Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Естествознание с методикой преподавания

Практическое занятие 3.


Выполнил:

Обучающийся Григорьева София Константиновна

Преподаватель:

Музафарова Екатерина Александровна


ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов — 4. 

Решите педагогическую задачу:

Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».

Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:

  1. Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности.

  2. Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.

Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога

Тип

проекта

Цель проекта

Тема проекта

Описание проектного продукта

Практико- ориентированный

Решение практических задач

1. Живой уголок в нашем классе

 Нацелен на интересы учеников класса.

Продукт исследования может быть использован школой.

Учебные пособия, растения, беседа с родителями, макеты, эскизы.

2.Береги зрение

Исследовательский

Доказательство или опровержение гипотезы

1.Исследование питьевой воды 

 Научное исследование, применение его в жизни.

Результат исследования, оформленный определенным образом.

 

2. Моя родословная

Информационный

Сбор информации об объекте или явлении

1.Ученые математики.

 направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов.

 

2.Моя улица

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

  1. Напольная игра

 Игры, правила, история, правила, видеоматериал, примеры

 

2.Шахматы спорт или игра?

Игровой (ролевой)

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы

1.Зарядка для обучающихся в начальной школе

 Мероприятия (игра, состязание, викторины и т.д)

 

2.Мир спорта



1. Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.

  • Опыт целеполагания.

  • Опыт планирования.

  • Расширение кругозора.

  • Развитие мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы.

  • Развитие творческих способностей.

  • Опыт публичного выступления.

ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов — 3. 

Решите педагогическую задачу:

В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»).  В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».

Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.

Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.

Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)

№ п/п

Вопрос/задание

Пояснение/обоснование ответа

1.

УМК

«Перспективная начальная школа»

2.

Предмет

Окружающий мир

3.

Тема урока

 Земля. Модель Земли

4.

Класс

2

5.

Цель урока

 познакомить обучающихся с моделью Земли – глобусом.

6.

Задачи урока

  1. создать условия для уточнения названия нашей планеты,

  2. ознакомления с формой планеты;

  3. учить находить на глобусе ось, экватор, Северный и Южный полюсы.

7.

Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа)

Итог урока Динамическая пауза

8.

Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью)

 Теперь вы выполните следующее задание.
·        Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?

·        Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

·        Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

·        Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

·        Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.




ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов — 3. 

Вы являетесь учителем начальных классов.

На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.

Вопросы:

  1. Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:

  • Название животного

  • Отличительная особенность\

  • Внешнее строение

  • Размножение

  • Значение в природе края/региона

  1. Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».

Таблица – Эталоны ответов

Эталон 1

Название животного

  змеи

Отличительная особенность

 подотряд класса пресмыкающихся. От других рептилий змеи отличаются удлиненным телом и отсутствием парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век.

Внешнее строение

 подотряд класса пресмыкающихся. От других рептилий змеи отличаются удлиненным телом и отсутствием парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век.

Размножение

 Развиваются из яиц

Значение в природе края/региона

 Змеи участвуют в круговороте веществ, т. е. в пищевых цепях, регулируют численность других живых организмов в природе.

Большую роль имеет роющая деятельность.

В жизни человека:

змеи уничтожают грызунов и насекомых вредящих человеку.

Используются как домашние животные.

Их мясо и кожа используется в хозяйстве человека.

Из змеиного яда изготавливают лекарственные препараты.


Эталон 2

Название животного

 кабан

Отличительная особенность

Травоядное млекопитающее, дикая лесная свинья

Внешнее строение

 Мощное рыло с пятачком выдается вперед и позволяет животному рыть землю, даже промерзлую, на глубину 15-17 см. Хвост прямой, 20-25 см в длину, на кончике украшен кисточкой. Звуки издает, похожие на домашнюю свинью (хрюкает и визжит). При беге развивает скорость до 40 км/ч. Хорошо плавает.

Размножение

 – Рождают живых детенышей
– Вскармливают детей молоком

Значение в природе края/региона

 Роль кабана в жизни природы двоякая. С одной стороны эти животные приносят немалую пользу перекапывая лесную подстилку и заделывая в нее семена лесных растений, а также уничтожая множество личинок вредителей. С другой стороны кабаны могут причинить не меньший вред: там, где их численность высока, кабаны часто подчистую уничтожают заросли луковичных и корневищных растений, разоряют гнезда птиц и шмелей

Эталон 3

Название животного

 курица

Отличительная особенность

 Самая многочисленная и распространённая домашняя птица, а в XXI веке - самый многочисленный на Земле вид птиц.  

Внешнее строение

 У них крепкие лапы, приспособленные для быстрого бега и рытья земли. Летать умеют не все куриные и, в лучшем случае, лишь на небольшие расстояния. Телосложение их плотное, голова небольшая, шея короткая, клюв короткий, сильный, слегка выпуклый, приспособленный для добывания грубого, преимущественно растительного корма с поверхности земли или с древесно-кустарниковой растительности. Крылья короткие и широкие, облегчающие быстрый вертикальный подъём, что часто бывает важно для наземных птиц, особенно живущих в лесу.

Размножение

 Развиваются из яиц

Значение в природе края/региона

 К роли кур в природе относится участие в пищевой цепочке. Они питаются мошками, червями, насекомыми. А более крупные представители фауны в свою очередь питаются куриными. Человек разводит кур для получения: мяса, яиц, перьев. В сельском хозяйстве важна роль кур в уничтожении вредных насекомых. Куры прочно занимают свое место в экосистеме, способны населять разнообразные ландшафты.



Задание 4

Таблица – Анализ проведенного этапа урока

п/п

Вопрос для анализа этапа просмотренного урока

Обоснованный аналитический ответ проведенного урока

1.

Этап урока

 Изучение новых знания для общего познания

2.

Название метода, который использует учитель

  Дневник путешествия

3.

Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения

 формирует положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

формирует умения сравнивать, анализировать, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

уметь организовывать свою деятельность.


4.

Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока

 - Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

(Мнения детей).

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

- Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.

(Мнения детей).

Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?

(Мнения детей).

- Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса.

- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

(Ответы детей).

- На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. 


5.

Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний

  подготовить интерактивную презентацию о достопримечательностях Черноморского побережья.




Таблица 3 – Технологическая карта

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала

- Приветствие

- Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны.

- Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока.

Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны».

Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу.

Фронтальная, индивидуальная




Устные ответы, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.


Защита проекта «Географическое положение»

- Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

- На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области».


Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей. Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море, омывающее о. Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее

эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач.

Регулятивные:

контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.


Презентация проектов.

Взаимопроверка

Защита проекта

Самопроверка по образцу



Определение степени усвоения

Работа с контурной картой

- На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его.

- Проверьте, как вы справились с этим заданием.

Находят и отмечают на карте



Работа в парах




Защита проекта «Полезные ископаемые Вологодской области»

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения.

Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области.

Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области




Определение степени усвоения

Работа по карточке

- Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области

Выполняют задание на карточке

Индивидуальная

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА»




Защита проекта «Кто живёт в лесу?»

- Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект.

Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина.


Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод.




Определение степени усвоения

Составление рассказа.

- Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе.

Готовят сообщение и выступают.

Работа в группах.




Вспомнить правила работы в группе.

III.

Проверочная работа

Работа с карточками

- мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты, поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме .


Выполняют тест

индивидуальная







IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок.

- Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленной цели?

- Что бы ещё хотели узнать о нашем крае?

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем.
- После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме.
Оценки за урок.

Отвечают на вопросы


Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли


Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Устные ответы

V. Домашнее задание




Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе».