотезы | 1.Исследование питьевой воды | Научное исследование, применение его в жизни. Результат исследования, оформленный определенным образом. |
2. Моя родословная | |||
Информационный | Сбор информации об объекте или явлении | 1.Ученые математики. | направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм. Результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. |
2.Моя улица | |||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
| Игры, правила, история, правила, видеоматериал, примеры |
2.Шахматы спорт или игра? | |||
Игровой (ролевой) | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы | 1.Зарядка для обучающихся в начальной школе | Мероприятия (игра, состязание, викторины и т.д) |
2.Мир спорта |
1. Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:
-
Умение работать с информацией. -
Опыт целеполагания. -
Опыт планирования. -
Расширение кругозора. -
Развитие мышления. -
Развитие эмоциональной сферы. -
Развитие творческих способностей. -
Опыт публичного выступления.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 3.
Решите педагогическую задачу:
В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».
Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.
Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.
Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
№ п/п | Вопрос/задание | Пояснение/обоснование ответа |
1. | УМК | «Перспективная начальная школа» |
2. | Предмет | Окружающий мир |
3. | Тема урока | Земля. Модель Земли |
4. | Класс | 2 |
5. | Цель урока | познакомить обучающихся с моделью Земли – глобусом. |
6. | Задачи урока |
|
7. | Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа) | Итог урока Динамическая пауза |
8. | Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью) | Теперь вы выполните следующее задание. · Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли? · Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении? · Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим. · Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь. · Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 3.
Вы являетесь учителем начальных классов.
На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.
Вопросы:
-
Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:
-
Название животного -
Отличительная особенность\ -
Внешнее строение -
Размножение -
Значение в природе края/региона
-
Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».
Таблица – Эталоны ответов
Эталон 1 | |
Название животного | змеи |
Отличительная особенность | подотряд класса пресмыкающихся. От других рептилий змеи отличаются удлиненным телом и отсутствием парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век. |
Внешнее строение | подотряд класса пресмыкающихся. От других рептилий змеи отличаются удлиненным телом и отсутствием парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век. |
Размножение | Развиваются из яиц |
Значение в природе края/региона | Змеи участвуют в круговороте веществ, т. е. в пищевых цепях, регулируют численность других живых организмов в природе. Большую роль имеет роющая деятельность. В жизни человека: змеи уничтожают грызунов и насекомых вредящих человеку. Используются как домашние животные. Их мясо и кожа используется в хозяйстве человека. Из змеиного яда изготавливают лекарственные препараты. |
Эталон 2 | |
Название животного | кабан |
Отличительная особенность | Травоядное млекопитающее, дикая лесная свинья |
Внешнее строение | Мощное рыло с пятачком выдается вперед и позволяет животному рыть землю, даже промерзлую, на глубину 15-17 см. Хвост прямой, 20-25 см в длину, на кончике украшен кисточкой. Звуки издает, похожие на домашнюю свинью (хрюкает и визжит). При беге развивает скорость до 40 км/ч. Хорошо плавает. |
Размножение | – Рождают живых детенышей – Вскармливают детей молоком |
Значение в природе края/региона | Роль кабана в жизни природы двоякая. С одной стороны эти животные приносят немалую пользу перекапывая лесную подстилку и заделывая в нее семена лесных растений, а также уничтожая множество личинок вредителей. С другой стороны кабаны могут причинить не меньший вред: там, где их численность высока, кабаны часто подчистую уничтожают заросли луковичных и корневищных растений, разоряют гнезда птиц и шмелей |
Эталон 3 | |
Название животного | курица |
Отличительная особенность | Самая многочисленная и распространённая домашняя птица, а в XXI веке - самый многочисленный на Земле вид птиц. |
Внешнее строение | У них крепкие лапы, приспособленные для быстрого бега и рытья земли. Летать умеют не все куриные и, в лучшем случае, лишь на небольшие расстояния. Телосложение их плотное, голова небольшая, шея короткая, клюв короткий, сильный, слегка выпуклый, приспособленный для добывания грубого, преимущественно растительного корма с поверхности земли или с древесно-кустарниковой растительности. Крылья короткие и широкие, облегчающие быстрый вертикальный подъём, что часто бывает важно для наземных птиц, особенно живущих в лесу. |
Размножение | Развиваются из яиц |
Значение в природе края/региона | К роли кур в природе относится участие в пищевой цепочке. Они питаются мошками, червями, насекомыми. А более крупные представители фауны в свою очередь питаются куриными. Человек разводит кур для получения: мяса, яиц, перьев. В сельском хозяйстве важна роль кур в уничтожении вредных насекомых. Куры прочно занимают свое место в экосистеме, способны населять разнообразные ландшафты. |
Задание 4
Таблица – Анализ проведенного этапа урока
№ п/п | Вопрос для анализа этапа просмотренного урока | Обоснованный аналитический ответ проведенного урока |
1. | Этап урока | Изучение новых знания для общего познания |
2. | Название метода, который использует учитель | Дневник путешествия |
3. | Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения | формирует положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира; формирует умения сравнивать, анализировать, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; уметь организовывать свою деятельность. |
4. | Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока | - Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.) А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.) Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. - В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа? (Мнения детей). -Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы. - Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений? (Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей). Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа. (Мнения детей). Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности? (Мнения детей). - Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. - Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице. - Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные? (Ответы детей). - На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт. Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. |
5. | Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний | подготовить интерактивную презентацию о достопримечательностях Черноморского побережья. |
Таблица 3 – Технологическая карта
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала | - Приветствие - Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны. - Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока. | Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны». Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу. | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы, организация рабочего места. |
II. Актуализация опорных знаний. | Защита проекта «Географическое положение» | - Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий! - На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области». | Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей. Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море, омывающее о. Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач. Регулятивные: контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Презентация проектов. Взаимопроверка Защита проекта Самопроверка по образцу |
Определение степени усвоения | Работа с контурной картой | - На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его. - Проверьте, как вы справились с этим заданием. | Находят и отмечают на карте | Работа в парах | ||
| Защита проекта «Полезные ископаемые Вологодской области» | - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения. Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области. | Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области | | ||
Определение степени усвоения | Работа по карточке | - Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области | Выполняют задание на карточке | Индивидуальная | ||
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА» | ||||||
| Защита проекта «Кто живёт в лесу?» | - Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект. Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина. | Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод. | | ||
Определение степени усвоения | Составление рассказа. | - Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе. | Готовят сообщение и выступают. | Работа в группах. | | Вспомнить правила работы в группе. |
III. Проверочная работа | Работа с карточками | - мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты, поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме . | Выполняют тест | индивидуальная | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | - Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его? - Что особенно запомнилось, было интересно? - Сумели ли мы достигнуть поставленной цели? - Что бы ещё хотели узнать о нашем крае? - Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем. - После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме. Оценки за урок. | Отвечают на вопросы Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. | Устные ответы |
V. Домашнее задание | | Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе». | | | | |